Эколого-краеведческая работа с учениками начальных классов (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься, что будет дальше? Ведь Земля - наш дом, нам здесь жить, пить воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеёк и кудрявая берёзка у дороги! А вокруг столько равнодушия, жестокости, пренебрежения к природе! Надо, чтобы наши дети поняли: леса, реки, луга оказались на краю гибели. Взрослых экологических проблем детям пока не решить. Но кое-что ребята уже смогут сделать. Посадить деревья, ухаживать за рощей, подкармливать птиц зверей зимой, взять под охрану муравейник, полянки и т.д.

Очень важно начинать знакомство детей с экологией своего родного края. Знакомство с природой и экологическими проблемами родного края формируют важные природоведческие понятия, такие, как круговорот веществ, природное сообщество, сорта культурных растений и породы домашних животных и ряд других. Несомненно также, что ответственное значение для успешного изучения приобретают экскурсии, знакомящие детей с непосредственным природным окружением. Программой отводится как минимум 5 часов на проведение экскурсий: 2 для знакомства с поверхностью, полезными ископаемыми и почвами родного края, 3 для изучения местных природных сообществ. В учебнике экскурсии не описаны, поскольку их содержание в основном зависит от местных условий. Учителем определяется тема и время проведения экскурсий. Ясно, сто они должны быть проведены в тёплое время года.

  1. Экскурсия на тему: “Что у нас над головой и под ногами?” проводится в ближайших окрестностях школы. Дети рассматривают небо, облака, наблюдают, что находится у них под ногами, собирают различные камешки и приносят их в класс.
  2. Экскурсия: “Что растёт на подоконнике и на клумбе?”. Дети знакомятся с комнатными растениями и растениями цветника. В урок включается целевая прогулка по школе или пришкольному участку для непосредственного наблюдения комнатных растений и растений цветника.
  3. Экскурсия: “Что это за дерево?”. Дети знакомятся с лиственными и хвойными деревьями ближайшего окружения, собирают листья, хвоинки, шишки и приносят их в класс. Практическая работа на уроке; распознавание лиственных и хвойных деревьев на основе собранных на экскурсии материалов.
  4. Экскурсия: “Кто такие насекомые т рыбы”. Для наблюдения за животными ближайшего природного окружения. Дети знакомятся с внешним строением и разнообразием насекомых и рыб, выявляют важнейшие отличительные признаки этих групп животных.
  5. Экскурсия “Наш район” (село). Изучить этот материал также можно на экскурсии – прогулке. Во время экскурсии надо отметить, сто здесь построены жилые дома, предложить детям объяснить, для чего они нужны, какие здесь дома. Около разных общественных учреждений: почта, магазин, аптека, поликлиника, рынок и. т. д. к которым надо подойти, но не обязательно заходить в них, следует обсудить, для чего каждое из них нужно людям, как дети узнали, что это магазин (почта, аптека и др. ) Если встретятся игровые площадки дать детям поиграть.

Во время этой экскурсии обязательно обращать внимание на окружающую природу.

Следует отметить, что здесь растения и животные (могут встретиться птицы, собаки, кошки, разные насекомые), но и повторить, что здесь природа, а что природой не является. Если экскурсия проводится в пору золотой осени, пусть дети понаблюдают краски осени. Игровая ситуация: собрать букет, чтобы принести подарок маме (папе, дедушке и т.д.) При этом собирать нужно только опавшие листья. Сбор осенних листьев не принесёт вреда и не нарушит экологию. Но ребёнку непременно понравится тот самый листочек, что повыше. Усилия его могут закончиться травмой. Во время экскурсии обращается внимание детей на следы положительного и отрицательного отношения к окружающим предметам, в том числе и к предметам в природе.

Однако их надо предупредить, чтобы они самостоятельно, без взрослых не подходили к нарушителям и не делали никаких замечаний. Но если человек делает доброе дело, ему обязательно сказать спасибо.

В экологическом воспитании детей также можно опереться на национальные обычаи, традиции идеи.

С древних времён, например, старейшинами карачаевских аулов строго осуждалось хищническое поведение в лесу. В лесу вырубалось ровно столько, сколько было нужно необходимо для нужд каждого аульчанина. Люди восхищались красотой дерева, поклонялись ему, часто даже обожествляли. Недаром традиционные эпитеты карачаевцев нередко связаны с образом деревьев. Чёрная смородина, например – символ красоты девичьих глаз, карагач – символ стройной фигуры. У дома можно было сажать не всякое дерево: приносящей добро и охраняющий от бед считалась тва; тополь же возле дома не сажали. Считалось, что от близкого соседства с этим деревом в доме мальчики будут болезненными. Быть может, были известны аллергические качества тополиного пуха. Кроме того, тополь очень высокое, “приметное” дерево. Поэтому не сажали во дворе и сосну, видимо опасаясь несчастья. “В высокое дерево ударит молния”, - говорится в пословице. Ореховые деревья сажали в конце огорода, подальше от дома – верили, что в ореховом дереве живёт злой дух, посылающий на спящего возле него или под ним кошмарные сны: как известно, листья ореха выделяют сильные эфирные испарения. Не рубили, не плевали, не бросали мусор, а также не выливали горячую воду на плодоносящие деревья: в них обитают по народному поверью, духи.

Бережным было в народе и отношение к животному миру. Большим почитанием пользовались муравьи. Запрещалось также беспокоить и убивать пауков, пчёл, божьих коровок, змей, летучих мышей, ласточек, скворцов, голубей, синиц, кукушек, пресмыкающихся. У мусульман с самого возникновения их религии голубь стал священной птицей. Когда в 622 году пророк Магомет, основатель Ислама, бежал от своих врагов из Мекки в Медину, чтобы спрятаться от них, он забрался в пещеру, у входа в которую голубь насиживал яйца. Преследовавшие его арабы дошли до пещеры и увидели перед входом в неё голубя, спокойно сидевшего в гнезде. Решив, что голубь обязательно слетел бы с гнезда, если бы Магомет вошёл в пещеру, они, осмотрев её, прошли мимо. Так голубь по легенде, спас пророка от смерти. Возможно, поэтому в народе говорят: “Голубь – дар (вестник) добра. Большим уважением окружали и паука живущего в доме, веря, что, благодаря ему, в семье, “не переведётся достаток”. (Его так и называли – ырысхы гыбы – в переводе с карачаевского языка – паук достатка).

С особой нежностью и теплотой относятся горцы к лошадям и собакам. По рассказам стариков передающих слышанное ими от своих отцов и дедов, ещё не так давно коня хоронили вместе с хозяином. Интересно, что слово “ат” означает в карачаево-балкарском языке и “конь” и “имя”. Многие сказки народов начинаются с того ответственного в жизни момента, когда отец дарит своему сыну коня. Об этом же и говорит поговорка “Ат атагъан – атха миндирир”. – “Нарекающий именем сажает на коня”. Эталоном разумности, верности и преданности в фольклоре народов Карачаево-Черкессии была собака. Со львом сравнивают бесстрашного и сильного воина (аслан кёллю) – имеет львиную душу. С медведем сравнивают сильного и храброго, но неповоротливого человека. Часто, говоря об изобретательгости хитрой женщины, её сравнивают с лисой. Овца – символ кротости. И, наконец, у всех нардов Карачаево-Черкесии существуют много загадок о растениях и животных, передающих целую гамму чувств и отношений к ним людей – от восхищённо-почтительного до укоризненно – ласкового. Таким образом, из выше сказанного сам собой напрашивается выод: использование позитивных народных традиций окажет неоценимую помощь в экологическом образовании и воспитании младших школьников.

В этом году мой класс участвовал лучшего рисунка, на тему: “Сохраним планету голубой и зелёной”. Стали победителями такие ученики: Тамбиев Рашид, Узденов Эльмар, Эбзеева Джамиля, Авилова Оксана. А в конкурсе “Живи и процветай мой горный край” наш 2 класс занял почётное 1-ое место.

)