Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ № 4 р.п. Линево

Разделы: Начальная школа


Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. В своей работе мы опирались на технологию оценивания, разработанную Д.Д. Даниловым и др. (Школа 2100)

1-е правило: “Оценка результата и отметка”

Оцениваем каждое действие ученикапо использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).

2-е правило: “Самооценка”.

Ученики оценивают себя и свою работу по алгоритму

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

Результаты самооценки фиксируются в тетради за каждое письменное задание, а так же в “Дневнике ученика” за каждый урок.

3-е правило: “Одна задача – одна отметка”.

Ученик оценивает каждое выполненное в классе задание, выставляя самооценку в цветовой гамме, принятой в нашей школе.

Справился полностью правильно Зеленый
Справился с ошибкой, с помощью ... Желтый
Не справился Не окрашивается

4-е правило – Таблицы “Оценочные листы” (часть 1) и “Портфель достижений” (часть 2)

Оценки (в т.ч. в форме отметки) необходимо фиксировать и накапливать в таблицах “Оценочные листы” (предметные, метапредметные и личностные) и в портфеле достижений.

4-е правило, часть 1: Таблицы “Оценочные листы”

Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов: Литературное чтение (1-4 кл.), Русский язык (1-4 кл.), Математика (1-4 кл.), Окружающий мир (1-4 кл.)

Таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: Регулятивные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3 кл., 4 кл.), Познавательные универсальные учебные действия (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.), Коммуникативные универсальные учебные действия (1 кл. 2 кл., 3 кл. 4 кл.). Чтение. Работа с текстом (1 кл., 2 кл., 3-4 кл.) (Приложение 1)

Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов (1 кл. 2 кл., 3 кл.,4 кл.) (Приложение 2)

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе “Личностные учебные действия” программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

В таблицах “Оценочных листов” с 1-4 класс отражены основные критерии (линии развития) личностных результатов:

  • Внутренняя позиция и мотивация учебной деятельности.
  • Моральные нормы.
  • Гражданская идентичность.
  • Экологическая культура.
  • Здоровый образ жизни.

В 4 классе добавляется еще одна категория “эстетические чувства”.

Для отслеживания личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:

  • участие в проектах, исследованиях;
  • подведение итогов урока;
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений.

Оценка личностных УУД неперсонифицированна и итог подводится в конце учебного года в количестве человек и процентах от всех учащихся класса, овладевших данными универсальными действиями.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах “Регулятивные учебные действия”, “Коммуникативные учебные действия”, “Познавательные учебные действия” программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы “Чтение. Работа с текстом”.

Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах.

Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат

выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.

Во- вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.

Для отслеживания познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

  • сравни;
  • “найди отличия” (можно задать их количество);
  • “на что похоже?”;
  • поиск лишнего;
  • “лабиринты”;
  • упорядочивание;
  • “цепочки”;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями.

Для отслеживания регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • “преднамеренные ошибки”;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • взаимный диктант;
  • диспут;
  • заучивание материала наизусть в классе;
  • “ищу ошибки”;
  • контрольный опрос на определенную проблему.

Для отслеживания коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру;
  • представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
  • составь рассказ от имени героя;
  • составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссворда;
  • “отгадай, о ком говорим”;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • “подготовь рассказ...”;
  • “опиши устно...”;
  • “объясни...” и т.д.

Для отслеживания метапредметных результатов разработаны “Оценочные листы”, которые содержат таблицы, необходимые для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.

Для наглядности общей картины сформированности УУД можно пользоваться цветовым обозначением:

Уровень    
Повышенный (П) 66-100% Зеленый
Базовый (Б) 50-65% Желтый
Недостаточный (Н) 0-50% Не закрашивается

Наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на метапредметной основе, которая отслеживается по рекомендуемым в прилагаемой инструкции баллам.

“Дневник школьника” (в т.ч. “Личный еженедельник первоклассника”) заполняется в бумажном варианте и не является отчётным документом. Это инструмент для развития самостоятельности и самоорганизации школьника. По решению учителя ученик может фиксировать в таблицах Дневника свои образовательные достижения в виде:

  • отметок (за контрольные работы, за отдельные задания, проекты и т.п.),
  • самооценок (слов-характеристик, знаков).

Осознание данной информации, её регулярное пополнение позволяет ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.

В “Дневнике школьника” так же фиксируются личностые, метапредметные, предметные результаты самим учеником.

Результат ученика в таблицах фиксируется согласно трем уровням и цветовой гамме по результатам трех основных работ (стартовая, промежуточная и итоговая)

Ученики самостоятельно оценивают свои предметные результаты (три раза в год) и заносят их в “Карты самооценки” (Приложение 3) , используя туже цветовую гамму.

Таблицы результатов в “Дневнике школьника”, “Оценочных таблицах” учителя, “Картах самооценки” ученика не должны полностью совпадать, за исключением результатов контрольных и диагностических работ.

4-е правило, часть 2: “Портфель достижений” (один из блоков).

“Портфель достижений” – это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

“Портфель достижений” включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем педагогам начальных классов необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.

5-е правило: “Право отказа от отметки и право пересдач”.

При изучении нового материала (текущий контроль) отметка ставится только по желанию ученика.

За контрольную работу (тематический контроль) отметка ставится всем, но ученик имеет право пересдать материал, исправить отметку.

Оценка учащихся по изобразительному искусству и технологии тесно связана с формированием регулятивных универсальных учебных действий. Только в этом случае оценка учителя и самооценка учащихся совпадает, ребенок понимает, как планировать свою практическую работу, каких ошибок следует избегать, к какому проявлению творчества стремиться

6-е правило: “Уровни успешности”.

По каким критериям оценивать результаты учеников?

Критерии трёх уровней успешности универсальны для всех ситуаций оценивания.

Уровни Показатели в % Содержательное описание критерия Качественные оценки  
Базовый (Б)

(Необходимый уровень)

50-65% решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел “Ученик научится”) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. “хорошо, но не отлично” или “нормально” (решение задачи с недочётами). 55-65%

“4”

50-55%

“3”

Повышенный (П)

(Выше базового уровня)

66-100% решение нестандартной задачи, где потребовалось:

либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела “Ученик получит возможность научиться”);

либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня.

“отлично” или “почти отлично” (решение задачи с недочётами).

66-85%

“5-”

86-100%

“5”

Недостаточный (Н)

(Ниже базового уровня)

0-50% Не умеет решить типовую задачу, (по подобию) подобную тем, что решали уже много раз.

Неумение работать по алгоритму

Обучение выходит на коррекционный уровень.

“слабо”, “очень слабо” 0-49%

“2”

7-е правило: “Итоговая оценка и итоговая отметка”.

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по Таблицам “Оценочные листы” (предметных результатов), тематическим контрольным работам, накопленным оценкам в журнале (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём “Портфеле достижений”, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Вывод-оценка
(о возможности продолжения образования на следующей ступени)
Показатели
(процентные показатели установлены авторами примерной ООП)
Комплексная оценка
(данные “Портфеля достижений”)
Итоговые работы
(русский язык, математика и межпредметная работа)
1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты) Правильно выполнено менее 50% заданий базового (необходимого) уровня
2. Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой “зачтено”/“нормально” Правильно НЕ менее 50% заданий базового (необходимого) уровня
3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой “хорошо” или “отлично” Правильно не менее 65% заданий базового (необходимого) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня

Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о самой оценке принимается педагогами-экспертами на основании динамики и в пользу ученика.