Формирование лексических умений и навыков

Разделы: Иностранные языки


Дети мотивированы на изучение иностранного языка и получают большое удовольствие от изучения. Наша цель-поддержать этот природный интерес так, чтобы они могли развить настоящее желание изучать иностранный язык. Но мы должны реально осознавать все проблемы на этом пути и быть готовыми к их решению.

Формирование лексических умений и навыков создает прочную базу для дальнейшего изучения иностранного языка. Эти умения развиваются постепенно, начиная с самых ранних этапов обучения. Процесс включает в себя такие понятия, как фонетическое звучание и написание слова, как оно соотносится с другими словами в предложении и т.д. Прежде всего, учителю следует убедиться в том, что значение слова понятно ученикам. Можно использовать флеш-карты, картинки, постеры, фотографии, предметы. Возможно показать мимикой, жестами, действием, движением: дотронуться, почувствовать, понюхать, попробовать, пойти к…, дать, взять. Нельзя забывать о вербальных средствах: объяснить, дать определение, привести пример, обратить внимание на контекст и, наконец, используя перевод.

Далее нам нужно обратить внимание учеников на формы этого слова, которое может быть представлено как изолированно, так и в контексте, обеспечить достаточное количество упражнений на отработку правильного звучания (произношение гласных, дифтонгов, согласных звуков, деление слова на слоги, расстановка ударения).Представляя слова в контексте, например в рассказе, мы показываем связь между словами. Давая детям возможность увеличивать их личный словарный запас, мы развиваем их в соответствии с их личными интересами и способностями. Ребенок может выбрать сам форму организации своего словаря, который ведется им индивидуально, что позволяет выразить его собственное мнение, настроение, предпочтение, желание, представить результат работы дома и в школе. Эта работа развивает творческие способности ребенка, способствует его личностному росту, формированию позитивной самооценки.

Формирование позитивной самооценки базируется на таких принципах, как чувство безопасности, чувство идентификации (ребенок осознает, кто он), чувство коллективизма, чувство личностной компетенции (ребенок верит в то, что он сможет выполнить к-л задание). Учитель играет огромную роль в развитии позитивной самооценки у ребенка, т.к. если ребенок встречает негативное отношение со стороны других людей, то это отношение отражается в видении им самим самого себя. Для успешного формирования лексических навыков важно помнить о создании чувства успешности у ребенка, которое напрямую зависит от позитивной самооценки, осознании им достигнутого прогресса, достигнутых успехов.

Рассказ историй или сказок – уникальное и действенное средство (не только лингвистическое, но и психологическое), которое можно использовать в любой социокультурной, возрастной и языковой среде. Существует несколько эффективных методов этого вида языковой деятельности. Один из самых интересных способов, особенно в группе начинающих изучать иностранный язык -когда используются два языка для рассказа .Это может быть известная детям сказка, которую учитель рассказывает на родном языке, но некоторые слова он говорит на иностранном языке.

“Однажды жила-была a little girl, которую звали Cinderella. Ее mother умерла, и she жила с her father and двумя старшими sisters…”

Подобное упражнение отлично развивает языковую догадку и способствует быстрому запоминанию слов. Эта история может быть рассказана несколько раз в различных вариантах, каждый раз меняя и добавляя слова.

“Once upon a time жила-была a little girl called Cinderella. Her mother умерла, и she жила с her father and two elder sisters…”

В конце концов, дети понимают всю историю от начала и до конца.

Еще один из методов, который помогает развивать лексические навыки, умения аудирования и говорения,– это представление историй несколькими рассказчиками. Например, учитель начинает рассказ, но потом останавливается, ” забыв” некоторые подробности. Он обращается к одному из учеников за помощью. Этот ученик дополняет историю, используя информацию, которую ему выдали заранее. Так может повторяться несколько раз, привлекая к рассказу все новых и новых участников.

Можно использовать технику коллективного составления рассказа. Учитель диктует классу начало истории, затем просит класс продолжить ее, ответив на вопрос учителя.

“Long, long ago the animals had no tails or very small ones. One day the Lion asked all the animals to come to him to get good tails.”

Затем вы просите учеников перечислить все виды животных, которых позвал лев. Вы просите учеников записать следующее предложение из этой истории.

“The weather was bad...”Вы просите описать погоду, которая была плохой в тот день. И таким образом вместе с детьми вы заканчиваете эту историю, а затем читаете все получившиеся рассказы. Можно разделить класс на группы и предложить детям прочитать их истории одноклассникам.

В текстах дети знакомятся с контекстным значением слова, а также с одним из способов связи. Для расширения диапазона сведений о слове можно тренировать детей с помощью различных упражнений:
– назвать изображенные на картинке предметы;
– выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации;
– исключить из ряда слов слово, не соответствующее данной ситуации;
– образовать с выделенным словом другие предложения по образцу;
– дополнить предложения или заполнить пропуски в предложении подходящими словами;
– употребить в данном предложении синоним к выделенному слову;
– придать предложению противоположный смысл, употребив вместо выделенного слова антоним

Часто устное опережение, т.е. когда дети сначала учатся произносить слово, а затем читать и писать его, наиболее эффективно. После фонетической отработки слова можно предложить составить цепочку слов, но в обратном порядке, начиная с конца предложения.

Например: breakfast – for breakfast – have for breakfast – usually have for breakfast – you usually have for breakfast – do you usually have for breakfast – what do you usually have for breakfast?

Можно предложить выполнить подобные упражнения всему классу, только девочкам или мальчикам, парам или индивидуально. Маленьким детям нравится читать шепотом, менять голос, интонацию (представить, как это прочитает грустный, счастливый, сердитый, добрый человек или тот, у кого болит зуб, или тот, кто хочет спать).

Для отработки лексики, особенно с маленькими детьми, хорошо зарекомендовали себя такие упражнения, как игра на отгадывание слов с использованием картинок или предметов. После того, как классу представлены слова, для их быстрого запоминания, предлагается загадать какое-либо слово одним учеником. Остальные дети, задавая вопрос “Is it…?”, пытаются отгадать его. Отгадавший учение загадывает свое слово.

Для активизации лексики применяется “ прием скрытого текста”. Сначала отрабатывается весь текст, затем часть слов убирается из него. Ученики должны восстановить весь текст. Это можно организовать в виде соревнования: кто быстрее и лучше выполнит задание. Соревновательный характер заданий всегда повышает мотивацию у детей на более качественное и быстрое выполнение задания. И, конечно, все дети с радостью исполняют песни, различные рифмовки и “бормоталки”. Они легко запоминают те песни, которые связаны с движением или игрой , напр.”Head, shoulders, knees and toes

Существует много эффективных способов, способствующих формированию лексической компетенции, которые отвечают потребностям детей, делают занятия насыщенными, запоминающимися, актуальными и эффективными.