Художественная выставка. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: закрепление представлений о жанрах изобразительного искусства.

Задачи.

Образовательные:

  1. Активизация познавательного интереса к искусству.
  2. Продолжать работу над развитием умения различать виды и жанры изобразительного искусства.
  3. Закрепление представлений о жанрах портрет, пейзаж, натюрморт.
  4. Знакомство с анималистическим жанром на примере работ Е. И. Чарушина.
  5. Знакомство с работами Б.В. Щербакова, Ван Гога, Дега.
  6. Узнавание работ кисти В.А. Серова, И.И. Левитана, Микеланджело, В.М. Васнецова.

Развивающие:

  1. Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей.
  2. Развивать мышление, умение анализировать, синтезировать, обобщать.
  3. Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем.

Воспитательная:

  1. Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала;
  2. Продолжать воспитывать любовь к изобразительному искусству;
  3. Способствовать повышению эстетической культуры воспитанников;
  4. Прививать любовь к животным.

Форма работы на занятии: совместно-индивидуальная, групповая, коллективная. Оборудование и материалы: мультимедийная аппаратура

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

Структура урока:

1. Орг.момент.

2. Осн.часть:

3. Закрепление пройденного. (Презентация)

- Постановка цели.

- Повторение жанров: а) натюрморт, б) портрет, в) пейзаж.

4. Знакомство с новым материалом. Анималистический жанр. (Презентация)

5. Закрепление полученного и повторение пройденного. Художественная викторина в виде презентации по закреплению изученных 4 жанров искусства. Здесь по желанию учитель может разделить учеников на команды, устроить соревнование, выдавать призы

6. Подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся.

2) Проверка психологической готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Тема нашего урока “Художественная выставка”. Мы отправимся в музей, где повторим с вами основные жанры изобразительного искусства. Слайд 1

III. Закрепление пройденного

Вспомните и назовите известные вам жанры. (Называют натюрморт, портрет, пейзаж)

Сегодня мы узнаем еще об одном жанре - анималистическом. Слайд 2

Вспомним, что называют жанром. Слайд 3

Жанры живописи – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.

А) Натюрморт

Слайд 4. Какой жанр изобразительного искусства перед вами? (Натюрморт)

Это натюрморт Бориса Валентиновича Щербакова “Фрукты”

Вспомним, что же такое натюрморт? (Натюрморт (фр. nature morte – мертвая натура) — жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.)

Сегодня мы познакомимся с натюрмортом Бориса Валентиновича Щербакова "Фрукты". Это Петербургский художник. В его творчестве много натюрмортов. Слайд 5

Слайд 6. Что именно привлекает ваше внимание в этом натюрморте? (Яблоки, виноград)

Что изображено на натюрморте художником на переднем плане? (Фрукты: шиповник, сливы, яблоки)

Какие предметы помещены автором на заднем плане? (Кувшин)

Посмотрите на натюрморт и подумайте, если бы у этой картины не было названия, как бы вы ее назвали? (Земное изобилие. Яблоки и виноград. Дары лета. Фруктовый рай. Фрукты. Райское наслаждение. Яблочный спас...).

Сформулируйте тему и основную мысль натюрморта. (Тема натюрморта - изображение фруктов, а основная мысль заключается в желании автора передать красоту и великолепие земных плодов).

Игра "Угадай яблоко"

- Крупное, желтое, похожее на спелую тыкву, хорошо освещено солнечным светом, даже кажется, что с одного бока оно почти прозрачное;

- не самое крупное, ярко-красное и на черенке его есть несколько листочков;

- аппетитное, оно лежит вверх черенком и привлекает взгляд своей розово-золотистой кожурой;

- имеет свою "изюминку", особинку, благодаря чему мы обращаем на него внимание: у него на боку два небольших пятнышка;

- не совсем дозрело, или оно другого сорта, чем остальные, потому что оно самое зеленое, но это не мешает ему выглядеть очень аппетитно.

Вернемся к основной мысли этой картины. Зачем художник изобразил яблоки, виноград, сливы, шиповник? Может быть, он думает, что мы никогда не видели таких плодов? А может быть, он просто хотел разбудить наш аппетит? (Ни то и ни другое. Автор картины хотел, чтобы мы всмотрелись в эти привычные для нас фрукты и полюбовались ими).

Действительно, в нашей повседневной жизни нам иногда просто не хватает времени остановиться, рассмотреть тот или иной плод - дар нашей матушки-земли, полюбоваться им. Увидев такой плод у себя дома на столе, мы скорее всего просто съедим его, не обратив внимания на его простую и вечную красоту.

Б) Пейзаж

Слайд 7. Определите этот жанр. Перед вами пейзаж Ван Гога. “Звездная ночь”.

Что же такое пейзаж? (Пейзаж— жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников)

Слайд 8. На этой и других работах Ван Гога мы можем отметить его манеру писать широкими мазками.

Слайд 9. Эта знаменитая картина Ван Гога демонстрирует его неповторимую индивидуальную манеру письма и особое видение окружающего мира. Картина была написана в лечебнице. До Ван Гога ни один художник не писал ночное небо с таким трепетом перед величием и непостижимостью Вселенной. Небо, звезды и лунный серп движутся в едином волнообразном ритме. Несмотря на то, что картина передает переполняющие художника чувства, она тщательно скомпонована. Изображенные на ней деревья обрамляют звездное небо и уравновешивают композицию.

1. Звезды, нарочито увеличенные, огромные, окружены ореолами мерцающего света, создающими ощущение вращения в бездонных глубинах Вселенной.
2. Полумесяц пульсирует в верхнем правом углу картины, излучая столько света, что кажется больше похожим на солнце.
3. Кипарисы, в левой части картины, тянутся к небу подобно языкам пламени, однако темный цвет придает им вес, приземляет их, благодаря чему ощущение движения небесных тел не перегружает картину в целом.
4. Спиральные завитки света проносятся по небу, создавая стилизованный образ Галактики.

Скажите, пожалуйста:

  1. К какому жанру относится эта картина? (пейзаж)
  2. Сколько звезд на небе? (11)
  3. Образуют ли они созвездие (нет. Это фантазия автора)

В) Портрет

Слайд 10. Определите жанр. (Портрет) Что называют портретом? (Портрет — жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей.) Перед вами потрет кисти Дега “Танцовщицы”. В его творчестве было много картин посвященных театру. Слайд 11

Слайд 12. "Голубые танцовщицы" написаны пастелью. Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения. Изображен ли здесь момент танца, репетиции или, быть может, на полотне запечатлена фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах? Мы не знаем, картина завораживает сиянием голубого цвета - то насыщенного синими оттенками, то переходящего в изумрудные. Светятся и переливаются газовые юбки.

В "Голубых танцовщицах" Э. Дега радужное мерцание чистых тонов вызывает мелодию танца, в этом полотне воплощена полная непринужденность и свобода композиции. Но критики и публика очень часто смеялись над манерой художника "обрезать" предметы и людей, приписывая ее "неумению" умещать на полотне желаемое, уложиться в размер картины. И вы можете заметить это на данной картине. Две танцовщицы обрезаны.

Скажите, пожалуйста, как вы запомнили:

  1. Как называется такой жанр искусства когда изображают людей? (Портрет)
  2. Каким материалом написана картина? (Пастель)
  3. Над какой манерой рисования смеялись критики? (Смеялись над манерой художника "обрезать" предметы и людей)

IV. Новый материал. Анималистический жанр

Слайд 13. Остановимся на следующем жанре – анималистическом.

Анималистический (от лат. animal – животное)— жанр изобразительного искусства показывающий животных.

Сегодня мы поговорим о творчестве писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина, которому в этом исполняется 111лет со дня рождения. Книги Евгения Ивановича Чарушина невозможно не узнать. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны. Слайд 14
Кого любит рисовать Е. Чарушин? (Животных)

Больше всего он любит изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Под пушистой шкуркой зверька мы чувствуем живую плоть, бьющееся сердце четвероногого существа, ощущаем его тепло.

Чарушин умеет выразить характер каждого зверька, мы узнаем хищника в оскаленном тигренке, видим незащищенность зайчонка, задиристость петуха.
Почему художник любит крупный план? Чтобы читатель мог рассмотреть характерные черты, ведь своего героя художник рисует максимально правдиво с точки зрения биологии.

Что делают герои – животные? Это не вообще звери – лиса, волк, тигр, сова, гусь, олень, собака, кошка. Это их индивидуализированные образы. Художник показывает своих героев в те моменты, когда их характеры раскрываются особенно ярко. Он любит показывать их в действии: оленята стремительно скачут, маленький мишка взбирается на пень, котенок Тюпа готовится к нападению…

С неистощимой энергией Чарушин иллюстрирует произведения С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Г.Я. Снегирева – писателей-охотников, знатоков леса, страстных природолюбов.

К чему призывает нас писатель и художник Евгений Чарушин своим творчеством?

(Чарушин призывает учиться понимать и ценить родную природу лесов и полей, бережно относиться к этому бесценному кладу, быть другом, а не властным хозяином природы.)

Кто запомнил:

1. Кто такой анималист? (Художник изображающий животных)

2. Кого любил изображать Чарушин - художник? (Детенышей животных)

3. Назовите фамилии писателей, чьи произведения иллюстрировал Е. Чарушин. (Маршак, Чуковский, Пришвин, Бианки, Мамин-Сибиряк, Снегирев)

4. Какие качества нужны человеку, чтобы изображать животных? (Любовь к природе, внимательность, знание леса).

V . Закрепление полученного и повторение пройденного

Переходим к викторине, которая поможет вспомнить пройденный материал.

Слайд 15

Какую из этих картин не написал Васнецов? (Ответ 1)

Слайды 16, 17

О каком жанре говорят, это изображение природы? (Пейзаж)

Слайд 18

Назови автора работ “Золотая осень” и автора работы “Царевна лебедь”. (Левитан, Врубель)

Слайд 19

Перед вами список. Что из этого списка не может быть изображено в произведениях анималистов? (Фрукты, деревья, грибы)

Слайд 20

Под каким номером пейзаж? (1,3)

Слайд 21

Что такое фауна? (Животный мир)

Слайд 22

На картинах какого жанра мы можем это увидеть? (Анималистический)

Слайд 23

Какие сказки могли бы оформить художники анималисты? (Много, например, “Теремок”, “Серая шейка”, “Маугли”, “Гадкий утенок” и другие)

Слайд 24

Что это за жанр, отгадайте. В переводе с латинского “мертвая душа”. (Натюрморт)

Слайд 25

Сопоставь картину и автора. (Серов, Айвазовский, Пикассо)

Слайд 26

Кто изображен на знаменитой картине Васнецова? (3 богатыря)

Слайд 27

Какая из картин не натюрморт? (2,3)

Слайд 28

Перед вами несколько иллюстраций, выполненных художниками. Определите, к какому произведению выполнена каждая из них. (Сказка о царе Салтане)

Слайд 29 (Билибин. Иллюстрация к народной сказке Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке. Квартет)

Слайд 30

В каком жанре написаны наиболее известные работы Ивана Шишкина? (Пейзаж)

Слайд 31

Угадайте по фрагменту, что это за картина? (Чарушин “Тигренок”).

Слайд 32

Левитан “Золотая осень”.

Слайд 33

Врубель “Царевна лебедь”.

Слайд 34

Дега “Танцовщицы”.

Слайд 35

Ван Гог “Звездная ночь”.

Слайд 36

Б.В. Щербаков “Фрукты”.

VI. Подведение итогов

Сегодня на уроке мы с вами вспоминали пройденный в 1, 2 классе материал связанный с жанрами искусства.

- Скажите, кто сегодня вспомнил, что-то изученное?

- Скажите, что сегодня было для вас новым?

- Спасибо за урок.

Использованные материалы

https://urok.1sept.ru/articles/580134/

http://impressionnisme.narod.ru/VAN_GOG/van_gog60_about.htm

http://lib76.narod.ru/charushin.html

http://www.artrussia.ru/russian/artists/bio.php?rarity=1&about_p=1&pic_id=400&foa=f&list=2