ООД по декоративному рисованию с региональным компонентом для детей с ЗПР "В гости к бабушке Ульяне"

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Цель занятия: приобщать детей к истокам народного искусства, продолжать знакомить детей с каргопольской игрушкой, воспитывать у них интерес к изделиям народных мастеров, желание создавать подобные игрушки.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Продолжать учить детей рассматривать каргопольские игрушки, выделяя детали узора (круги, точки, прямые и волнистые линии);
  • упражнять в рисовании элементов каргопольского узора;
  • закреплять умение самостоятельно составлять узор, оформляя середину и кайму;
  • упражнять в рисовании всем ворсом кисти и её концом;
  • учить самостоятельно выбирать цвета для узора.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать внимание, слуховую память, восприятие цвета, величины, мелкую моторику, зрительно-пространственное восприятие;
  • закреплять умение отображать в речи свои действия.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, любовь к родному северному краю, интерес к работе народных мастеров;
  • вызвать желание создавать подобные игрушки.

Предварительная работа: беседа о г. Каргополе и его умельцах, рассматривание каргопольских игрушек, отгадывание загадок, разучивание стихов, посещение концерта, посвященного 75-летию Архангельской области, посещение ярмарки (выставка изделий народных мастеров г. Каргополя).

Оборудование: глиняные игрушки, образцы с элементами каргопольской росписи, аудиозаписи, слайды, кисти, краски, баночки с водой, подставки, салфетки, столы, стулья, трафареты каргопольских игрушек, изображение карусели на листе бумаги.

Структура ООД

1. Вводная часть

Беседа о г. Каргополе и его мастерах.

2. Основная часть

2.1 Рассматривание игрушек.
2.2. Показ алгоритма рисования.
2.3. Уточнение по правилам пользования красками.
2.4.Упражнения на развитие координации речи с движением “Привезли мы глину с дальнего бугра”.
2.5. Рисование.

3. Заключительная часть

3.1. Беседа-прощание с бабушкой Ульяной.
3.2. Поощрение детей.

Ход ООД

Вводная часть

Звучит колокольный звон (аудиозапись).

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы живем?

Дети: В России.

Воспитатель: Да, ребята, Россия – наша страна. Она очень большая. Мы с вами живем на севере нашей страны. А как называется самый главный северный город нашей местности?

Дети: г. Архангельск.

Воспитатель: А область?

Дети: Архангельская область.

Воспитатель: Архангельская область очень большая. В неё входят много городов и сел, где живут и работают замечательные люди. В одном из городов нашей области в г. Каргополе живут мастера, которые с давних времен лепят из глины игрушки и расписывают их, превращая глиняные игрушки в чудо – сказку.

Древний этот город раскинулся на берегах красивой северной реки Онеги (слайды).

Дети, а вы помните бабушку, которая живет в Каргополе, как её зовут?

Дети: Бабушка Ульяна.

Воспитатель: А чем она занимается?

Дети: Она лепит игрушки из глины и красиво их расписывает.

Воспитатель: Вы хотите отправиться в ней в гости, чтобы познакомиться с её чудесными игрушками?

(Под музыку дети едут)

Воспитатель: Вот мы и добрались с вами до бабушки Ульяны.

(Все подходят к большому плоскостному домику).

Дверь не заперта, постучим, да и войдём. И приветливо поздороваться не забудьте.

(Стучатся, воспитатель “превращается” в бабушку, надев платок, выходит к детям навстречу). Далее занятие ведется от имени бабушки.

Воспитатель.

Бабушка Ульяна: Здравствуйте! Откуда будете? Да зачем приехали? (ответы детей). Вот как! Приятно мне это. Проходите в избу, места маловато, но, как говорится – “В тесноте да не в обиде”. Посмотрите, полюбуйтесь на моё сказочное царство. Тут и медведица разгуливает, а медведь на гармошке играет. Рядом козел с козой, да не простой да с модницей, в сарафане, козёл с гармонью, улыбается, песни поёт; птицы необыкновенные с девичьим лицом. Утушек леплю звонкоголосых, переливчатых ребятишкам на забаву. Полкана-богатыря делаю. В старину жил такой, хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегал. Руки у полкана сильные, грудь широкая, могучая, а на груди – солнышко. Ноги, что у коня быстрые.

А сколько лихих всадников, деревенских модниц, бородатых мужиков с лукошками. И гордый северный олень тоже хорош!

(Весь рассказ об игрушках сопровождается их показом).

Вижу, нравятся вам мои игрушки! (ответы детей).

А вы с ними поиграйте, для детской забавы я их леплю.

(Дети берут в руки игрушки по выбору, бабушка Ульяна обращает внимание детей на то, что с ними надо аккуратно играть, чтобы не сделать им больно. Звучит веселая русская народная музыка в грамзаписи, игрушки “танцуют” в руках детей).

Бабушка Ульяна: Лепить игрушки меня мой отец научил. За долгую зиму я их много налеплю, высушу в русской печи, обожгу, да и расписываю. Уточкам крылышки раскрашу, медведя в сани посажу, да на лошадке прокачу. А хотите сами научиться также нарядно расписывать?

Ответы детей.

Бабушка Ульяна: Вот взгляните-ка сюда, узоры не затейливые.

(Бабушка обращает внимание детей на образцы каргопольской росписи, прикрепленные к мольберту).

Бабушка Ульяна: Какие краски я использую?

Дети: Красную, желтую, зеленую, синюю, черную, белую.

Бабушка Ульяна: А какие элементы каргопольского узора вы знаете?

Дети: полоски, кружочки, линии, точки, волнистые линии.

Бабушка Ульяна: Верно. А вот черным я “оживочку” делаю. А чтобы отличать работу каргопольских мастеров от других, мы всегда на груди игрушки рисуем солнышко.

Давайте сегодня мы с вами поработаем так, как каргопольские мастера и раскрасим эти игрушки. Но прежде сделаем разминку.

Упражнения на развитие координации речи с движением

“Привезли мы глину”

Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо-мастера!
Слепим, высушим – и в печь,
А потом распишем.
Я слеплю лошадушку, я её поглажу,
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Распишу я утушку разными цветами,
Свищет моя утушка разными ладами.
Дети, взявшись за руку идут по кругу.
Руки согнутые в локтях к плечам.
Скользящие движения ладонями
Пальцы собраны в щепотку, делают волнообразные движения.
Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Руки за спиной
Пальцы собраны в щепотку, делают волнообразные движения
Идут по кругу, хлопая в ладоши.

Пальчиковая игра “Расскажу про птичку”

Подставляй ладошку,
Расскажу про птичку.
Будем пальчики считать?
Будем пальчики считать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Вот – кулак,
А вот – ладошка.
На ладошку села кошка!
И крадется потихоньку,
И крадется потихоньку…
Видно, птичка там живет!
Вытягивают вперед руку ладошкой вверх.
Гладят ладонь другой рукой.
Шевелят пальчиками.
Поочередно загибают пальчики на руке.
Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.
Сжимают пальцы в кулак.
Ставят на ладонь пальцы второй руки.

“Пробегают” пальчиками по руке до плеча.

Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.

Бабушка Ульяна: Итак, за работу. Что вам потребуется для этой работы?

Дети: Краски, кисти, вода.

Бабушка Ульяна: Как правильно работать с краской?

Дети: Промывать хорошо кисточку, просушить о салфетку перед тем, как набирать другую краску. Если много краски отжать о край баночки.

(Бабушка Ульяна показывает алгоритм рисования). Как держать кисточку, как рисовать тонкие линии – концом кисти, потолще – всем ворсом, волнистые линии – кисточку перемещать то вверх, то вниз плавно, круги – всем ворсом кисти безотрывными линиями. Обратить внимание на сочетание цвета белый – чёрный.

Дети рисуют под негромкую русскую мелодию.

Заключительная часть

Бабушка Ульяна: Внимательно посмотрите на свои работы, как узнать, что это каргопольская игрушка?

Дети: На груди игрушки нарисовано солнышко.

Бабушка Ульяна: Сегодня вы все были настоящими художниками, учились делать красоту, чтобы подарить радость другим. Я видела, как вы все старались сделать своё дело как можно лучше, учились быть трудолюбивыми. Спасибо вам! Я люблю таких помощников и жду вас ещё к себе в гости. А на память хочу подарить вам вот этого медведя (дарит детям каргопольскую игрушку).

А чтобы все видели ваши работы, давайте поместим их на карусель, пусть все любуются! (дети размещают свои работы, благодарят бабушку Ульяну за гостеприимство).

Звучит колокольный звон. Дети, попрощавшись, возвращаются.

Поощрение детей.

Список использованной литературы

  1. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством.– М.:ТЦ Сфера, 2001. – 75 с.
  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1978. – 190 с.
  3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). – М.: М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
  4. Картотека “Пальчиковая гимнастика”.
  5. Картотека “Развитие координации речи с движением”.