Эссе "Роль интегрированного занятия в дошкольном образовании"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Как сделать жизнь малыша интересной, мобильной и познавательной?” - думаю, этим вопросом хоть раз задавался каждый воспитатель. Чтобы ответить на этот вопрос не достаточно владеть знаниями курсов “Педагогика” и “Психология” педагогического университета. На мой взгляд, необходимо работать с полной отдачей сил и души. Передо мной закономерно вставал следующий вопрос “Как это работать с душой?” Ответ я думаю, очевиден: для начала в детях нужно увидеть личность, уважать её, а затем и полюбить. Именно тогда, захочется творить, выдумывать, постигать новое во имя детей.

В рамках обычного занятия, не всегда, получается, творчески подходить к изучению нового материала, закреплению изученного. Вот тогда нам на помощь приходит интегрированная форма занятия. Данная форма не нова, и широко используется в рамках развивающего дошкольного образования. Она позволяет повысить интерес детей к познанию окружающего мира, быть мобильными при решении любых нестандартных жизненных ситуаций, развивает монологическую речь. Я думаю, что для начинающих воспитателей данная форма работы может показаться сложной, так как она предъявляет к педагогу следующие требования(выделила сама):

  • Совершать с детьми “маленькие” открытия, отвечая на проблемные вопросы;
  • Проводить нескольких дидактических игр из разных образовательных областей;
  • Продумать логическую взаимосвязь изучаемого материала.
  • Давать своим воспитанникам большое количество учебного материала в сжатом виде (т. е. использование принципа минимакса);

Но поверьте, всё это стоит того, чтобы преодолеть в себе страх: “что у меня это не получится”. Такие занятия дают возможность для самореализации, самовыражения и творчества педагога; повышают уровень развития детей и их творческую активность.

Работая с данной формой в непосредственно образовательной деятельности семь лет из девяти лет педагогического стажа; могу сделать вывод, что комбинировать можно все образовательные области в пределах разумного. На своих занятиях я комбинировала:

  • Образовательные области
  • “Здоровье” и “Безопасность”;
  • Образовательные области “Здоровье”, “Безопасность” и “Физическая культура”;
  • Образовательные области “Безопасность” и “Социализация”;
  • Образовательные области “Безопасность”, “Социализация” и “Познание”;
  • Образовательные области “Безопасность” и “Труд”;
  • Образовательные области “Познание” и “Труд”;
  • Образовательные области “Социализация” и “Коммуникация”;
  • Образовательные области “Социализация”, “Коммуникация” и “Чтение художественной литературы”;
  • Образовательные области “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы” и “Художественное творчество”;
  • Образовательные области “Художественное творчество” и “музыка”;
  • Образовательные области “Социализация” и “Музыка”;
  • Образовательные области “Социализация”, “Музыка” и “Физическая культура”;
  • Образовательные области “Познание”, “Музыка” и “Физическая культура”;
  • Любая образовательная область и работа с родителями (Выделила сама).

Досконально изучив специфику каждого дошкольного возраста, не составит труда разработать интегрированное занятие.

Здесь важно понимать, во – первых, суть интеграции, а во – вторых, самого интегрированного занятия.

“Интеграция (от латинского integration – восполнение, целый) объединение частей в целое”


Словарь иностранных слов./ Составители Т. С. Кудрявцева, Л. С. Пухаева, Р. А. Арзуманова. – М.: ЮНВЕС, 1997.

Либо “Интеграция – это процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации. В детском саду механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусства ”.


Яровцева Т. Н. Методика проведения интегрированного занятия в детском саду./ Nsportal, 20,58КБ.

В своей педагогической практике я разработала и составила более 10 интегрированных занятий:

  • “Покорми курочку” (Образовательные области “Познание” и “Тестопластика”) для группы второго раннего возраста в 2006 году;
  • “Осенние посиделки” (Образовательные области “Познание”, “Социализация”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка” и работа с родителями) для первой младшей группы в октябре 2006 года;
  • “День рождения куклы Маши” (Образовательные области “Познание”, “Социализация”, “Чтение художественной литературы”) для первой младшей группы в 2007 году;
  • “Жаворонушки” (Образовательные области “Познание”, “Социализация”, “Музыка”) для второй младшей группы в 2008 году;
  • “Съедобные и ядовитые ягоды и грибы” (Образовательные области “Познание”, “Социализация”, “Физическая культура”, “Музыка” и “Тестопластика”) для средней группы в 2009 году;
  • “Если хочешь сохранить зубы здоровыми” (Образовательные области “Здоровье”, “Познание”, “Социализация”, работа с родителями) для старшей группы в ноябре 2009 года;
  • “Ничто не забыто, никто не забыт!” (Образовательные области “Познание”, “Социализация”, “Музыка”, “Художественное творчество”, “Физическая культура”, “Чтение художественной литературы” и работа с родителями) для старшей группы в 2010 году;
  • “Чайный праздник” (Образовательные области “Познание ”, “Социализация”, “Художественное творчество”, работа с родителями) для подготовительной к школе группы в феврале 2011 года; (Приложение №1)
  • “Космическое путешествие” (Образовательные области “Познание”, “Социализация”, “Художественный труд”) для подготовительной к школе группы в апреле 2011 года;
  • “Ничто не забыто, никто не забыт! Дети войны” (Образовательные области “Познание”, “Социализация”, “Музыка”, “Художественное творчество”, “Физическая культура”, “Чтение художественной литературы” и работа с родителями) для подготовительной к школе группы в мае 2011 года;
  • “Бабушкин сад” (Образовательные области “Познание”, “Безопасность”, “Социализация”, “Здоровье”, “Тестопластика”) для второй младшей группы в апреле 2012 года (Приложение № 2) . Работая над созданием всех этих занятий анализируя их, я попыталась выделить алгоритм по составлению такого занятия.

Алгоритм составления интегрированного занятия

1. Выбираем тему занятия;

2. Определяем хронометраж занятия, в соответствии с возрастными возможностями детей;

3.Определяем тип занятия (изучение нового, закрепление изученного или итоговое);

4. Выделяем цель и задачи занятия;

5. Выбираем информацию из разных образовательных областей, необходимую для рассматриваемой темы в соответствии с типом занятия;

6. Выбираем для занятия задания творческого характера;

7. Определяем, какой наглядный и раздаточный материал нам понадобится;

8.Составляем план по предварительной работе с детьми;

9. Составляем конспект интегрированного занятия;

10. Проводим занятие.

Проведение таких занятий очень полезно для детей: у них повышается уровень познавательного развития, они становятся более общительными. Это доказывает и диагностика развития детей за 2011 - 2012 учебный год.

В начале учебного года по образовательной области “Познание” дети показали следующий уровень развития: высокого уровня было 14%, среднего – 73%, а низкого – 13%; на конец учебного года можно отследить положительную динамику в детском развитии: высокого уровня – 26,5; среднего -64,5; низкого – 9%.

Мои выпускники посещают семь школ города, беседы с учителями свидетельствуют о том, что дети в дошкольном учреждении получили достаточно знаний и умений. Об этом свидетельствует школьный мониторинг – 15 детей из 21 показывают высокий и средний уровни развития, а 6 – средний. Я считаю, что большую роль в развитии детей сыграли именно интегрированные занятия, которые развивают познавательную активность, мышление, монологическую речь, творческую активность.

Приложение 1, 2