Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе "Хоровод русской матрешки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей: музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Приобщать детей к истокам русской народной культуры, декоративно-прикладному искусству средствами музыки и рисования;
  • Познакомить с семеновской матрешкой;
  • Закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную технику рисования.

Развивающие:

  • Развивать художественно-эстетический вкус, создать радостное настроение;
  • Формировать творческие и креативные способности детей.

Оздоровительные:

  • Следить за осанкой детей во время работы.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к труду народных умельцев, дружеские взаимоотношения между детьми.

Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: Музыкальное сопровождение, рассматривание подлинной игрушки-матрешки. Беседа, художественное слово, загадка, физминутка, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных техник для рисования, вхождение в образ.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: Игрушка Матрешка, алгоритм: «Последовательность изготовления матрешки», мольберт, костюмы матрешек, платочки, тканевое панно с отверстиями «Матрешки».

Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки.

Музыкальное сопровождение: «Танец матрешек» авторы неизвестны, песня «Русские Матрешки» авторы неизвестны, частушки, мелодии русских народных песен. Музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.

Словарная работа: Прилавок, затейливый, пригожи. Использование в речи слов определений Семеновской Матрешки: веселая, радостная, расписная, сувенирная, чернобровая. Обогащать словарь детей словами: сувенир, расписывать, цепочка бутонов.

Индивидуальная работа: помочь при росписи затрудняющимся детям.

Предварительная работа: Разучивание песен и частушек о матрешке, знакомство с танцем. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о промыслах России.

Ход занятия

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…

Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
Отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская….

(Ответы детей: матрешка)

ТАНЕЦ МАТРЕШЕК автор слов и музыки неизвестен

Матрешка! Какая радостная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) Оказывается, ей в этом году исполняется 120 лет. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (показывает фото), а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!» так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.

Из чего делают матрешку?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Из какого дерева?

Дети: Березы, елки, липы.

Воспитатель: Сделать матрешку не просто. Посмотрите на алгоритм, как ее изготовляют.

(работают по алгоритму «Последовательность изготовления матрешки»)

Воспитатель: Что сначала делает мастер?

Дети: Подбирает брусок дерева, из которого будет делать матрешку.

Воспитатель: Дальше вытачивает заготовку на токарном станке, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Затем ее делает разъемной. А что дальше?

Дети: Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку.

Воспитатель: Что делает, когда расписал матрешку?

Дети: Покрывает ее лаком для прочности.

Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка. Эта матрешка из города Семенова, значит, зовут ее… (семеновская)

Какие цвета в росписи используют художники?

Дети: Красный, синий, зеленый и т. д.

Воспитатель: Как расписан фартук у Матрешки?

Дети: Она в руках держит большой букет роз. В букете очень много листочков. Он закрывает почти весь фартук.

Воспитатель: Как расписан платочек?

Дети: Края украшены цепочкой из бутонов и листьев.

Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка?

Дети: Веселой, озорной, игривой, радостной, праздничной, доброй, ласковой, нарядной, праздничной и т. д.

Воспитатель: Матрешка стала великой путешественницей. Начав свой путь по белу свету из города Семенова. Вам нравится семеновская матрешка?

Воспитатель: Хотели бы вы ее расписать?

(получает согласие детей)

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи семеновских матрешек. Чем можно расписать Матрешку?

Дети: пальчиком, «тычком», ватной палочкой, цветными и пастельными карандашами, красками, перышком, печатками.

Физминутка.

Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.

Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно расписывают Матрешек

Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.

Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде.

Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники!

Да и сами матрешки мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи, и плясуньи.

Нынче праздник в нашем доме,
Гости бьют в ладошки.
Продолжается знакомство
Где же вы, матрешки?

(Под музыку выходят Матрешки)

Эй, Матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!

Частушки русская народная мелодия

  1. Мы матрешки, мы подружки,
    Утром рано мы встаем,
    Вчетвером поем частушки
    И танцуем вчетвером.

  2. И кроваток нам не нужно,
    Потому что в час ночной
    Спим мы вместе, спим мы дружно,
    Спим мы все одна в другой.

  3. Шли подружки по дорожке,
    Было их немножечко:
    Две Матрены, три Матрешки
    И одна Матрешечка.

  4. Ох, уж у Матреши
    Доченьки пригожи!
    Доченьки пригожи,
    На нее похожи!

  5. Я – Матрешка – сувенир
    В расписных сапожках,
    Прогремела на весь мир
    Русская Матрешка!

  6. Мастер выточил меня
    Из куска березы,
    До чего ж румяна я:
    Щеки, словно розы.

  7. Наша русская матрешка
    Не стареет сотню лет!
    В красоте, в таланте русском
    Весь находится секрет.

  8. Велика Россия наша,
    И талантлив наш народ.
    О Руси родной умельцах
    На весь мир молва идет.

(Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…)

Воспитатель: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба.

Песня «Русская матрешка авторы неизвестны

  1. Вы слышали, ребятки, про разные загадки,
    Нас нужно без оглядки собрать и разобрать.
    Какие мы простые, такие и смешные,
    Но любит вся Россия с матрёшками играть.

    Припев:
    Я русская матрёшка, собою хороша,
    За тысячью одёжек сидит моя душа.
    Я русская матрёшка, собою хороша,
    За тысячью одёжек сидит моя душа.

  2. Вторая пол-одежки запрятана в обложке,
    И если понемножку их станем разбирать,
    То снова всё и снова матрёшку видишь новой,
    А где её основа, никак не угадать.

    Припев.

  3. Вы слышали, ребятки, для вас мы не загадки,
    Нас можно без оглядки собрать и разобрать.
    Ну, что ж, повеселимся, затеи не боимся
    И сразу согласимся в матрёшек поиграть.

    Припев:

Используемая литература:

  1. Верижников Ю. Сборник «Хлопайте в ладоши» – Издательство: Весть-ТДА, 2007.
  2. Берестов В. Д. Матрешкины потешки. Книжка-игрушка. –М.: Изд-во «Малыш», 1982.
  3. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. – М.: Изд-во «Малыш», 1988.
  4. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика-Синтез, 2001.
  5. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. – Москва: Изд-во Малыш, 1988.
  6. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников – Москва: Педагогическое общество России, 2005.
  7. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – Москва: Скрипторий, 2003.
  8. Соломенникова О.А. Радость творчества. – Москва: Мозаика-синтез, 2005.
  9. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007.
  10. Под редакцией Казаковой Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование – Москва: Творческий Центр Сфера, 2004.