Орфограммы корня. Повторение. Работа с текстом. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока.

1. Повторить и систематизировать знания учащихся по теме “Орфограммы корня: безударные гласные, парные и непроизносимые согласные”, “Части речи”, “Состав слова”.

2. В ходе решения данных задач работать над развитием УУД: личностных, регулятивных, познавательных.

3. Совершенствовать умения учащихся работать с разными видами тестов, прививать интерес к русскому языку.

Работа по формированию УУД.

Личностные

  • Нравственно-этическое оценивание.
  • Самоопределение.
  • Смыслообразование.

Регулятивные

  • Целеполагание.
  • Планирование.
  • Контроль, коррекция.
  • Оценка и самооценка.

Познавательные

  • Общеучебные:

- поиск необходимой информации;

- знаково-символическое моделирование;

- умение структурировать знания;

- умение строить речевое высказывание;

- рефлексия;

- смысловое чтение.

  • Логические:

- анализ/синтез, сравнивание по критериям, классификация;

- установление причинно-следственных связей;

- доказательство.

- построение цепи рассуждений

  • Коммуникативные:

- учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, умение разрешать спорные вопросы, умение слушать и слышать.

I. Организационный момент урока

Учитель: Какое сегодня число.

Учитель: Мы с вами отучились половину учебного года, еще несколько дней и начнутся каникулы. Как вы думаете, в конце полугодия, когда мы все темы изучили, чем мы должны заниматься на уроках?

- Повторением, вспоминать то, что проходили в течение всего полугодия.

Учитель: Урок сегодня будет очень объемным, нам многое нужно успеть и поэтому в тетрадях мы сегодня работать не будем, а поработаем с текстом. Такие задания вы уже выполняли. И начнем мы наш урок со знакомства с текстом.

II. Работа с текстом (смысловое чтение). Работа по формированию УУД

Учитель: О ком, или о чем этот текст?

Учитель: Первое ваше задание будет – составить план к этому тексту. Что для этого нужно сделать?

- Посмотреть сколько частей в тексте, сколько абзацев. Затем перечитать текст, сформулировать о чем говорится в каждой части и записать пункт плана. Не забыть написать заголовок к тексту.

Учитель: Поработайте в парах, посовещайтесь и запишите план этого рассказа.

III. Работа с таблицей

Учитель: Работая с текстом, вы узнали о воробье что-то новое для себя. Что?

- Воробьи бываю двух видов.

Учитель: Заполните таблицу, используя материал текста. Какие критерии выберем для сравнения воробьев?

Учитель: Давайте проверим, что вы выбрали. (Читают дети)

Учитель: А что еще интересного и нового вы для себя открыли в этом тексте?

- Почему воробья так называют.

Учитель: Прочитай, почему эту птичку называют воробьем?

IV. Работа по развитию связной речи и умению строить высказывание

Учитель: Как вы думаете воробьи – это птицы приносящие человеку пользу или вред?

Учитель: Сформулируйте свой ответ и начните его так … (Посмотрите в карточку)

1. Мне кажется, что…

2. Я думаю, что…

3. На мой взгляд, воробьи…

Учитель: Прочитайте свое рассуждение.

V. Работа над развитием межпредметных связей.

Учитель: Воробьи это перелетные или оседлые птицы? Каких птиц оседлых вы еще идите каждый день?

- Голубей.

Учитель: Составьте мне задачу по этому слайду.

На слайде изображение голубя и число “28”; ниже изображение воробья и фраза “ на 17 больше”.

Учитель: Решите ее, вычисления записывая в столбик.

Учитель: Обменяйтесь листочками и проверьте работу своего товарища, оцените ее баллами. (Образец решения для сличения с образцом)

VI.

Учитель: А это (слайд с синицами и снегирем) какие птицы?

- Кочующие. Они прилетают к нам из северных районов на зиму, а потом опять отлетают на север.

Учитель: У вас записано предложение с орфографическими ошибками, исправьте их.

(Индивидуальная работа). Количество ошибок, запишите в квадрат. Оцените себя. А теперь давайте проверим. Оцените себя после проверки.

VII. Работа с тестом. (Обговорить время на выполнение всех заданий)

Тест 1: по частям речи со свободным выбором ответа в истинных высказываниях.

Учитель: Вспомните, какие части речи вы знаете. Я даю вам 5 минут, вставьте в определения недостающие слова, так чтобы получились правильные определения.

Учитель: Обменяйтесь карточками и проверьте работу своего соседа, оцените ее: правильно дал определение “+” неправильно “-”.

Учитель: Подпишите части речи в своем предложении.

Тест 2: невербальный, т.к. используются символы, открытый тест, требующий конструирования.

Учитель: Что вы видите далее?

- Схему слова.

Учитель: Выберите из предложения слово, которое подходит к каждой схеме и запишите их рядом.

Учитель: Что записали к 1, 2… схеме.

Учитель: Какие части слова мы изучили.

Учитель: Соедините определение частей слова с их названием, установите соответствие. Давайте проверим.

Тест 3

Учитель: Вспомните, с какими орфограммами корня мы познакомились?

- Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные.

Учитель: Посмотрите в следующую таблицу. Я написала название орфограмм, а напротив записала слова из текста про воробья. Отметьте знаком “плюс/минус” верно ли я сделала, поработайте в парах.

Учитель: Давайте проверим.

Учитель: Вернемся к тексту. Потренируем свои глаза. Работаем с последним абзацем, подчеркиваем и называем орфограммы и проверочные слова.

Тест 4.

Учитель: И последнее задание. Выберите правильный ответ и обведите его в кружок. Как проверить орфограмму в корне.

Учитель: Давайте проверим.

VIII. Итог урока.

Учитель: Мы сегодня повторяли, все, что изучали в течение полугодия. Сколько разных видов работ сегодня было на уроке, посмотрите в свою работу.

Учитель: Какое задание для вас было самым легким, а самым трудным?

Учитель: Вы узнали сегодня что-нибудь новое?

Учитель: Для чего нам нужно знать орфограммы, правила? (Смыслообразование - личностные УУД)

Обратите внимание на шкалу настроения. Определите свое настроение.

Спасибо за работу.

Индивидуальный лист учащегося. (Приложение)

Текст для смыслового чтения

Воробьи

В больших городах и их окрестностях, а также в сельской местности можно встретить маленькую шуструю птичку – воробья. Но если ты думаешь, что все воробьи одинаковые, то ошибаешься. В городах живут городские воробьи, а в деревнях – деревенские, или полевые. Отличаются они опереньем и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперенье его скромное и серенькое.

Деревенский, полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белой щёчке у него чёрное пятно, белая шейка и коричневая шапочка на голове. Полевой воробей не селятся в городах, потому что там ему не хватает насекомых.

Воробьи – очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: “Вора – бей!” - так кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут их с тех пор.

Своё гнездо воробьи строят рядом с жильём человека – под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Воробей – плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда, он вообще не строит гнезда, а захватывает нечестным способом скворечники или гнёзда ласточки. И выгнать его оттуда совсем нелегко.