Тема урока: "Духовенство". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (443 кБ)


Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: объяснение нового материала.

План объяснения нового материала:

  1. Христианская церковь в жизни средневекового общества.
  2. Церковный раскол.
  3. Духовенство – первое сословие.
  4. Монашество.
  5. Нищенствующие ордена.

Цели урока:

  • Образовательные: дать определение основным понятиям: монашество, монашеские ордена, Папа Римский, духовенство, церковь, нищенствующие ордена, инквизиция, духовно-рыцарские ордена, францисканцы, доминиканцы, августинцы, тевтонский орден, тамплиеры, иоанниты, индульгенция, аббат, священник, архиепископ, епископ, кардинал, тририум, квадриум, скрипторий, риторика, диалектика, пергамент, миниатюра. Определить место и значение католической религии и церкви в истории Европы и жизни средневекового общества. Проследить дальнейшее взаимодействие католической религии и церкви на европейскую культуру и жизнь, а также на культуру и религию других стран. Выявить значение и ценность опыта католической религии и церкви в истории и религии Европы, средневекового города и общества. Ознакомить учащихся с деятельностью католической церкви, монастырей, “отцов церкви”, монашеских орденов и великих богословов. Более подробно рассмотреть деятельность “белого духовенства” и влияние его как на “третье сословие” (крестьяне), так и на рыцарство. На основе полученных знаний о религии, христианстве, церковной организации и ее структуре, полученных в курсе истории Древнего мира, проследить, как изменилось положение христиан и христианской религии, что нового и почему появилось в церковной структуре и организации, изменилось ли учение о Христе и если да, то как и почему. Опираясь на пройденный материал показать основные функции церкви и христианской религии, которые она сохранила с античных времен и развила и укрепила в эпоху средневековья. Познакомить учащихся с основными датами и событиями в истории католической церкви эпохи средневековья.
  • Развивающие: продолжить работу с учащимися над формированием умений: сравнивать особенности различных явлений; находить сходства и различия; делать выводы и обосновывать свою точку зрения; работать с иллюстративным материалом, картой, атласом и контурной картой; Работать с текстом учебника и хрестоматии. Уметь выделять главные факты, понятия, даты. Уметь сопоставлять, сравнивать эти факты, понятия, даты с схожими процессами как в других странах этого временного периода, так и в других странах и государствах прошлых веков. Уметь сопоставлять с аналогичными событиями в наше время. Уметь искать аналогии событий в прошлом и настоящем. Сформировать следующие умения у учащихся: составлять схемы, логические цепочки и таблицы, отвечать у доски, правильно писать конспекты, высказывать свою точку зрения, вести дискуссию, оформлять контурную карту, пользоваться атласом.
  • Воспитательные: воспитать уважение и любовь к истории зарубежных стран, терпимость и толерантность к другим народам и их менталитету. Привить интерес к истории религии и церкви; научить понимать и ценить религиозные и церковные ценности различных исторических эпох и цивилизаций. Воспитать уважение к достижениям и ценностям эпохи средних веков, их вкладу в мировую культуру, историю и религию. Сформировать чувство уважения к уникальности и неповторимости католической религии и церкви в эпоху средневековья. Воспитать уважение и понимание к такому явлению как монашество, нищенствующие ордена, духовно-рыцарские ордена., духовенство. Показать их роль в жизни средневекового общества, в истории и культуре государств того временного периода. Выработать понимание и чувство уважения к любым видам религии, мышления и мировоззрения существовавшим и существующим на нашей планете.

Основные факты и понятия к уроку.

Монашество - (монахи, монастыри — от греч. — один, одинокий,  — быть одному, жить уединённо,  — живущий уединённо,  — уединённое жилище), также и?ночество — буквально “уединённое, одинокое жительство”. Термин “монашество” применяется не только к отдельным лицам, но и к сообществам, обрекающим себя на безбрачие и отречение от всех благ мира, подчиняющимся обычно определённому уставу и имеющим своей целью служение идеалам, достижимым лишь путём самоотречения и удаления от мира.

Монашеские ордена — в католичестве, а с определенного времени и у некоторых протестантов — сообщество монашествующих, члены которого соблюдают общий устав монастыря и приносят торжественные обеты (в отличие от монашеской конгрегации, в которой приносятся лишь простые обеты). В зависимости от специфики различаются:

Папа Римский - богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па?пу Ри?мского видимым главой всей Католической церкви. В Католической церкви Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.

Духовенство - собирательный термин для обозначения общественного сословия, социальной прослойки, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей той или иной религии. Иногда применяется только к монотеистическим религиям

Церковь (греч. ) — в переводе с греческого — Собрание (подразумеваются верующие люди). Тип религиозной организации, объединяющей последователей того или иного религиозного, как правило, христианского течения на основе общих догматической и культовой систем. Отличительной характеристикой отдельных церквей являются особенности кодификации догматики и обрядовости, наличие или отсутствие иерархической организации и централизованного управления, деления верующих на профессиональных служителей культа (клир) и мирян и отношение к владению церковной организацией имуществом. Особенностью догматики большинства церковных организаций является тезис о невозможности спасения верующих вне церкви (лат. Extra Ecclesiam nulla salus — вне Церкви нет спасения), хотя при этом границы Церкви определяются по-разному.

Нищенствующие ордена - религиозный орден, который целиком зависит от милостыни людей на средства к существованию. Такие ордены не имеют какой-либо собственности, ни частной, ни общественной, и принимают обет бедности с целью посвятить всю свою энергию и время религиозной работе.

Францисканцы (лат. Ordo Fratrum Minorum; “минориты”, “меньшие братья”) — католический нищенствующий монашеский орден, основан св. Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.

Доминиканцы (Ordo fratrum praedicatorum, O.P.) — католический монашеский орден, основанный испанским монахом святым Домиником.. Так же неофициальное название ордена доминиканцев – “псы Господни”, перевод с латинского "Domini canes".

Августинцы (лат. augustiniani) — неофициальное наименование членов нескольких монашеских орденов и конгрегаций католической церкви, руководствующихся “Уставом святого Августина”, который был написан через много веков после смерти Августина (430) и использовался духовенством, желавшим жить по нормам, близким к монашеским.

Инквизиция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, “Святой отдел расследований еретической греховности”) — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.

Духовно-рыцарские ордена - в Западной Европе военно-монашеские организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в 12—13 вв. под руководством католической церкви главным образом для крестовых походов и войны с неверными: против ислама в Святой земле, в Испании или в Турции, или против язычников в Литве, в Эстонии или в Пруссии с целью распространения католичества (после Реформации иногда и протестантства). Впоследствии ордены могли стать светскими. К духовно-рыцарским орденам относятся ордена: Иоаннитов, Тамплиеров, Тевтонский орден, Орден Алькантара, Орден Калатравы и др.

Тевтонский орден - германский духовно-рыцарский орден, основанный в конце XII века. Девиз ордена: “Помогать — Защищать — Исцелять” (нем. “Helfen — Wehren — Heilen”).

Орден тамплиеров (фр. templiers от “temple” — храм, “храмовники”) или Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона (лат. Templique Solomonici) — духовно-рыцарский католический орден, основанный в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Один из первых по времени основания из религиозных военных орденов, наряду с госпитальерами.

Орден иоаннитов - основанная в 1080 году в Иерусалиме в качестве амальфийского госпиталя, христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После захвата христианами Иерусалима в 1099 в ходе Первого крестового похода организация превратилась в религиозно-военный орден со своим уставом. На орден была возложена забота и защита Святой земли. Вслед за захватом Святой земли мусульманами орден продолжил деятельность на Родосе, владыкой которого он являлся, а затем действовал с Мальты, находившейся в вассальном подчинении у испанского вице-короля Сицилии.

Индульгенция (лат. Indulgentia от лат. indulgeo, “терпеть, позволять”) — в католической церкви — освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи. Вопреки распространённому заблуждению, индульгенция не имеет никакого отношения к отпущению грехов, которое даётся только в таинстве исповеди.

Аббаты - почётный католический церковный титул, который, начиная с V столетия, давался исключительно настоятелям монастырей (аббатств) и был званием церковной должности. Аналогичное звание с женским окончанием, аббатиса, от лат. формы Abbatissa, стали впоследствии давать и настоятельницам женских монастырей.

Священник - служитель религиозного культа.

Архиепископ (от греч.   — “начало” и  — “блюститель”) — старший (начальствующий) епископ. В исторических церквах — почётный титул епископа (архиерея); в некоторых поместных православных церквях — титул предстоятеля данной церкви.

Епископ (греч.   — надзирающий, надсматривающий; от — на, при +   — смотрю) в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей (от греч. — главный, старший +  — священник).

Кардинал высшее (после Папы) духовное лицо Католической церкви, принадлежащее к любой из трёх степеней священства.

Клирик - служитель церкви, священнослужитель или церковнослужитель.

Дьякон - лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.

Ангелы (др.-греч., ангелос — “вестник, посланец”), — дух, выражающий волю Бога и обладающий сверхъестественными возможностями. Часто изображаются в виде антропоморфных существ с крыльями за спиной.

Пергамент - материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древняя рукопись на таком материале.

Скрипторий (лат. sсriptorium от scriptor — писец, переписчик) — мастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях. Первые скриптории возникли в VIVII веках на юге Италии, во Франции, в Ирландии, Испании.

Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.

“Семь свободных искусств” круг учебных наук, то есть дисциплин — в эллинистическую эпоху в Греции, Древнем Риме и средневековой Западной Европе. Число свободных искусств ограничено семью; они выстроены в значимом порядке, определяющем уровни обучения: искусства слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика) и числа (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Первый цикл (из трёх учебных наук) назывался словом тривий (trivium), второй цикл (из четырёх) — квадривий (quadrivium). Цикл математических наук оформился еще в поздней античности (по-видимому, в Новой Академии, в рамках неоплатонизма), старшей из наук квадривия признавалась арифметика

Основные даты к уроку.

  1. 3-4 вв. н.э. – появление монашества в христианстве.
  2. 6 в. н.э. – основан первый монастырь “Монекассино”; христианство укореняется на Западе.
  3. 7 в. н.э. – появляются колокола.
  4. 867 г. н.э. – первый церковный раскол.
  5. 1054 г. н.э. – последний церковный раскол (выделение православия и католичества).
  6. 12 в. н.э. – появление нищенствующих орденов. Создание ордена Иоаннитов и Тевтонского ордена.
  7. 1118-1119 гг. н.э. – основание ордена Тамплиеров.
  8. 1207-1209 гг. н.э. – основан орден Францисканцев
  9. 1215 г. н.э. – основан орден Доминиканцев.
  10. 1232 г. н.э. – инквизиция передана в ведение ордена Доминиканцев.
  11. Сер. 13. в .н.э. – основан орден Августинцев.
  12. 1389 г. н.э. – Папа Римский избирается пожизненно.

Краткий конспект к уроку (материал, который должен быть записан на доске и в тетради).

Смотри Приложение №1.

Вопросы по пройденному материалу для проверки учащихся.

  1. Перечислите нищенствующие ордена.
  2. Перечислите духовно-рыцарские ордена.
  3. Что такое “монашество”?
  4. Что такое “духовенство”?
  5. Что такое “церковь”?
  6. Что такое “инквизиция”?
  7. Расскажите об ордене францисканцев.
  8. Расскажите об ордене доминиканцев.
  9. Расскажите об ордене августинцев.
  10. Какой орден был основан в Италии в 1207-1209 гг?
  11. Кем был основан орден францисканцев?
  12. Кто основал орден доминиканцев?
  13. В каком году святой престол передал инквизицию в ведение ордена доминиканцев?
  14. Какой орден был основан в середине 13 в.?
  15. Когда и где был основан Тевтонский орден?
  16. Какой орден называют немецким?
  17. Чем занимался орден тамплиеров?
  18. Когда и где был основан орден тамплиеров?
  19. Какой орден был основан в Италии в 1118-1119 гг.?
  20. У какого ордена резиденция – иерусалимский госпиталь?
  21. Какой орден основан в Палестине в сер. 13 в?
  22. Когда и где был основан орден иоаннитов?
  23. Перечислите основные обязательства монашество.
  24. Перечислите главные признаки церкви.
  25. Какой был состав монашеских орденов?
  26. Что произошло в 1054 г.?
  27. В каком году произошли 1-ый и 2-ой расколы церкви?
  28. На какие 2 течения раскололась церковь в 1054 г?
  29. К какому сословию относится духовенство?
  30. Какова роль церкви в жизни средневекового общества?
  31. Кто в средние века относился к первому сословию?
  32. Что такое “индульгенция”?
  33. Что такое “белое духовенство”?
  34. К какому духовенству относились клирики?
  35. Что такое “черное духовенство”?
  36. К какому духовенству относились монахи?
  37. Сколько этапов церковного раскола было?
  38. Когда произошел первый церковный раскол?
  39. Из-за чего произошел церковный раскол?
  40. Расскажите об организации католической церкви.
  41. Чем занимались монахи?
  42. Как выглядел монастырь?
  43. Как Вы думаете, почему появились нищенствующие ордена?
  44. Почему духовенство считалось высшим сословием?
  45. Что делала церковь для общества?
  46. На что делился епископат?
  47. Сколько ступеней было в католической церкви?
  48. Кто к какой ступени относился?
  49. У кого был в помощниках дьякон?