Фронтальное логопедическое занятие по теме "Прогулка по весеннему лесу"

Разделы: Логопедия


Цель.

  1. Коррекционная. Развитие зрительного и слухового гнозиса.
  2. Обучающая. Обобщение знаний детей о пройденных звуках и буквах.
  3. Воспитательная. Воспитание внимания, доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в коллективе.

Задачи.

  1. Развитие фонематического слуха, буквенного гнозиса.
  2. Совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза, деления слов на слоги.
  3. Совершенствование навыков мелкой моторики и координации равновесия.
  4. Закрепление навыков образования родственных слов.
  5. Активизация словаря.
  6. Закрепление навыка составления схемы звуко-слогового состава слова.
  7. Развитие навыков чтения и письма по памяти.
  8. Воспитание полноценной развернутой связной речи.

Оборудование.

  1. Картинки с изображением деревьев: липа, береза, сосна, осина, клен, рябина, дуб.
  2. Картинки с изображением листьев деревьев.
  3. Бумага для выщипывания буквы.
  4. Корзина для сбора мусора.
  5. Картинка с изображением сороки.
  6. «Лесная газета».
  7. Картинки с изображением насекомых: пчела, оса, муха, шмель, стрекоза, бабочка, кузнечик, комар.
  8. «Кочки на болоте».
  9. Картинки с изображением березы, березки, подберезовика, березняка, банки с березовым соком.
  10. Картинки с изображением птиц, схемы слов.
  11. Слоговые таблицы.
  12. Ручки, тетради.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети входят в музыкальный зал.

Сегодня у нас гости, поздоровайтесь.

2. Сообщение темы занятия.

- Скажите, какое сейчас время года? (Весна.)

- Что вы можете сказать о весне? (Дни стали длиннее, солнышко греет по-весеннему, снег растаял, на деревьях появляются первые листочки и т.п.)

- Сейчас я назову слова, а вы запомните первые звуки слов и составьте новое слово:

П – попугай
Р – рысь
О – ослик
Г – гусь
У – улитка
Л – лось
К – кузнечик
А – аист

- Какое слово получилось? (Прогулка.)

- А куда мы совершим прогулку вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом.
Чудеса увидишь в нем.

- Что это? (Лес.)

- Вот в такой солнечный весенний день, взявшись за руки, и пойдем по тропинке на прогулку в лес.

Звучит музыка «Звуки леса».

3. Изучение темы занятия.

1) Д/и «Кочки на болоте». На пути нам встретятся различные препятствия. Посмотрите, перед нами болото. Его можно перейти по кочкам, удерживая равновесие. Молодцы, все благополучно прошли по кочкам через болото.

2) Д/и «Запутанные буквы». И вот мы в лесу. Я что-то не пойму, в лесу, видимо, был сильный ветер. Он с деревьев сорвал листья и веточки и разбросал их по земле.

На полу лежат листья и ветки деревьев.

Листья не простые, а с заданием. Возьмите каждый по листочку, посмотрите внимательно на задание и распутайте буквы.

Береза

Дуб

Клен

Рябина

Липа

Сосна

Осина

3). Д/и «С какого дерева листочки и веточки?» Назовите листья деревьев и прикрепите к дереву. (Ответы детей. Это березовый листочек и т.д.)

Дети вставляют листочки в кармашки под деревом.

- Вспомните первый звук названия своего дерева и выщипайте из бумаги первую букву названия дерева. Покажите всем.

- Порвите эти буквы на кусочки и сдуйте их на «землю».

- А сейчас соберите эти кусочки и сложите в корзину.

4) Д/и «Кто с кем дружит?»

- Пока мы собирали листья, к нам прилетели наши друзья.

- Назовем их: пчела, муха, оса, комар, шмель, жук, стрекоза, бабочка, кузнечик.

- Кто это? Это насекомые.

- Поселите каждое насекомое на дерево так, чтобы количество слогов названия дерева совпадало с количеством слогов насекомого.

дуб

 

липа

 

береза

шмель

жук

пчела

муха

оса

комар

стрекоза

бабочка

кузнечик

Все насекомые правильно нашли свои домики.

5) «Лесная газета».

- Посмотрите, кто к нам прилетел? (Сорока.)

- Интересно, что же она нам принесла?

- Она принесла «Лесную газету».

- Ее издают все животные, птицы и растения нашей планеты. Здесь столько интересных объявлений! Я вам прочитаю некоторые из них, а вы отгадаете, кто их написал. Прочитайте слова-отгадки, поставив цифры в порядке возрастания.

Д/и «Буквы рассыпались».

«В порядочную трудовую семью

п

л

ы

ч

е

Срочно требуется королева. Питание за наш счет - медом».

1

4

5

2

3

(Пчелы.)

 

«Продадим запасы грибов и орехов».

л

б

е

а

к

 

3

1

2

5

4

(Белка.)

 

«Куплю солнцезащитные очки».

т

р

о

к

 

4

2

3

1

(Крот.)

 

«Быстро и качественно построю плотину».

р

б

ы

б

о

 

4

1

5

3

2

(Бобры.)

 

«Продаю свежую рыбу».

и

л

с

а

 

2

1

3

4

(Лиса.)

- Покажите гостям ваши работы.

Теперь мы знаем, кто пишет такие интересные статьи в «Лесную газету».

6) Идем дальше … Дорогу нам преграждает глубокий овраг. Его мы сейчас попытаемся перейти.

На полу лежит веревка, имитирующая бревно, дети идут друг за другом.

7) Мы вышли на тропу родственных слов.

Д/и «Родственные слова».

Дети садятся на пенечки.

Отгадайте загадку:

Стоят в лесу сестрицы.
Платья белены,
Шапочки зелены.
(Березы.)

- Как называют березу ласково? (Березонька.)

- Как можно назвать маленькую березку? (Березка.)

- Где стоит березка по отношению к большой березе? (Слева.)

- Как называется гриб, растущий под березой? (Подберезовик.)

- С какой стороны от березы он растет? (Справа.)

- Назовите лес, в котором растут одни березы? (Березняк.)

- Где находится березняк? (За березой.)

- Как называется сок, изготовленный из березы? (Березовый сок.)

- Что находится перед березой? (Банка с березовым соком.)

- Про что эти слова? (Про березу.)

- Как называются эти слова? (Родственные.)

8) Пальчиковая гимнастика.

Дерево

 

Методические указания

У дерева ствол.

Прижать ладони тыльной стороной друг

На столе много веток,

к другу.

 

Пальцы растопырены и чуть-чуть

А листья на ветках зеленого

приподняты вверх.

цвета.

Шевелить кистями и пальцами.

9) Д/и «Составь схему слова».

- К нашей березе прилетели птицы. Назовем их: кукушка, сова, дятел, тетерев, синица, сорока, иволга.

- Садитесь за столы и составьте схему слова – названия птицы и покажите гостям.

Детям раздать картинки с изображениями птиц.

10) Д/и «Жизнь в лесу».

- Как вы знаете, в лесу живут птицы, насекомые, животные. Представьте себе, что вы превратились в животных, вы говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова?

- Чтобы спросить, как дела, хлопаете своей ладонью по ладошке товарища.

- Чтобы ответить все хорошо, наклоняйте голову к его плечу.

- Хотите выразить дружбу и любовь – ласково гладите по голове. Готовы?

- Начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко. Вы только что проснулись и увидели рядом своих друзей.

- Спросите как дела?

- Ответьте – все хорошо!

- Выразите дружбу и любовь.

11) Чтение.

А сейчас прочитайте, кто же услышал слова добра и любви:

ли / яц

 

Сколько слогов в этих словах?

за / са

е / ка

бел / жи

мед / ки

вол / ведь

А кто бы еще хотел услышать пожелания добра и любви?

стре / не / за

 

Сколько слогов в этих словах?

куз / боч/ чик

ба / ко / ка

12) Напечатайте по памяти 2 слова из 2-х слогов и 1 слово из 3-х слогов.

4. Итог занятия.

- Наша прогулка закончилась.

- Где мы с вами были?

- Вам понравилась наша прогулка по лесу?

- Мы возвращаемся домой, здесь нас ждут, здесь нам рады.

- Прощаемся с гостями.