Самостоятельная работа на уроках русского языка в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Учебный цикл – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала.

Построение учебного цикла зависит от целей изучения материала, от его содержания, от выбранных методов, форм и средств обучения, от личностных свойств учителя и учеников.

Вот так выглядит структура учебного цикла:

  1. актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала;
  2. сообщение нового материала;
  3. репродуктивное закрепление;
  4. тренировочное закрепление;
  5. итоговое закрепление;
  6. контроль знаний.

По русскому языку я чаще всего провожу трехурочные циклы. Они состоят из урока изложения нового материала с репродуктивным закреплением, урока решения задач и урока самостоятельной работы. Под руководством профессора Г.Г. Левитаса мною разработаны дидактические материалы по русскому языку для учащихся 3 и 4 классов.

Я хотела бы остановиться на самостоятельной работе на уроках русского языка по технологии учебных циклов.

Самостоятельная работа – это средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Основная цель ее – научить ребят мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, усваивать учебный материал, развивать навык письма.

На разных типах уроков я применяю разнообразные самостоятельные работы. Все они только тогда дают положительный результат, когда они представляют определенную систему.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований я выдвигаю следующие:
а) система самостоятельных работ должна способствовать приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей;
б) система должна удовлетворять принципам доступности и систематичности;
в) входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию;
г) последовательность выполнения классных самостоятельных работ должна логически вытекать из предыдущих работ и готовить почву для выполнения последующих заданий.

В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время.

Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельными учащимися, я вовремя переключаю успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений свожу до минимума, а другим даю значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять.

Самостоятельная работа не может эффективно проходить без помощи и указаний извне. Учеников нужно готовить, т.е. наглядно показывать приемы работы, сопровождать четкими объяснениями, записями на доске. Уроки самостоятельной работы не только по основным разделам я провожу отдельно. Это дает возможность отследить успешность усвоения материала учащимися и вовремя ликвидировать пробелы. Данные уроки имеют следующую структуру:

а) Проверка знания теоретического материала . (10 минут.)

б) Подготовка к самостоятельной работе. (15 минут.)

Под моим руководством учащиеся выполняют задания, аналогичные первым (самым простым) заданиям самостоятельной работы. Эти записи остаются на доске на все время самостоятельной работы.

в) Самостоятельная работа. (15 минут.)

Первые четыре задания – это типовые задания по изучаемому материалу, достаточные для получения четверки; пятое задание – более сложное – для отличников; шестое – повышенной трудности – на отдельную пятерку.

На таких уроках ученики все время заняты делом.

Приведу пример урока самостоятельной работы в 3 классе по теме “Изменение глаголов по числам”. (Приложение 1)

Самостоятельные работы, разработанные мною, сгруппированы и представляют собой рабочую тетрадь.

Еще одним видом самостоятельной работы на уроке является предметный диктант. Слово “диктант” имеет иное значение, чем в традиционном преподавании русского языка. Этим словом называется короткая работа, протекающая так: я устно даю учащимся несколько заданий (обычно пять), а учащиеся, выполняя эти задания, дают письменные ответы. Задания предлагаю такие, чтобы ответы на них были короткие. Цель диктанта – “расшевелить” умственную деятельность ребят, подготовить к изучению нового материала, вспомнить предыдущий. Провожу его в начале урока изучения нового материала. На его выполнение отводится пять минут. Один ученик пишет диктант на скрытой части доски, а остальные на листочках или в тетрадях. Я читаю задание дважды или включаю запись, а дети пишут ответы. Далее проводится проверка и выставляются первые оценки за данный вид работы на уроке. В данном случае преследуется еще одна цель – дети учатся слушать задание и выполнять его. Часто привлекаю к составлению заданий к диктантам самих детей.

Вот пример диктанта для учащихся 3 класса по теме “Разделительный твердый знак. Мягкий и твердый знаки”.

1. Запишите слово по транскрипции [вараб’и].

2. Разберите по составу слово вьюга.

3. Подберите однокоренное существительное к прилагательному веселый.

4. Верно ли высказывание “разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным”.

5. В слове с…ел или с…вел вы напишите разделительный твердый знак?

Для первоначального закрепления учебного материала использую тетради с печатной основой (ТПО). Задания, составленные мной в соответствии с изучаемой темой, содержат алгоритм выполнения заданий, в которых пропущены фрагменты. Ученик, заполняя пропуски, тем самым участвует в обсуждении. Такая письменная речь является достаточной заменой устной речи ученика на уроке. Кроме того, тетради с печатной основой являются опорой ученику в выполнении первых заданий по новому материалу. Каждый ребенок работает в ТПО с индивидуальной скоростью.

Приведу пример заданий по теме “Три типа склонения имен существительных” (4 класс).

Задание 1. Заполни пропуски.

К 1-му склонению относятся имена существительные _____________ и ____________ рода с окончаниями ______,_______.

Например:_____________________________

Ко 2-му склонению относятся имена существительные __________ рода с нулевым окончанием и ________________рода с окончаниями -О, -Е.

Например:______________________________

К 3-му склонению относятся имена существительные ____________________ рода с ____________ окончанием, оканчивающиеся на ___.

Например:______________________________

Задание 2. Определи склонение у существительного СИНИЦА.

Решение. Сначала определим ________ у существительного. Для этого подставим слова ОНА,________. Синица – ____ рода. Выделим окончание. Для этого ____________ слово.

(изменю, подберу однокоренное)

(Нет) ___________. Значит, окончание в слове СИНИЦА – ___. Существительное _____ рода с окончанием ___ относится к (ко)___ склонению.

Задание 3. Какое из данных существительных относится ко 2 склонению: фасоль или картофель?

Решение. Определим _____ у существительного _____________. Подставим слова ___,____. Это существительное ____ рода с ___ знаком на конце. Значит, существительное _____________ относится к (ко)____склонению.

Ответ: ____________________

Задание 4. Докажите, что существительное глушь – 3 склонения.

Решение. Определим род слова _________, для этого подставлю слова_______________

(он, мой; она, моя; оно, мое)

Существительное ГЛУШЬ – _____ рода с __ на конце. Значит, существительное ГЛУШЬ – ____ склонения.

Задание 5. Определи склонение у выделенного существительного.

Школьники слушали рассказ о жизни космонавтов.

Решение. Поставим существительное ____________ в именительный падеж. Что? _______. Это существительное ___ рода, т.к. можно подставить слова ____, ______ с __ на конце. Значит, существительное ЖИЗНИ -____ склонения.

Таким образом, самостоятельные работы по технологии учебных циклов дают положительный результат: вызывают у моих учеников желание изучать предмет, видеть в нем необходимость, развивают интерес и потребность в знаниях.