Урок математики "Деление многозначных чисел на двухзначное число в коррекционной школе VIII-го вида

Разделы: Математика


Урок по математике в 7 классе по теме: “Деление многозначных чисел на двузначное число в коррекционной школе VIII вида” с использованием ЭОРов (Приложение 1).

3 четверть, январь, 2012.

Место в системе уроков: (Приложение 2) четвёртый урок по теме: “Деление на двузначное число”.

(Приложение 2 для ученика.

Тип урока: комбинированный урок. Комбинированный урок сочетает в себе различные виды работ — объяснение, закрепление, проверку и др.

Цель:  продолжать учить алгоритму деления многозначного числа на двузначное число.

Ожидаемый результат: решают примеры на деление способом подбора.

Задачи урока:

Образовательная:

продолжать учить делить многозначное число на двузначное методом подбора;

повторить приёмы устного вычитания;

продолжать отрабатывать навыки счета письменных случаев деления на однозначное число и умножения на двузначное число в процессе решения задач на движение.

Развивающая:

развивать вычислительные навыки, познавательный интерес, умение рассуждать;

творческие способности посредством составления задачи;

Воспитательная:

воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе в тетради, толерантность.

Коррекционная:

стимулировать познавательную деятельность учащихся;

коррекция внимания, мышления, зрительной памяти.

Оборудование: Учебный комплекс для учащихся: Учебник “Математика” для 7 класса/Под ред. Т.В.Алышева/ М. Пр. 2010 г., персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, текст задачи, таблица-алгоритм, пособия и ЭОРы по теме (Приложение 4), листок рефлексии.

Ход урока

Презентация. Слайд №1

I. Организация начала урока. Концентрация внимания.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.

Рапорт дежурного: сегодня 19 января 2012 года, четверг, урок по счёту 5-й – математика. В классе все. Класс к уроку готов.

Психологическая минутка.

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Знаю, каждый хочет получать
На уроке только “5”.

- Хорошо. Начинаем работать. Проверим осанку.

II. Сообщение темы и цели урока.

- А теперь вспомним, чем занимались на последних уроках?

Прекрасные результаты на прошлом уроке показали такие учащиеся:………..

А ……………….. учащимся пожелаю успеха сегодня на уроке.

Я вам предлагаю продолжить учиться делить многозначные числа на 2 значное число.

Итак, тема урока: “Деление многозначных чисел на двузначное число”.

III. Подготовка к активной деятельности на основном этапе.

Запишем число, классная работа, тему урока в тетрадях. Слайд №2.

Для того, чтобы хорошо выполнять письменное деление нужно уметь выполнять и другие арифметические действия. Какие? И знать хорошо таблицу умножения. Знать алгоритм письменного деления на 1-зн. число, алгоритм умножения на 2-зн. число, чтобы сделать проверку.

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света,
Без счета не может подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит вас точному счёту.

Скорей за работу, скорей за работу.

Устные упражнения – компоненты и результат действия вычитания:

А) Математический тренажёр. Слайд №3.

Повторим приёмы устного вычитания: 1 приём №1: 86-23=63 (Приложение)

3 приём №2. 75-43=

2 приём №3 61-29=

Вычислим и выберем ответ: 78-39 = №4

Счет цепочкой: 77:11 x 4-28= …(0). Слайд №4.

Какое число нужно вставить в рамку: ? + 850 = 1 000. Слайд №5

А) Проверяю знание таблицы умножения (Презентация) на 7 (ЭОР №5). Приложение

    Памятка
    1. Делим.

    2. Умножаем.

    3. Вычитаем.

    4. _________

    5. Сносим

Слайд №6

B) Алгоритм письменного деления в столбик.

На доску вывешиваются памятка:

Что означает черта в алгоритме деления? Остаток должен быть меньше делителя, а в противном случаи – ошибка. Если остаток больше или равен делителю, то сразу можно сделать вывод о том, что допущена ошибка, результат выполнен неверно.

Деление на однозначное число:

Правильно, ли выполнено действие?

Назовите компоненты и результат действия деления.

Как получили число 4?

Как получили число 24?

Что при этом узнали?

Что показывает число 3?

Как его получили?

Назовите все остатки, которые могут быть получены при делении на 6.

Может ли в остатке быть получено число 6? Почему?

C) Повторение алгоритма умножения двузначных чисел.

Те, кто ещё плохо его запомнил, могут воспользоваться таблицей-памяткой, которая лежит у вас на партах.

 

Памятка

- Умножу первый множитель на число единиц.

- Получу первое неполное произведение.

- Умножу первый множитель на число десятков.

- Получу второе неполное произведение.

- Сложу неполные произведения.

- Читаю ответ.

На доску вывешиваются опорные слова: “неполное произведение” и памятка.

Компоненты и результат действия умножения.

Устный комментарий: 248x75= Пособие на доске

Назовите первый множитель. (248)

Как обозначаем знак “умножить”? (х)

Назовите второй множитель. (75)

Как его записать? (Единицы под единицами, десятки под десятками).

Что сначала умножаем? (Первый множитель на число единиц).

Потом? (Первый множитель на число десятков).

Каковы ваши дальнейшие действия? (Складываем неполные произведения).

Запомните этот алгоритм, т.к. он нам пригодится в дальнейшем. (Когда будем проверять действие деление).

Итоги данной работы.

III. Изучение нового материала

Прочитайте примеры. Выберите те, которые относятся к теме урока. Слайд №7

  • 2 516x24 =          11 040:32 =
  • 60 384:24 =          345x32 =
  • 154 125:45=
  • 2 407x35 =

Работа по учебнику с.166 №550.

Внимательно рассмотрите образцы решения примеров. Определим количество цифр в частном.

Образец решения примера дает учитель:

  • 60 384:24 =
  • 11 040:32 =
  • 154 125:45=

Ищем частное способом подбора, используем памятку:

Алгоритм решения:

Объяснение:

  1. Отделяем знаки первого неполного делимого, определяем количество цифр в частном.
  2. Подбираем первую цифру частного, умножаем делитель на эту цифру, вычисляем остаток.
  3. Сносим следующий знак делимого, получаем второе неполное делимое.
  4. Подбираем вторую цифру частного, умножаем делитель на эту цифру, вычисляем остаток; …
  5. Остаток отсутствует, значит деление закончено.

На доску вывешиваются опорные слова: “ неполное делимое”.

Учитель объясняет и решает на доске 1-ый пример (ученики записывают его в тетради).

1-ая физкультминутка, осанка.

Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз и впереди – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
А потом к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть

Проверим осанку.

Внимание: Посмотрите на примеры на доске, что вы видите? (Записаны проверки действий деления). Выполним проверку 1-ого примера (вызывается к доске ученик).

V. Первичная проверка понимания нового материала.

Учащийся решает у доски пример с опорой на алгоритм: Слайд №8.

№550 (2). – а). Назовите первое неполное делимое в каждом случае. Выполните деление с объяснением

(у каждого ученика алгоритм деления с объяснением). I группа учащихся работает с опорой на доску.

II группа учащихся работает в тетради самостоятельно следующие примеры.

Дополнительный вопрос для отвечающего: Определи количество цифр в частном, если известно, что первые две цифры в делимом больше первых двух цифр в делителе.  - ЭОР №6 (Деление на 2-зн. число). Приложение

Гимнастика для глаз. Слайд №9. Приложение

VI. Закрепление знаний.

Дифференцированная работа: Слайд №10.

  • Задача 1. (I группа учащихся – низкий и средний уровень обученности).
  • Задача 1, 2, 3 (II группа учащихся высокий уровень обученности).

Творческое задание - задача: стр.163 № 535. Составьте задачи. Найдите недостающие числа (Приложение 2).

Транспорт Скорость
V (км/ч)
Время
t (ч)
Расстояние
S (км)
Мотоцикл ? 3 135
Автобус 53 ? 265
Поезд 57 8 ?
Автомобиль 64 ? 384

Что объединяет эти задачи? (Эти задачи на движение). Какие величины здесь используются.

Как найти скорость? (Расстояние разделить на время). Что означает скорость в задачах на движение? (Скорость – это расстояние за единицу времени)

Как найти время пути? (Расстояние разделить на скорость)

Как найти расстояние? (Скорость умножить на время). ЭОР №9 - (9 км x 45=405 км). Приложение

Самостоятельная работа учащихся в тетради по решению задачи (учитель оказывает помощь ученикам 1 группы):

1. 135 км : 3 =45 км

Ответ: Скорость мотоциклиста 45 км в час.

Дополнительный вопрос для отвечающего: Зная первое неполное делимое определи количество цифр в частном. Выбери правильный ответ - ЭОР №7 (Деление. Определение количества цифр в частном). Приложение

Вторая группа учащихся записывает решении задачи самостоятельно.

(Тот, кто решил первым, записывает ответы на доске. Неправильно решенные примеры объясняются).

2. 265 км : 53 км=5 (ч)

Ответ: 5 часов был в пути автобус.

3. 57 км x 8=456 км

Ответ: 456 км проехал поезд за 8 часов.

Дополнительный вопрос для сильного: Определи количество цифр в частном. Выбери верный вариант.   - ЭОР №8 (Деление на 3-зн. число). Приложение

VII. Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.

Повторить таблицу умножения и деления на 6, стр.166 №550(3)(а) – 1 стр. Сильным доделать задачу №535. Слайд №11.

VIII. Итоги урока, оценка знаний, рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Был ли он интересен? Полезен? Узнали ли вы что-либо нового? Каким способом выполняется письменное деление на 2-зн. число? (Способом подбора). Что повторили? Расскажите алгоритм письменного умножения на двузначное число. Расскажите алгоритм письменного деления на двузначное число.

Релаксация. Слайд №12.

Учащийся ставит “+” в какой-то отдел листка рефлексии. (Приложение 2)

Листок рефлексии:

Понял!
Уроком доволен.

Не совсем понял,
Хочу понять.

Ни чего не понял.

И не хочу понимать!

Благодарю детей за хорошую работу, ставлю оценки в журнал.

Надеюсь, что полученные на уроке знания и навыки пригодятся в дальнейшем обучении и в жизни. А урок я хотела бы закончить отрывком из стихотворения А.С. Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт – сын ошибок трудных
И гений – парадокса друг.

Урок окончен. Молодцы дети – плодотворно поработали.

В оставшееся время. Разгадайте ребус, он вам скажет куда вы пойдёте после этого урока. Слайд №13.

(Учитель контролирует выполняемость работы, проставляет количество верных ответов на уроке заносит результаты в карту анализа)

Карта анализа результатов работы учащихся.

Список учащихся Устная работа Работа по теме Дополнительно Оценка
1  Арутюнова        
2 Васильева        
3 Лаиджев        
4. Маслюков        
5 Паньков        
6 Хован        
7 Шевченко        
8 Фаррухзаде        

Заключение.

Данный тип урока – комбинированный. Комбинированный урок сочетает в себе различные виды работ – повторение, объяснение, закрепление, проверку, самостоятельную работу и др..

В ходе закрепления использовалось сочетание разнообразных методов обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный методы обучения, беседа, упражнения. Методы   обучения    были   выбраны в   соответствии   с психологическими, возрастными особенностями детей.

Урок способствовал коррекции внимания, мышления, зрительной памяти, стимулировал мыслительную деятельность учащихся. Учащиеся с ограниченными умственными возможностями не способны к долговременному восприятию учебного материала. Поэтому на уроке   использовалось чередование видов деятельности: устная работа, работа у доски, по карточкам, коррекционно-развивающие игры, работа с учебником, самостоятельная работа. Во время урока использовалась наглядность, которая способствовала повышению познавательной активности учащихся, ЭОРы (информационные, практические, контрольные), которые скачиваются с Интернета с образовательных сайтов. Обучающиеся проявляли активность, высокую работоспособность, самостоятельность.   

Результат рефлексии показал, что 98% учащихся уроком довольны, материал поняли. Каждый учитель, будь то педагог-наставник, или молодой специалист, обязательно вносит в свои уроки частичку нестандартного, нетрадиционного, оригинального, стремясь сделать их интересными, доступными для понимания, и, на мой взгляд самой лучшей оценкой нашей работы является искренние и такие простые фразы, которые слышишь после урока: “Мне было интересно на этом уроке”, “Как много нового я узнал!”, “Спасибо за урок”.

Я считаю, что мне удалось реализовать замысел урока, достичь поставленные цели. Проведённый урок был направлен на формирование положительной “Я – концепции” личности учеников. На уроке был создан благоприятный психологический климат.