Наш край родной, Кузбасс!

Разделы: Работа с дошкольниками


Коррекционно-образовательные цели:

  • познакомить детей с флагом, гимном и гербом Кузбасса, с историей родного края;
  • закрепить знания о достопримечательностях, животном мире Кемеровской области.

Коррекционно-развивающие цели:

  • закреплять умение образовывать прилагательные от существительных;
  • развивать умение согласовывать слова в предложениях;
  • активизировать словарь по теме;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • воспитывать чувство гордости за свою малую родину;
  • развивать нравственно-патриотическое чувство.

Оборудование: карта Кемеровской области, сюжетные картинки по ходу занятия, картинки с изображением животных, растений и птиц, проживающих в различных местах планеты, картинки с изображением флага, герба Кемеровской области, запись гимна Кузбасса.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята, где мы живем? /Осинники, Кемеровская область, Кузбасс/

Правильно в Кемеровской области или по-другому еще называют Кузбасс. Посмотрите, в каком замечательном крае мы с вами живем. /Слайды с природой Кузбасса, звучит песня “Кузбасс и Россия”/ /см. слайд-шоу “Природа Кузбасса”/

2. Объявление темы.

- Сегодня на занятии мы поговорим о родном крае, познакомимся с его историей, животным миром, достопримечательностями.

3. Вводная беседа.

Наш край – Кузбасс. У каждого государства, области, края есть свой флаг, гимн, герб.

Флаг Кемеровской области представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, означающее силу и красоту, и синяя полоса, проходящая вдоль древка, означает мирное небо.

В верхней части синей полосы, посередине помещается герб Кемеровской области. Когда звучит государственный гимн или гимн родного края и поднимается флаг, и граждане встают. Также у каждой области есть свой герб. Герб 11Кемеровской области представляет собой щит, обрамленный дубовыми ветвями. Зеленый цвет и три пшеничных колоса символизирует сельское хозяйство и природные богатства. Щит увенчан короной в виде чаши. В центре расположены перекрещенные молот и кирка, обозначающие угольную промышленность. Треугольники красного цвета в левом и правом углах щита символизируют раскаленный металл.

- Ребята, а вы знаете, как зовут человека, который управляет, является главой нашей области? Правильно, это губернатор и зовут его Аман Гумирович Тулеев.

Он очень уважаемый человек не только в области и в стране, но и за рубежом. Аман Гумирович заботится о родном крае и делает все, чтобы нам жилось спокойно и счастливо.

4.- А в каком же городе мы живем? /Осинники/

Каждый город обязательно нанесен на карту страны или области.

- А вы знаете карту Кемеровской области? Посмотрите внимательно и выберите карту Кузбасса.

Правильно, ребята, а на что похож контур нашего края? Действительно на сердце, а ведь на самом деле Кузбасс – это сердце Сибири!

- А как вы думаете, где на карте, находится наш город? /на юге области/

5.- Ребята, а вы знаете, какие народы живут на территории нашей области? / татары, немцы, украинцы, русские, шорцы, телеуты/

Сегодня мы поговорим о самых древних коренных жителях области. Как вы думаете, о ком пойдет речь? Правильно о шорцах. Это уникальная малочисленная народность Кузбасса. Они населяли в основном бассейн реки Томь и притоки Кондомы и Мрас-Су. Основными занятиями шорцев были рыболовство, охота, кедровый промысел. Некоторые выплавляли и ковали железо. Поселения, где жили шорцы, назывались – улусами. А дома в которых жили шорцы назывались – одаг – это летнее жилище, агыс – зимнее. В настоящее время шорцы живут в срубных домах, но сохраняются и охотничьи жилища – юрты. Национальной одеждой являются халаты с вышивкой, рубахи и штаны. Зимой они надевали несколько халатов. Женщины носили платки, а мужчины – шапки.

Постепенно население росло и теперь наша область многонациональная, и все народы живут дружно, в согласии.

6.- Ребята, а что же за слово такое - Кузбасс, как вы думаете. Что оно означает?

Кузбасс – это сокращенно Кузнецкий угольный бассейн. А какое же главное богатство Кузбасса? Правильно, уголь.

Как называют людей, которые добывают уголь? /Шахтеры/

- Давайте мы превратимся в шахтеров.

Физкультминутка.

Крепильщики, забойщики, (Дети шагают на месте)

Профессий много здесь, (Делают большой круг руками)

Откатчики, проходчики, (Изображают “богатырей”)

Вам всем сегодня честь! (Размахивают руками над головой)

- Основная профессия – шахтеры, но есть ещё одна героическая профессия. Как вы думаете, какая? …Правильно, металлурги и шахтеры неразрывно связаны, потому что уголь является сырьём для металлургической промышленности, а это металл, рельсы, детали к машиностроению.

7. Игра “Какой? Какая? Какое?” (проводится по сюжетным картинкам) /см.фото к игре/

Город в Кузбассе – кузбасский город;

Деревня в Кузбассе – кузбасская деревня;

Кемерово – столица Кузбасса – кузбасская столица;

Губернатор Кузбасса – кузбасский губернатор;

Достопримечательности Кузбасса – кузбасские достопримечательности.

Игра с мячом. Наша область, какая она? (подобрать как можно больше прилагательных)

Неповторимая, богатая, красивая, любимая, могучая, дружная…

А какими же качествами должен обладать шахтер? Каким он должен быть?

Трудолюбивый, выносливый, сильный, смелый…

Игра “Назови лишнее слово”

Кузбасс – Кузбасс – атлас – Кузбасс;

Шорцы – горцы – шорцы – шорцы;

Шоферы – шахтеры – шахтеры – шахтеры;

Сибирь – богатырь – Сибирь – Сибирь.

8. В нашем сибирском крае очень богатый животный и растительный мир.

Игра “Животные и растения родного края”

Найти животных, растения и птиц, которые живут на территории Кемеровской области. (Детям предлагаются картинки с изображением животных, растений и птиц, проживающих в различных местах планеты.)

9. Игра “Куда я отправлюсь на прогулку”

Дети слушают песню “Мой Кузбасс”, рассматривают слайды с изображением достопримечательностей родного края и рассказывают, куда бы они хотели пойти на прогулку или отправиться в путешествие. /См. слайд-шоу “Достопримечательности Кузбасса”/

После просмотра ребята рассказывают, куда бы они хотели пойти на прогулку или отправиться в путешествие.

В выходные дни я пойду с мамой и папой гулять в парк.

А я пойду в туристический поход на берег нашей реки.

Мы всей семьей поедем в цирк и т.д.

10. Итог занятия.

Логопед предлагает послушать гимн Кузбасса и напоминает о том, как нужно себя вести, когда звучит гимн. Читает стихотворение “Родному Кузбассу”

Люблю, Кузбасс, твои просторы
И красоту лесных озер,
И шорскую тайгу, и горы,
И дымом пахнущий костер,
И на рассвете - травы в росах,
И на закате – тишину,
Твою чарующую осень
И благодатную весну.
Кузбасс былинный, величавый,
Одной мы связаны судьбой.
Седые Писаные скалы
Оберегают твой покой.
Кузбасс, Кузбасс – моя держава,
Мой отчий дом, мой край родной!

Приложение 1

Приложение 2