Интернет-игра "Окружающий мир глазами детей" в рамках VII международного конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

Разделы: Астрономия, Химия, Биология, География, Внеклассная работа, Экология


Современная отечественная школа ориентирована на развитие личности учащихся. К сожалению, не всегда в условиях классно-урочной системы удается создать подлинно дифференцированное и, тем более, индивидуализированное обучение. Учащиеся одного образовательного учреждения ориентированы на определенный круг требований своих учителей, мало общаются со своими сверстниками из других школ по учебным проблемам. Между тем в каждой школе есть способные, и даже талантливые дети, интересующиеся одной или многими областями знаний, которые хотели бы попробовать себя в интеллектуальном соревновании со сверстниками. В старших классах эта задача решается путем участия детей в районных и городских олимпиадах. Для учащихся же младших классов такие олимпиады проводятся только по отдельным направлениям.

Становление различных видов образовательных учреждений также вызывает потребность в изучении эффективности их деятельности. Только по области “Естественные дисциплины” в 5-6 классах реализуются множество авторских и экспериментальных программ интегрированных курсов естественнонаучной направленности и множество линейных, систематических курсов, скорректированных с учетом специфики школы. Интересно определить, какая система образования – интегрированная или систематические курсы – дает больший развивающий эффект для детей 5-6 классов; какие именно модели курсов оказываются более результативными.

Помимо объективной информации для специалистов Управлений по образованию, Комитета по образованию, такое сопоставление очень значимо и для учителей. Успешность выступления команд школ косвенно позволяет судить и об эффективности работы педагогов. В ответах учащихся четко виден “почерк” учителей, уровень развития общеучебных, специальных умений школьников, развития их методологической культуры. Даже собственно оформление работ, их представление школьниками может многое подсказать думающему учителю для совершенствования своей деятельности.

По инициативе кафедры теории и методики естественнонаучного образования Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства 26-27 марта 1996 г. в Петербурге был проведен первый городской конкурс для учащихся 5-6 классов “Окружающий мир глазами детей”. Конкурс проходил на протяжении многих лет, отлично зарекомендовал себя среди образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

По инициативе организаторов конкурса “Инструментальные исследования окружающей среды” и согласию со стороны правообладателей конкурса “Окружающий мир глазами детей” одним из направлений конкурса “Инструментальные исследования окружающей среды” стала игра для учащихся 5-6 классов “Окружающий мир глазами детей”.

По Положению конкурса “Инструментальные исследования окружающей среды” к участию в нем приглашаются ученики 7-11 классов. Конечно же, для целеустремленных детей делаются исключения. Но для более массового привлечения учащихся 5-6 классов и подготовки участия в конкурсе с 2011 года организаторы конкурса совместно с Санкт-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования проводят игру “Окружающий мир глазами детей” в дистанционной форме.

Цель проведения игры: способствовать выявлению способных и талантливых детей и повышению значимости естественнонаучного образования в становлении петербургского уровня образованности.

Игра способствует решению ряда задач:

  • повышение интереса учащихся 5-6 класса к постижению окружающего мира;
  • приобщение детей к самостоятельной познавательной и художественной деятельности;
  • развитие специальных, общеучебных и надпредметных умений учащихся средней ступени школы;
  • выявление условий эффективности преподавания предметов естественнонаучного цикла;
  • координация работы и распространение лучшего педагогического опыта учителей естествознания.

В рамках VII конкурса игра состоялась 5 февраля 2012 г. Всего в игре приняло участие 43 команды из России, Белоруссии и Латвии. В каждую команду входило по 5 участников. По итогам игры после подсчета набранных каждой командой баллов были названы победители, занявшие призовые места. Все команды – участники игры, все учителя и педагоги получили сертификаты, а победители – дипломы. Ниже приведены задания игры и ответы на них.

Станция “Космос”

1. Созвездие, которое Солнце проходит осенью. Дева, Весы, Скорпион

2. Вид излучения Солнца. Свет

3. Планета-гигант, названная в честь бога морей. Нептун

4. Наиболее удаленная из планет Солнечной системы. Плутон

24 августа 2006 года Международный астрономический союз впервые дал определение термину “планета”. Плутон не попадал под это определение, и МАС причислил его к новой категории карликовых планет.

5. Небесное тело, состоящее из замерзших газов и пыли, “видимое ничто”. Комета

6. Планета, в атмосфере которой бушуют вихри из углекислого газа, серной и соляной кислот. Венера

7. Небесное тело, вращающееся вокруг планеты. Спутник

8. Небесное тело, вращающееся вокруг ближайшей к нему звезды и, часто, вокруг своей оси. Планета

9. Область наименьших температур на Солнце. Пятно

10. Что такое Вселенная? Система взаимодействующих галактик, имеющая ячеистую структуру

11. На какое число приходится день весеннего равноденствия? 21-22 марта

12. На какое число приходится день осеннего равноденствия? 23 сентября

13. На какое число приходится день зимнего солнцестояния? 21-22 декабря

14. Что такое Луна и что такое месяц? Одно и то же небесное тело, спутник Земли

15. Почему на Земле не бывает столь высоких (плюс 130 градусов Цельсия) и столь низких (минус 170 градусов Цельсия) температур как на Луне? Присутствие атмосферы, терморегуляция за счет плохой теплопроводности воздуха

16. Бывает ли спокойное Солнце? Нет, постоянно происходят выбросы солнечного вещества, конвективные потоки плазмы

17. Каким светом светится комета? Отраженным светом Солнца

18. Наступит ли полная темнота при полном солнечном затмении? Свой ответ поясните. Нет, т.к. тень от Луны закрывает не более 7,5 минут, а лунная тень на Земле имеет максимальный диаметр 270 км

19. В каком состоянии находится вещество на Солнце? Плазма – газ, в котором количество положительно и отрицательно заряженных частиц равно. На Солнце плазма имеет температуру до 15 миллионов градусов Цельсия

20. Что такое солнечные пятна? Пятно – область пониженной температуры на Солнце, около 4500 градусов Кельвина, в 2-5 раз темнее фотосферы.

21. В каком направлении вращается Земля вокруг своей оси? С запада на восток

22. Какие имена Солнца разных народов вам известны? Ра, Гелиос, Амон, Даж(ь)бог, Род

23. У кометы Галлея диаметр “головы” был размером с Солнце, а длина хвоста – в 2 раза больше расстояния от Земли до Солнца. Почему же она не вызвала разрушений, пройдя рядом с Землей? Хвост кометы – область светящихся отраженным светом разреженных газов, образовавшихся от таяния льда в “голове” кометы при ее прохождении вблизи Солнца

24. Что такое созвездие? Участки звездного неба, выделенные для удобства ориентировки на небесной сфере и обозначения звезд. Небо разделено на 88 созвездий

25. Назовите наш общий “космический адрес”. Планета Земля – Солнечная система – Галактика – Вселенная

Станция “Микромир”

1. Посмотрите опыт: взаимодействие гидроксида натрия NaOH и CuSO4. (см. видео на сайте http://www.eco-konkurs.ru/archive-mir/otvet-5-02-2012/562-station-microcosm-5-feb). Какое явление: физическое или химическое вы наблюдаете? Свой ответ поясните. Изменение цвета, образование осадка свидетельствует о проведении химической реакции

2. Какими способами и с помощью каких приборов вы предлагаете разделить смесь железа и серы, смесь воды и мела. Поясните, на каких свойствах веществ основаны эти способы разделения смесей?

Смесь железа и серы: магнитом (магнитные свойства железа), с помощью воды (несмачиваемость серы и высокая плотность железа)

Смесь мела и воды: фильтрование, отстаивание (нерастворимость мела в воде)

3. Почему при электризации трением появляются разные по величине, но противоположные по знаку заряды? Электроны срываются со своих орбит и переходят с одного тела на другое

4. Почему склеиваемые детали рекомендуется крепко прижимать друг к другу? Уменьшаются промежутки между деталями, сильнее действуют силы межмолекулярного взаимодействия

5. Ранним утром на листьях можно наблюдать сверкающие капельки росы. Но если проснуться позже, их можно уже не увидеть. Откуда вода появляется и куда исчезает? Водяной пар – вода жидкая – водяной пар

6. Графит и алмаз имеют одинаковый состав – атомы углерода. Почему же так отличаются свойства графита и алмаза? Графит и алмаз имеют разное внутреннее строение, разные типы кристаллических решеток

7. Где быстрее растворится сахарный песок: в горячей воде или в холодной? Свой ответ поясните. В горячей воде молекулы движутся с большей скоростью и быстрее “растаскивают” кристаллики сахара

8. Почему очень опасна пролитая из термометра ртуть для всех присутствующих в помещении людей? Ртуть – жидкий металл, легко переходит в газообразное состояние. Опасна для нервной системы, почек, печени, сердца

9. Можно ли серебро превратить в золото? А золото в платину? Свои ответы поясните. Да, можно, но это очень дорого, так как надо “прибавить” в ядро серебра несколько протонов и нейтронов с помощью ядерной реакции

10. Каково происхождение слова “электрон”? В переводе с греческого – “янтарь”

11. Почему образуется радуга? Преломление солнечных лучей в капельках воды

12. Средняя скорость движения молекул – 400 метров в секунду, как у пули. Почему же запах пахучего вещества распространяется по комнате только через несколько минут? Молекулы газов движутся хаотически, сталкиваясь друг с другом и меняя свою траекторию

13. Химическая загадка. Гость из Космоса пришел, в воде приют себе нашел. Водород

14. Химическая загадка. Дары готовят нам сады дороже хлеба и воды. Кислород

15. Химическая загадка. Только в воду окунется, невидимкой обернется. Любое растворимое вещество – сахар, соль, т.п.

16. Химическая загадка. Назовите химический элемент, в состав которого входит два животных. Мышьяк

17. Химическая загадка. Почему не горит мешочек из ткани, наполненный металлическими монетами? Тепло от пламени сразу передается меди, входящей в состав сплава; медь – хороший проводник тепла, и ткань не успевает загореться

Станция “Планета Земля”

1. Назовите основные стороны горизонта. Север, юг, запад, восток

2. Назовите континент, на котором находится Россия. Евразия

3. В каком направлении Земля вращается вокруг своей оси? С запада на восток

4. Самый большой океан на Земле. Тихий

5. Море, омывающее берега двух материков и трех частей света. Средиземное

6. Самая полноводная река в Западном полушарии. Амазонка

7. Океан, названный по имени героя древнегреческого мифа. Атлантический

8. Самые высокие горы. Гималаи

9. Единственный ледяной континент. Антарктида

10. Самое быстрое течение в Мировом океане. Гольфстрим

11. Самый большой по площади остров. Гренландия

12. Самая большая пустыня. Сахара

13. Название страны, в которой мы живем. Россия (для иностранных участников – соотв. страны)

14. Самая длинная река в мире. Нил

15. Самое большое по площади пресное озеро. Верхнее из Великих озер

16. Полуостров в России, где находится много вулканов и гейзеров. Камчатка

17. Самая протяженная горная система. Кордильеры

18. Самое глубокое озеро. Байкал

19. Самая глубокая впадина в Мировом океане. Марианская

20. Самый маленький континент с сохранившимися там древними формами жизни. Австралия

21. Самое крупное соленое озеро. Каспийское

22. Самый высокий в мире водопад. Анхель

23. Самый крупный континент Земли. Евразия

24. Самое глубокое место на Земле. Марианская впадина

25. Координаты Москвы – столицы России. 55°45'20.83" с.ш. 37°37'03.48'' в.д.

Станция “Мир живого”

1. Назовите основные царства (крупные группы живых организмов). Растения, животные, грибы, дробянки, бактерии и цианеи

2. Хвойные растения иначе называют вечнозелеными. Каково происхождение этих названий? Листья превращены в хвою и держатся несколько лет, опадая постепенно так, что все дерево остается постоянно зеленым

3. К какой группе растений относится береза – светолюбивых или теневыносливых? Ответ поясните. Это светолюбивое растение, так как растет на открытых местах и имеет листья, типичные для открытых мест обитания: светлая зеленая окраска, выраженная листовая мозаика

4. Почему некоторые экземпляры дубов всю зиму стоят с засохшими листьями, а другие – без листьев? Это разные формы дуба чешуекрылого: дуб зимней формы сохраняет листву до весны, дуб летней формы ее сбрасывает осенью

5. Как вы понимаете “Лес – друг человека”? Леса выделяют кислород, регулируют водный режим, создают особый микроклимат, образуют значительную биомассу, используемую человеком (древесина, ягоды, грибы, животные и др.). Леса имеют оздоровительное значение

6. На 3 примерах расскажите, как отличить ядовитые грибы от съедобных? Большинство ядовитых грибов имеет зеленоватый оттенок пластинок и неприятный запах. Ложный опенок меньше размером, со шляпкой, серо-желтого цвета, к середине слегка красноватый, без чешуек. На ножке нет характерного кольца. Пластинки под шляпкой темные, зеленовато-серого цвета.

Ядовитый шампиньон желтокожий, имеет неприятный запах карболовой кислоты. Пластинки шляпные сначала розовые, при созревании — коричневые. Мякоть шляпки у вздутия ножки оранжевая.

У обыкновенного шампиньона шляпка белая, иногда буроватая, мякоть белая, на изломе, краснеющая. Пластинки шляпки при созревании меняют цвет от белого к розоватому и коричневому с фиолетовым оттенком.

Несъедобный желтый гриб похож на белый, но губчатый слой у него розоватый, ножка в верхней ее части не белая, а с темным сетчатым рисунком, мякоть горькая, на изломе краснеет.

7. Рядом с каким растением наших лесов практически не бывает микробов? Чем объясняется это явление? Можжевельник выделяет фитонциды – эфирные масла, которые вызывают гибель бактерий. Также хвойные породы деревьев.

8. Как правильно собирать грибы, чтобы не повредить грибницу? Срезая ножку гриба острым ножом или выкручивая ее так, чтобы не повредить микоризу в почвенном слое

9. Какие приспособления у млекопитающих лесной зоны помогают им переносить зимние морозы? Теплый густой мех, укрытия, зимняя спячка, подкожный жир

10. Назовите кочующих и перелетных птиц, которые прилетают в наши леса на зиму. Почему совершаются такие перелеты, ведь у нас зимой холодно? Снегири, свиристели, чечетки, вороны, пуночки, щеглы. Эти птицы питаются семенами сорняков, ягодами, отдельными насекомыми, которые есть в нашей области

11. Какие растения сажают в садоводствах, чтобы защитить урожай от вредителей? Лук, чеснок выделяют фитонциды; отпугивают насекомых запахи барханцев, резеды

12. Почему численность хищных птиц сравнительно невелика? Эти птицы находятся на вершине экологической пирамиды, и на них влияют все нарушения на нижних “этапах” пирамиды, т.е. в предшествующих звеньях пищевой цепи

13. В чем состоит вред курения для самого курильщика и для окружающих его люде? В дыму папирос более 200 ядовитых веществ, которые вызывают заболевания органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, поражают нервную систему, органы размножения и др. органы человека. Примерно 80% ядовитых веществ получают “пассивные курильщики” - люди, оказавшиеся рядом с курящим

14. Какие признаки свойственны всем организмам? Обмен веществами, потоки энергии и информации, рост, развитие, размножение, раздражимость

15. Как вы понимаете слова К.А.Тимирязева: “Фотосинтез – это процесс, от которого зависят все проявления жизни на нашей планете”? В процессе фотосинтеза усваивается солнечная энергия, образуются органические вещества, основа пищевых цепей и круговорота веществ на планете, кислород

16. Какие процессы происходят в листьях зеленых растений? Фотосинтез, передвижение воды, минеральных солей и органических веществ, испарение воды, дыхание, ориентация по отношению к солнцу

17. Что общего и в чем различия в строении клеток растений и животных? Общее: ядро, цитоплазма с органоидами, наружная клеточная мембрана; Отличие: у растений есть хлоропласты, развиты вакуоли, есть плотные стенки у целлюлозы

18. О чем свидетельствует сходство в строении клеток растений и животных, какие выводы можно сделать на основании различий между ними? Сходство свидетельствует о единстве происхождения растений и животных, а различия – о специфике процессов и, следовательно, разных функциях растений и животных в биосфере

19. Какие организмы находятся как бы на границе между живыми существами и веществами? Вирусы, которые размножаются только в живых клетках, а без них кристаллизуются как неживые вещества

20. Почему растения иногда называют “Прометеями”? Прометей – мифологический герой, принесший людям огонь с вершины Олимпа. Растения приносят на Землю энергию Солнца.

21. Какие организмы называют гетеротрофами. Гетеротрофы – организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, созданными другими организмами. Это все животные, грибы, люди

22. Какую роль в клетках живых организмов играют хромосомы? Хромосомы содержат информацию о свойствах данного организма

23. Какие химические вещества содержатся в живых организмах? Вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и др.

24. Что такое фотосинтез? Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа в хлоропластах на свету, сопровождающийся выделением кислорода

25. Приведите примеры зависимости живых организмов от Солнца? Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) – основатель гелиобиологии – науки о влиянии изменений активности Солнца на земные организмы. Суточные, сезонные, 11-летние, 90-летние и др. циклы солнечной активности и периодические явления в живой природе: суточные ритмы, сезонные явления, повышение урожайности, эпидемии, эпизоотии через 11 лет и т. д.

Подробная информация об игре и анализ ответов команд размещен на официальном сайте конкурса http://www.eco-konkurs.ru/

Литература:

Груздева Н.В. Конкурс “Окружающий мир глазами детей”. – СПб.: Крисмас+, 2000. – 64 с.