Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе "Неизменяемые слова" (несклоняемые существительные)

Разделы: Логопедия


Цели:

Коррекционно-образовательные:

  1. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Цирк».
  2. Продолжать знакомить детей с несклоняемыми существительными.
  3. Упражнять в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях, в составлении предложений с этими существительными.
  4. Закреплять знание букв и цифр.
  5. Упражнять в звуковом анализе.
  6. Развивать связную речь детей.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память, общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование: кукла-клоун, картинный материал «Несклоняемые существительные» издательство «Книголюб».

Ход занятия

Организационный момент.

Звучит «Песенка о цирке» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского).

При входе детям выдаются билеты, на которых написаны их места (А2, Б3, В4, Д5 и т. д), за правильно названные неизменяемые слова (кофе, пальто, какао, кино и др.).

- Катя, какое у тебя место? (А1)

- Илья, а у тебя? (П9)

2. Новая тема.

Логопед: Какая музыка вас встречала? (Веселая, радостная, о цирке.)

- Мы сегодня с вами в цирке. Вас приветствует клоун Мимино, который любит слова, которые не изменяются. Давайте подарим ему стихотворение.

Слова ты эти твердо знай
И в предложениях не меняй!
Кофе, радио, пальто
Пианино и кино,
И какао, и метро –
Как придумано хитро;
Если нам встречаются,
Вовсе не меняются.

Клоун: Перед вами – фламинго (выставляются картинка фламинго из набора картинного материала и картинка-схема птицы – рисунок 1).


Рисунок 1

Игра «Закончи предложение».

- Необходимо закончить предложения словами птица и фламинго. Сравниваются эти два слова.

  1. Дрессировщик выступает с ... птицей.
    Дрессировщик выступает с ... фламинго.
  2. Мальчик угостил семечками ... птицу.
    Мальчик угостил семечками ... фламинго.
  3. Люди любуются красивыми ... птицами.
    Люди любуются красивыми ... фламинго.

Клоун: Следующим выйдет к вам шимпанзе (выставляются картинка шимпанзе и картинка – схема обезьянка – рисунок 2).


Рисунок 2

- Также сравниваются слова обезьяна и шимпанзе.

  1. Дети с интересом наблюдали за ... обезьяной.
    Дети с интересом наблюдали за ... шимпанзе.
  2. В цирке мы видели ... обезьяну.
    В цирке мы видели ... шимпанзе.
  3. Дрессировщик принес мячик для ... обезьяны.
    Дрессировщик принес мячик для ... шимпанзе.

Клоун: К вам выходит пони (выставляется картинка). Ему необходима ваша помощь. Нужно сделать звуковой анализ этого слова (все на местах, один ребенок у доски).

Клоун: Необходимо соотнести схему с картинкой (какаду).

3. Физкультурная минутка.

Ой, ребята, погляди –
Кто там скачет впереди?
Лапы верхние малы,
Лапы задние длинны.
Прячет в сумку детвору,
А зовется – кенгуру.

Клоун: Какое неизменяемое слово вы услышали? (Кенгуру.)

4. Дидактическая игра «Соотнеси слова с картинками».

Каждому ребенку раздаются карточки, на которых написаны слова и изображены рисунки. Детям необходимо прочитать слова и соединить их с соответствующим рисунком (рисунок 3).

Рисунок 3

5. Развитие связной речи.

Звонок. Объявляется антракт.

Клоун: Куда обычно идут во время антракта? (В кафе.)

- Где находится кафе? (В фойе.)

Выставляются картинки (кафе, меню, кофе, какао, суфле, желе, эскимо, портмоне).

Составление рассказа.

Во время антракта мы ходили в кафе. Оно находится в фойе. Папа попросил меню. Он заказал маме и себе кофе и ванильное суфле, детям какао, ягодное желе и эскимо. Папа достал портмоне и заплатил за заказ.

Пересказ детьми.

6. Итог занятия.

Игра «Цепочка» – называние неизменяемых слов, не повторяясь.

Клоун: Итак, какие это были слова? (Неизменяемые слова.)

- Почему они так называются? (Потому что не изменяются.)

7. Сюрпризный момент.

Логопед: Ребята, Мимино хочет вам показать фокус.

В пустой шляпе оказываются драже (конфетки), которыми угощает детей.