Анализ работы ГИМО учителей иностранного языка 2011/2012 г.

Разделы: Иностранные языки, Администрирование школы


Цель: освоение и обобщение педагогического опыта и активное внедрение его в практику.

Задачи:

  1. Изменить цели и содержание образования в рамках ФГОС второго поколения как основных составляющих деятельности педагога и учащегося.
  2. Сформировать единые требования к качеству обученности.
  3. Сформировать социокультурную компетенцию, приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям к странам изучаемых языков через урочную и внеурочную систему.
  4. Воспитывать понимание у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, самореализации и социальной адаптации.
  5. Продолжить работу с группой учащихся «English Fans» – фанатов английского языка, для целенаправленной подготовки к городским конкурсам и творческого развития учащихся.
  6. Принять активное участие в городских конкурсах и соревнованиях с этими группами учеников.
  7. Воспитывать качества гражданина, патриота через развитие национального самосознания, стремления взаимопониманию между людьми разных социальных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
  8. Мотивировать педагогов на инновационную деятельность, создание в коллективе инновационного «климата», способствующего осуществлению инновации и самоопределению членов педагогического коллектива как деятелей инновации.
  9. Осуществлять мониторинг хода реализации инновации и процедур оценки её результатов, обеспечение постоянной обратной связи и коррекции действий при реализации инновации.
  10. Анализировать, обобщать и распространять инновационный опыт работы.

Направления работы:

  • программно-методическое обеспечение преподавания учебных предметов;
  • работа над формированием у учащихся ключевых компетенций через предметное содержание;
  • контроль над уровнем учебных достижений учащихся;
  • работа с одарёнными детьми;
  • внеклассная работа по предмету;
  • повышение квалификации и педагогического мастерства учителей МО;
  • работа по вопросам модернизации российского образования (ЕГЭ, предпрофильная подготовка и профильное обучение);
  • участие педагогов МО в работе научно-методических структур школы, в городской методической работе.

В 2011-2012 учебном году МО учителей иностранного языка продолжило работу по совершенствованию методики обучения иностранному языку в контексте иноязычной культуры и созданию условий развития творческой активности участников педагогического процесса, изучению новых технологий, внедрения в практику своей работы с целью обеспечения уровня образования, соответствующего современным требованиям. Основной стратегией обучения иностранному языку продолжает оставаться личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса школьника, учет его способностей, возможностей и склонностей. Это достигается за счет дифференциации и индивидуализации обучения, использования новых обучающих технологий. Высокий уровень мотивации, обусловленный разными факторами, вызывает и высокие требования обучаемых, а также их родителей к учебному процессу.

Механизм реализации.

1. Кадровый состав МО: 4 чел. (1 чел. отпуск).

  1. Образование: все педагоги имеют высшее образование.
  2. Квалификационная категория: высшая – 1 педагог; первая – 1педагог; вторая – 3 педагога.
  3. Стаж работы: 10-20 лет.

Проблемы. На конец учебного года кадровый состав изменился, прекратила свою педагогическую деятельность Носар И.В., смена учителя и уходы на больничный создают дополнительную нагрузку для работающих учителей, дискомфорт и определенные трудности для учащихся.

Вывод. Кадровый состав педагогов МО на достаточном профессиональном уровне; необходимо ввести еще одного педагога в ШМО иностранного языка; заняться в летнее время оздоровлением собственного организма и детей.

2. Повышение квалификации и педагогического мастерства учителей МО.

Педагоги МО повышают свой профессиональный уровень через:

  1. Курсовую подготовку.
  2. Обучающие семинары и др. (см. Приложение 1).

Проблемы Педагоги зачастую проходят курсовую подготовку, только предложенную руководителем образовательного учреждения. При выборе курсов не всегда удобны сроки её прохождения. Летняя курсовая подготовка носит выездной характер, длительная и требует больших материальных затрат.

Вывод. Акцентировать внимание на повышение уровня самообразования, проявлять инициативу. Аттестация Медведик О.А. в 2012-2013 г.г.

3. Работа по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса.

ШМО учителей иностранных языков обеспечено программным материалом на 100% и регулярно пополняется новинками методической литературы, новыми пособиями и мультимедийными учебниками. Все УМК, по которым ведется работа используются в полном комплекте. В структуре учебного плана предмета «Иностранный язык» выделяется вариативная часть, обеспечивающая приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер школьников, учитывающая их индивидуальные и личные способности. Предметы, преподаваемые учителями иностранных языков, обеспечены новым программно-методическим обеспечением не позднее 2010 года выпуска. Реализуя учебные программы педагоги успешно решают задачи: получение качественного, доступного образования; преемственность образовательных программ на разных ступенях образования, возможность получения профессионального образования.

Проблемы. Загруженность детей. Частичное отсутствие нового программно-методического обеспечения в кабинете №7.

Вывод. Все учебные программы и учебники, используемые в образовательном процессе, рекомендованы и допущены министерством образования и науки РФ. Выполнение полного объёма учебных программ достигается за счет корректировки программ, современной заменой учителей. Поэтапное приобретение оборудования для каб. №7.

4. Основные формы, используемые в работе МО.

  1. Заседание методического объединения по вопросам методики обучения и воспитания учащихся.
  2. Совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.
  3. Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету.
  4. Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогии и психологии.
  5. Проведение предметных недель.
  6. Взаимопосещение уроков.

5. Тематика заседаний МО.

Было проведено 4 заседания по темам:
Заседание №1:
«Ознакомление с новыми ФГОС. Критерии КТП».
Заседание №2:
Общественная активность учителя и учащихся как один из способов повышения мотивации к изучению иностранного языка и развитию творчества.
Заседание №3: Вопросы методики и технологии преподавания, организации учебно-воспитательного процесса.
Заседание №4: Повышение качества знаний учащихся как результат успешно организованной внеклассной деятельности по предмету.

6. Итоги индивидуальной методической работы учителей.

В течение учебного года каждый педагог работал над индивидуальной методической темой, работа проходила в индивидуальном режиме.

ФИО учителя Тема самообразования
1. Грибанова Н.А. «Информатизация обучения иностранному языку в условиях перехода на ФГОС»
2. Медведик О.А. «Омонимы в английском языке»
3. Карповская Н.О. «Интернет ресурсы на уроках английского языка» (теория)
4. Гальчанская О.М . «Повышение мотивации учащихся начальных классов через игровые формы обучение»

Работая над темами по самообразованию, педагогами МО были выделены следующие цели:

  1. Повышение интереса к предмету иностранный язык через внедрение инновационных технологий, а именно информационно-коммуникативные технологии, метод проектов, творческие задания, проектную деятельность.
  2. Развитие познавательного интереса и качества образования через исследовательскую деятельность учащихся.
  3. Развитие коммуникативных навыков учащихся, умение работы в команде.

Анализируя работу педагогов МО можно сделать следующие выводы:

  1. У каждого педагога выбрана тема по самообразованию и успешно им осваивается.
  2. Темы по самообразованию созвучны с методической темой школы, что усиливает инновационное направление МО.
  3. Работа ведется в системе;

Проблемы. Проведение заседаний ШМО затруднено в связи с загруженность педагогов и несовпадением свободного времени для встреч.

Вывод. Анализируя работу, можно сделать вывод, что все решения, принятые на заседаниях МО, были полностью выполнены. У каждого педагога выбрана тема по самообразованию и успешно им осваивается. Темы по самообразованию созвучны с методической темой школы, что усиливает инновационное направление МО. Работа ведется в системе.

С пополнением количественного состава МО проблема загруженности будет частично решена.

7. Инновационная деятельность МО

В учебно-воспитательном процессе педагоги МО используют широкий набор методов, приемов, средств современных образовательных технологий, а также нетрадиционных форм учебных занятий, позволяющих активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Используемые инновационные технологии в образовательном процессе всесторонне развивают школьников, организовывают их участие в разнообразных видах деятельности.

  1. Игровые технологии.
  2. ИКТ.
  3. Технология развития критического мышления.
  4. Метод проектов.
  5. Здоровьесберегающие и др.

Проблемы. Использование инновационных технологий требует дорогостоящего оборудования и профессиональной подготовки учителей.

Вывод. Анализируя работу педагогов в этом направлении с учетом прошлого года можно отметить, что с оснащением кабинетов новым оборудованием все педагоги МО стали использовать в практике преподавания ИКТ. В условия экономического кризиса поддерживать работу педагогов в этом направлении.

8. Деятельность других форм работы МО.

Педагоги МО реализовывали в течение учебного года элективные курсы предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

Курс Класс Количество часов ФИО педагога
«Страноведение» 10, 11 34 Грибанова Н.А.
Карповская Н.О
Гальчанская О.М.
«Окно в Британию» 15 Карповская Н.О.
«Практическая грамматика» 34 Карповская Н.О.

Проблемы. Загруженность учащихся в урочное и внеурочное время. Неготовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности для решения практических задач.

Вывод. В течение учебного года были реализованы программы элективных курсов по английскому языку. Пути решения проблем видятся в поиске новых форм работы для большей заинтересованности учащихся в изучении английского языка.

9. Анализ состояния преподавания, качества образования обучающихся за 2011-2012 уч.г.

В результате проведенной работы ШМО ИЯ достигло следующих результатов:

ФИО % успеваемости % качества Средний балл Степень обученности
Грибанова Н.А. 100      
Гальчанская О.М. 100      
Карповская Н.О. 100 71 3,8 60
Медведик О.А. 100      

Анализируя данные можно сделать вывод: уровень успеваемости по годам остается стабильным. Педагоги уделяют особое внимание усвоению предметного содержание, это достигается использованием разнообразных форм и методов ведения учебного процесса, через индивидуальный подход, формирование общеучебных компетенций.

Проблемы. Уровень сложности предмета. Большой объем учебного материала, мало времени отводиться на закрепление, обобщение изученного материала. Невысокий уровень качества знаний присутствует в классах сформированных из учащихся с низкой мотивацией, у которых неустойчивое внимание, память, плохо развито мышление, в классах есть дети группы риска, которые не посещают уроки. необходимы новые подходы.

Возможные пути решения проблем: Расширение использование информационных технологий, как одного из способа индивидуального подхода в образовании. Работа с родителями. Развитие личностно-ориентированного образования. Дифференцированный подход к обучению. Поиски новых путей решения проблемы.

10. Внеклассная работа по предмету.

Самоопределение учащихся происходит через школьные, всероссийские олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции. В 2011-2012 г.г. Подробно участие детей представлено в таблице (см. Приложение 1).

Проблемы. Низкая заинтересованность учащихся. Материальное положение семей учащихся. Отсутствие системной работы в подготовке участников городских олимпиад.

Вывод. В сравнение с прошлым учебным годом участие детей в различных конкурсах повысилось. Необходимо и дальше расширять и активизировать участие детей в дистанционных проектах и конкурсах. Объяснять родителям положительную значимость проводимых мероприятий для подрастающего поколения.

Анализируя результаты работы с одаренными детьми можно сказать, что педагоги МО проводят систематическую работу с одаренными детьми. Просматривается слабая подготовка участников городских олимпиад. Не каждый год учащиеся занимают призовые места. Работа с одаренными детьми ведется по различным направлениям. Планируется организовать обмен опыта педагогов по подготовке к олимпиадам на заседании МО.

Реализация целей и задач методического объединения осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно–правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, методических рекомендаций для ОУ г.Братска о преподавании иностранных языков, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых. Учителя старались формировать общую культуру учащихся, развивать их познавательную активность, расширять кругозор.

На следующий учебный год необходимо усилить работу по направлениям:

  1. Работа над новым образовательным стандартом.
  2. Работа над формирование ключевых компетенций, через урочную и внеурочную деятельность.
  3. Изучение передового педагогического опыта.
  4. Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию школьного образования через предпрофильную и профильную подготовку учащихся.
  5. Прохождение курсовой подготовки педагогов
  6. Продолжить работу по повышению качества образования через индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися.
  7. Особое внимание уделить работе с одаренными детьми. На заседании МО продумать формы работы по подготовке участников к городским олимпиадам.
  8. Спланировать системную работу по внеклассной деятельности педагогов, отразить этот вид деятельности через календарно-тематическое планирование.
  9. Деятельность учащихся организовывать ради получения ими опыта реализации самой деятельности через проектную и исследовательскую деятельность.
  10. Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию, преемственность школьного образования во всех модулях школы.

Отчет о работе МО учителей иностранного языка прилагается (см. Приложение 2).