Формирование исследовательской компетентности старшеклассников

Разделы: Общепедагогические технологии


Проводить исследования в объединении “Здоровое человечество” МБОУ ДОД “Станция юных натуралистов №2” г. Новокузнецка начали более десяти лет назад, и, можно сказать, что это направление деятельности стало традиционным.

Выполнение исследовательских работ дает возможность ребятам проявить свой интеллектуальный потенциал в решении практических задач, научиться мыслить аналитически, обобщать факты и четко формулировать выводы, выступать перед незнакомой аудиторией, отстаивать свою точку зрения на то или иное явление, теорию. Полученные знания и умения могут пригодиться в любой профессиональной деятельности, какую бы профессию не выбрали в дальнейшем ученики.

К настоящему времени достигнуты определенные результаты: работы обучающихся объединения “Здоровое человечество” ежегодно становятся участниками и лауреатами районных, городских, региональных, областных и всероссийских конференций и конкурсов исследовательских работ.

При организации исследовательской деятельности обучающихся необходимо опираться на содержание ключевых понятий в современной педагогике по вопросам теории и практики исследовательской деятельности.

В “Философском энциклопедическом словаре” можно найти следующее определение: “Научное исследование – это процесс выработки новых научных знаний. Основными компонентами исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний”.

При организации исследовательской деятельности обучающихся обратили внимание на этимологию слова “исследование”, буквально означающее “идти по следу”, что отражает существенный признак этой деятельности – восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам. В своей работе исходили из четкого определения исследовательской деятельности детей, которое дает доктор педагогических наук А. В. Леонтович: “Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением”.

Исследовательская деятельность – это прямой путь формирования исследовательской компетентности обучающихся. Организация исследовательской деятельности детей напрямую связана с такими понятиями как личностно-ориентированное обучение и построение индивидуальной образовательной траектории. К.Э. Циолковский писал: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные”. В каждом ребенке живет интерес к миру, желание его познать. Задача педагога состоит в том, чтобы найти путь для “внутреннего следопыта”, вести его от маленьких открытий к более серьезным и глубоким исследованиям.

Для успешного выполнения исследования важны не только показатели интеллектуального развития ребенка. Успешность детей в том или ином виде учебной деятельности тесно связана с наличием мотивации достижения успеха, стремлением к расширению кругозора и освоению новых видов деятельности. Важно подчеркнуть то, что знают все педагоги: только при взаимоуважении, доверии между педагогом и ребенком можно достигнуть положительных результатов в образовании и воспитании. Система дополнительного образования детей преодолевает разрыв во взаимопонимании между учителями школ и их учениками, между поколением “отцов” и поколением “детей”. Именно в учреждениях дополнительного образования созданы условия, когда учащиеся вместе со своими наставниками находят пути решения проблем, по-настоящему актуальных для молодых людей.

Творческое объединение “Здоровое человечество” МБОУ ДОД “Станция юных натуралистов №2” г. Новокузнецка может гордиться своими выпускниками, среди которых врачи, инженеры-экологи, учителя биологии, психологи, педагоги дополнительного образования. Путь в профессию многие из них начали с выполнения исследовательской работы.

Тематика исследовательских работ разнообразна. Самыми яркими, запоминающимися стали работы победителей региональных и областных конференций: “Подростковые наркомании и токсикомании”, “Бодибилдинг и здоровый образ жизни”, “Изучение стрессогенных факторов жителей города”, “Стрессы старшеклассников”, “Эволюция брака”, “Город Новокузнецк глазами молодежи: проблемы и перспективы”, “Актуальные проблемы молодежи” и другие. Многие исследовательские работы обучающихся объединения были отмечены дипломами победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ “Юность. Наука. Культура”, организаторами которого является Малая Академия Наук “Интеллект Будущего” с координационным центром в городе Обнинске.

Диплом I степени Всероссийского конкурса исследовательских работ “Юность. Наука. Культура” получила исследовательская работа Влезко Любови “Изучение проблемы экзаменационного стресса”. На протяжении двух учебных лет определяли уровень тревожности у выпускников и у учителей-предметников, занимающихся подготовкой старшеклассников к сдаче ЕГЭ. Исследование показало, что уровень нервного напряжения учителей, связанный с подготовкой учеников к итоговой аттестации, остается очень высоким на протяжении ряда лет. Таким образом, можно говорить о том, что реформирование системы образования предъявляет высокие требования к уровню профессиональной компетентности педагогов. Исследование актуализировало проблему психологической поддержки выпускников и учителей-предметников.

Дипломом II степени отмечена работа Бугаевой Ольги “Эволюция брака”. При организации исследования исходили из гипотезы, что многочисленные изменения социальной жизни в России могли привести к изменению установок молодежи в вопросах семьи и брака, сделать институт семьи менее привлекательным, привести к доминированию установок на карьерный рост или получение капитала. Исследование показало, что изменений в установках на создание и сохранение своей семьи у старшеклассников не выявлено. Все респонденты указали, что хотят иметь семью и детей, настроены на сохранение верности своему партнеру, и рассматривают семью как опору в жизни.

Дипломом II степени отмечена исследовательская работа Каргиной Анастасии “Интернет и здоровье человека”. Свое исследование Анастасия направила на актуализацию проблемы интернет-зависимости старшеклассников. Проблема психологической зависимости молодежи от соцсетей и Интернет-ресурсов не теряет своей актуальности на протяжении последних лет. Обсуждение данной проблемы помогает детям осознать свою зависимость и найти пути ее преодоления через включение в живое общение со сверстниками.

Исследовательская работа Кононовой Арины “Определение показателя рН атмосферных осадков г. Новокузнецка” посвящена экологическому мониторингу показателей качества окружающей среды. Пробы снежного покрова, взятые на контрольной точке в жилом квартале Заводского района г. Новокузнецка, анализировались в лаборатории экологического мониторинга Новокузнецкой гидрометеорологической обсерватории. За период с октября по декабрь 2011 года был проведен анализ более 20 проб снежного покрова, который показал стабильное смещение уровня кислотности атмосферных осадков города в щелочную среду. Исследовательская работа Кононовой Арины отмечена дипломом II степени Всероссийского конкурса исследовательских работ “Юность. Наука. Культура”.

Павлова Екатерина посвятила свое исследование проблеме стрессов учащихся старших классов: внутрисемейные отношения, смерть родственника, конфликты с одноклассниками, учебная нагрузка в школе, увлечения и хобби. Проведенное в 2011-2012 учебном году исследование выявило, что основными стрессорами в жизни школьников является успешность обучения и учебная нагрузка, взаимоотношения с друзьями и конфликтные ситуации в классе. Исследовательская работа Павловой Екатерины “Стрессы старшеклассников” отмечена дипломом II степени Всероссийского конкурса исследовательских работ “Юность. Наука. Культура”.

Исследовательская работа Лапина Константина “Современный американский кинематограф в культурном пространстве России” посвящена изучению американского кинематографа и его месту в российском кинопрокате. Исследование включало в себя регистрацию всех фильмов, выходящих на российские киноэкраны в течение трех месяцев. Анализ данных показал, что 85% фильмов в российском прокате составляют фильмы производства США. Конечно, лидерство американского кинематографа оказывает влияние на детей и молодежь, которые составляют основную часть зрительской аудитории. Проведенный социологический опрос учащихся старших классов показал, что современная молодежь хорошо знает американский кинематограф. Исследовательская работа отмечена дипломом II степени Всероссийского конкурса исследовательских работ “Юность. Наука. Культура”.

Дипломом победителя III степени Всероссийского конкурса исследовательских работ “Юность. Наука. Культура” 2010-2011 учебного года отмечена работа Лапина Константина “Город Новокузнецк глазами молодежи: проблемы и перспективы”. Исследовательская работа затрагивает проблему формирования ответственного отношения молодого поколения к сохранению и развитию своего родного города Новокузнецка.

Выполнение исследований на актуальные для детей и молодежи темы позволяет ребятам раскрыть свой творческий потенциал, и применять полученные знания как на занятиях в объединении, так и на уроках в школе и, конечно, в неформальном общении со сверстниками и взрослыми.

Литература

  1. Леонтович А. В. О направленности дополнительного образования // Внешкольник. – 2007. - №2. – С. 45-47.

  2. Новожилова М. М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М.М. Новожилова, С. Г. Воровщиков, И. В. Таврель. Науч. ред. Т. И. Шамова. – М.: 5 за знания, 2007. – 160 с.

  3. Новожилова М. М. Проектная и исследовательская деятельность учащихся // Преподаватель XXI век.- 2008 - №3. С. 67-73.