Экологическая викторина для дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (7 МБ)


Современный образовательный процесс в детском саду сегодня переживает существенные изменения. Игровая деятельность дошкольников тесно вошла в организацию режимных моментов и сопровождает непосредственно образовательный процесс, который раннее все называли занятиями. Игровые досуги – не новая форма в дошкольном образовании, а скорее традиционная. Дети всегда ожидают от них не только прилива чувства радости, но и щекочущего ощущения какого-то открытия, желания победы.

Задача педагога, организовать предварительную работу с детьми для поддержания детского интереса. Однако следует учитывать и направленность предстоящей досуговой деятельности. Предварительная работа к досугам познавательного характера в старшем дошкольном возрасте может включать такие формы работы, как:

  • дидактические игры,
  • рассматривание иллюстраций, атласов, альбомов, календарей, журналов,
  • просмотр научно – познавательных видеофильмов,
  • чтение художественных произведений,
  • наблюдения в природе,
  • проведение опытов - экспериментов,
  • коллекционирование,
  • продуктивная и изобретательская деятельность.
  • Говоря об экологическом образовании дошкольника, которое объединяет знания о природе, о жизни общества и ощущение ребёнка, как части природы и мира, в котором он живёт, познавательные досуги являются неотъемлемой частью педагогического процесса. Досуги в виде конкурса “Что? Где? Когда?”, экологической викторины или презентации детско – родительского исследовательского проекта могут быть стартом для изучения предмета и итогом по уже изученной теме.

Организованная итоговая экологическая викторина для дошкольников способна не только выявить уровень познаний детей в данной области, но и помочь ребёнку самому оценить свой уровень познаний. Соревновательный характер викторины стимулирует активность дошкольника. Для викторины дети распределяются на команды по несколько человек (5-7). Они обсуждают своё название и девиз, могут советоваться со взрослыми – родителями и педагогами.

Неотъемлемой частью викторины для детей дошкольного возраста является наглядность. Данную функцию выполняют ИКТ.

В сценарии мероприятия используются презентации, выполняющие разные цели.

В начале досуга демонстрируется небольшая презентация (Презентация 1.РРТ), которая погружает участников в тему и заставляет пронести возникшее чувство до его окончания, когда формулируется вывод.

Совсем другого плана презентация (Презентация 2. РРТ), сопровождающая задания конкурсов. В неё включены слайды для проведения дидактических игр разной тематики на анализ и обобщение, игры на внимание и сообразительность, а также слайды демонстрационного характера.

Владение ИКТ облегчает работу педагога и совершенствует образовательный процесс в детском саду.

Тема: Земля – живая планета

Возраст: дети старшего дошкольного возраста.

Задачи: обобщить представления детей о природе, развивать познавательную активность, воспитывать экологическое сознание через ценностную ориентацию в поведении и деятельности детей.

Предварительная работа: дидактические игры “Что лишнее”, “Экологические цепочки”; рассматривание иллюстраций блока “Живая природа”, “Неживая природа”, чтение рассказов о животных, просмотр видеофильмов о природе серии ВВС, наблюдения на прогулке.

Дети участвуют в сборе коллекций “Камни”, “Семена”.

Дети делятся на команды и сами дают команде название, девиз.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, наборы семян растений, муляжи животных, театральная ширма, персонажи театра би – ба – бо: Лиса, Заяц, Медведь, пластиковые бутылки с водой, иллюстрации Комара и Кузнечика, глобус.

Ведущий: Начинаем экологическую викторину для дошкольников. На учёный совет приглашаются команды: “Звёздные девчонки” и “Молодцы”

(представление команд, девиз).

Оглашение состава жюри конкурса.

Вступление.

Презентация 1.

Слайд 1. Наша викторина пройдёт под названием “Как прекрасен этот мир”.

Слайд 2. Наша планета как большой красивый дом.

Слайд 3. Она радует нас утренними, нежными восходами, разноцветными прощальными закатами, пейзажами родной природы;

Слайд 4. Завораживает нас огромными, глубокими и бескрайними океанами, просторами морей.

Слайд 5. Она удивляет высокими горами, крутыми скалами и холмами,

Слайд 6. Восхищает густыми, запашистыми рощами, сосновыми борами, могучими дубравами.

Слайд 7. Земля – планета гармонии. На ней всё соразмерно и взаимосвязано.

Слайд 8. Природа планеты совершенна.

Нашу Землю называли загадочной планетой и таинственной.

Слайд 9. Однако, для чутких сердец она раскрывает самые сокровенные свои тайны. Мы познаём и объясняем явления природы, секрет рождение нового дня, разнообразный мир живого и неживого на планете.

Слайд 10. Сохранить планету такой же красивой предстоит Вам, нашему будущему поколению.

1 конкурс

Презентация 2.

Слайд 1. “Что в доме природы растёт?”

1 уровень:

Детей просят подойти к столам, на которых лежат семена.

1 комплект: каштан, сосна, огурец, яблоня;

2 комплект: дуб, ель, клён, слива.

Задание. Рассмотрите семена. Вы их конечно узнали.

Выберите одного участника команды, который назовёт все семена растений вашего комплекта.

Слайд 2,3.

2 уровень:

Задание. А теперь нужно ответить - Как называется место, где вырастут ваши семена растений?

Слайд 4,5,6,7. Ответы 1 команды

Слайд 8,9,10,11. Ответы 2 команды.

3 уровень:

Задание. Подумайте и скажите – Что, по - вашему мнению, будет лишним в вашей группе семян? Почему?

Слайд 12, 13. Ответы 1 команды.

Слайд 14,15. – ответы 2 команды.

(объявление итогов 1 конкурса)

Слайд 16. Игра “Изобрази животное”.

Цель: развитие воображения и умения показать образ животного средствами пантомимы.

Задание. Дети противоположных команд показывают движения животного, а соперники отгадывают его название.

Правильный ответ сопровождается хлопками.

2 конкурс.

Слайд 17. “Жители нашей планеты” .

Слайд 18. Наша планета как многоэтажный дом. И жителям этого дома нужно правильно занять свои этажи.

1 уровень:

Дети команды выбирают животное - муляж и ставит на свой этаж: подземный,

4 ярус – травянистые растения,

3 ярус – кусты,

2 ярус – крона молодых деревьев,

1 ярус – крона взрослого дерева.

Комплект насекомых, птиц, зверей.

2 уровень:

Какой вид населяет все этажи нашего дома?

(итоги жюри)

3 конкурс. “Лесной театр”

Слайд 19. - Встретились как-то раз заяц, лиса и медведь на лесной полянке. И начали рассказывать друг другу про жизнь свою звериную. Послушайте рассказ и скажите, что в нём, правда, а что - ложь.

Лиса: живётся мне в лесу хорошо, каждый кустик – мой дом. Люблю я есть только ягоды и корешки растений.

Заяц: А у меня домик маленький и уютный. Я держу его в чистоте и порядке. Целый день окошки мою, убираю и пыль выметаю.

Медведь: А я к муравейнику ходил, лапу засунул и начал её лизать – очень вкусно. А потом на речку пошёл – рыбу ловить.

Лиса: Да, Машенька, я сама рыбку люблю. У себя в пруду её развожу, выкармливаю да выращиваю.

Медведь: Весной то мне нелегко. Я за зиму-то похудел, аппетит у меня хороший сейчас. Вот сейчас пойду жёлуди собирать и первые грибочки на проталинах.

Заяц: Вот вы всё про себя да про себя разговор ведёте, а я весь день забочусь о своих зайчатах. Сижу и не отхожу от гнезда, грудью защищаю моих деток.

(итоги жюри)

Слайд 20. Танец Капитана корабля.

Дети повторяют движения за капитаном.

- Я объехал много стран и островов. А сегодня мой корабль бросил якорь возле вашего детского сада. И я вам привёз с собой морские вопросы.

4 конкурс.

1 уровень.

(выходят к капитану по 3 участника из команды и встряхивают бутылки с водой, она окрашивается в жёлтый, красный, чёрный, синий, зелёный и белый цвета)

Слайд 21. – Назовите, какого цвета моря есть на нашей планете?

Проверьте себя.

2 уровень.

Слайд 22.

- Сосчитайте, сколько рыб на экране.

3 уровень.

Слайд 23. Что изменилось?

(итоги объявляет капитан)

- Молодцы, хорошо справились со всеми заданиями. А мне пора отплывать.

5 конкурс.

Слайд 24. “Сказочное королевство”

- Как всем защитникам природы, вам дети придётся в жизни много доказывать. По почте в детский сад обратились лесные жители. Просят помощи, рассудить короля и животный мир леса.

“Однажды решил наш король навести порядок в своём королевстве. Он издал приказ об истреблении некоторых живых его обитателей. “Не нужные они существа!”, - воскликнул король. “А наше королевство будет самое чистое и красивое, они его засоряют”.

( демонстрация комар и кузнечик)

- Как вы считаете, действительно нужно их истребить? Пусть один представитель от команды выскажет мнение и объяснит, почему этого делать нельзя.

Подведение итогов конкурса.

Общий вывод мероприятия.

Слайд 25.

- На нашей планете нет живых лишних обитателей. Вы так много уже знаете о них и наверно постараетесь сохранить им жизнь на нашей Земле. Мы все хотим видеть планету здоровой и красивой.

Однако сегодня она выглядит в некоторых местах вот так.

(выкатывается глобус, обклеенный пакетами, бутылками).

- Красива ли она? Хорошо ли обитателям жить в таком мусоре?

- Что мы можем исправить?

Дети высказывают свои мнения.

Исполняется песня “Солнечный круг”.