Потребительский экстремизм

Разделы: История и обществознание


11.jpg

В средствах массовой информации настойчиво звучат адресованные к потребителям призывы отстаивать свои права в случае любого недовольства приобретенным товаром или услугой. В таких случаях потребителю предлагается воспользоваться его правами, предусмотренными Законом "О защите прав потребителей". При этом часто в СМИ лишь поверхностно разъясняются положения действующего законодательства о защите прав потребителей. В связи с чем у аудитории формируется ошибочное мнение о том, что потребитель всегда прав, вне зависимости от обоснованности предъявленных к продавцу требований. В свою очередь неправильное понимание правовой природы гражданского законодательства приводит к тому, что у некоторых не очень порядочных граждан возникает желание "заработать" за счёт продавца путём злоупотребления своими правами потребителя. Такому положению дел не в последней мере способствует сама правовая конструкция Закона "О защите прав потребителей", которая во многих случаях предусматривает презумпцию виновности продавцов и производителей товаров и услуг. Вследствие чего в настоящее время получило широкое распространение явление потребительского экстремизма, под которым понимаются действия потребителей, осуществляемые ими исключительно с намерением причинить вред предпринимателю, а также злоупотребления своим правом в иных формах. По оценкам экспертов потребители-экстремисты составляют примерно 5-8% от общего числа покупателей. Часто бывает затруднительно определить, где кончается защита прав и начинается обыкновенное сутяжничество, или потребительский экстремизм. Фраза "потребитель всегда прав" воспринимается российскими судами как руководство к действию.

6.jpg

7.jpg

8.jpg

По оценкам экспертов, при возникновении судебных споров по искам потребителей суд, как правило, становится на сторону покупателя. И лишь в 5-7% случаев решения принимаются в пользу продавца. Такую позицию судов во многом можно объяснить тем, что согласно Закону "О защите прав потребителей" при удовлетворении требований потребителя в судебном порядке с продавца в пользу государства взыскивается штраф в размере половины от присуждённой потребителю суммы. Это так называемая скрытая форма пополнения бюджетных средств, за счет которых содержится вся государственная власть, с платежеспособной части населения, в частности с хозяйствующих субъектов. Поэтому в большинстве случаев продавцы предпочитают не связываться с требовательным покупателем и не доводить дело до суда, идя покупателю на уступки вне зависимости от того, является ли требование покупателя законным и обоснованным или нет.

Списывать все возникающие проблемы на "несовершенный", как некоторые считают, Закон, мне кажется, не совсем правильно. Виноват не Закон, а люди, которые по своему усмотрению и очень некорректно трактуют его в свою пользу. Ведь даже отчасти привыкнув к терминам "договор купли-продажи" или "договор оказания услуги", многие до сих пор не понимают, что это не только термины, а прежде всего условия соглашения сторон. И, как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права - потребителям, обязанности - продавцам. Это в корне неверно. В данной работе будут показаны пути противодействия неправомочным действиям потребителей.

Презентация.