Автоматизация звука [p] в словах, предложениях на лексическом материале "Профессии"

Разделы: Логопедия


Цели: Автоматизация звука Р в словах и предложениях на лексическом материале «Профессии».

Задачи:

Коррекционная работа строится на обеспечении удовлетворения особых образовательных потребностей детей:

  • закрепление навыка правильного произношения звука Р в словах, предложениях,
  • способствовать развитию фонематического слуха (на речевом материале), общей моторики, памяти, внимания, логического мышления,
  • совершенствовать звуко-буквенного анализа слова, зрительного гнозиса, умения ориентироваться в пространстве.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию интеллектуальных и личностных качеств решаются в ходе освоения образовательных областей

«Социализация»:

  • доброжелательного настроя на занятие,
  • воспитывать чувство взаимопомощи,
  • упражнение в оценке правильности своих и чужих высказываний,
  • развитие игровой деятельности детей,
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,

«Познание»:

  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

«Коммуникация»:

  • уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Профессии»,
  • обучение составлять правильные грамматические конструкции,
  • практическое усвоение форм дательного падежа, лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;
  • связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи;

«Музыка»:

  • в том числе первичных ценностных представлений; развитие музыкальности детей.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная.

Оборудование: Игрушка Буратино, портфель, игрушки, дидактическая игра, картинки, магнитная доска, раздаточный материал.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова обозначающие названия профессий.

II. Сообщение темы.

Логопед: Ребята давайте охарактеризуем звук Р.

Характеристика звука Р.

  • губы находятся в положении следующего гласного,
  • зубы на расстоянии нескольких миллиметров,
  • кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует, края языка прижат к боковым зубам,
  • посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки,
  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот,


Рис. 1

  • голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос. Положение органов речи при произнесении звука “р”: губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к альвеолам, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, который проходит посередине языка, кончик языка должен вибрировать. Воздушная струя сильная.

Звук [Р] — согласные, звонкий, ротовой, сонорный, дрожащий, переднеязычный.

Логопед: Ребята, сегодня к нам пришел Буратино.

Буратино: Здравствуйте!

Дети: Здравствуй!

Логопед: Буратино учится в школе. Учительница дала домашнее задание, с которым он никак не может справиться. Поможем ему.

Дети: Да.

Логопед: Вот портфель Буратино. Давайте посмотрим, что там есть. Да тут есть папка. Как вы думаете, что в этой папке? (детям показывается папка дидактической игры).

Дети: Карточки с картинками о профессиях.

III. Игра «Кто лишний и почему?».

Классификация картинок по тематическим признакам.

Логопед: Рассмотрите и назовите картинки. Какая картина не подходит к остальным и почему? (Детям раздаются карточки с заданиями.)

Дети:

Продавец, художник, Красная шапочка, маляр. – Красная шапочка.
Доктор, пожарный, учитель, ребенок. – Ребенок.
Карлсон, повар, дворник, почтальон – Карлсон.


Рис. 2

Логопед: Молодцы!

IV. Найди звук Р и определи место положение в слове.

Способствовать развитию фонематического слуха и навыка элементарного звукового анализа.

Логопед: Назовите профессии, где встречается звук Р.

Дети: Продавец, маляр, пожарный, доктор, повар, дворник.

Логопед: Молодцы! А теперь определите где находится звук Р в первом слове на ваших картинках. (Дети определяют местоположение звука Р в словах).


Рис. 3

V. Игра «Кому это нужно?»

Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа, составление правильной грамматической конструкции, автоматизация звука Р.

Логопед: Мы с вами выполнили первое задание, а теперь Буратино просит помочь выполнить следующее задание. Буратино уже пытался выполнить его, но не смог. Поможем?

Дети: Да.

Логопед: Здесь на доске он расставил картинки с профессиями. Назовите.

Дети: Строитель, пожарный, врач.

Логопед: Молодцы! Определить, кому нужны какие предметы (логопед показывает картинки (лекарство, градусник, пожарный рукав, пожарная машина, строящийся дом, мастерок), а дети поочередно отвечают)

Дети: Лекарство нужно для работы врачу. Градусник нужен для работы врачу. Мастерок нужен для работы строителю. Строящийся дом нужен для работы строителю. Пожарная машина нужна для работы пожарному. Пожарный рукав нужен для работы пожарному.


Рис. 4

Автор:

Логопед: Молодцы!

VI. Исправь ошибку.

Логопед: А где же наш Буратино? Посмотрите, Буратино отвлекся и начал играть. Посмотрим, что он здесь делает. Он играет с куклами. Кто назовет, с какими куклами.


Рис. 5

Дети: Доктор, маляр.

Логопед: Буратино говорит мне, что: маляр лечит, а доктор красит. Правильно это или нет.

Дети: Нет. Маляр красит, а врач лечит.

Логопед: Давайте поиграем вместе с маляром.

VII. Физминутка (используется музыкальный материал).

«Маляр». Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Маляры известку носят,
Стены кистью купоросят.
Не спеша, разводит мел.
Я бы тоже так сумел.

Дети идут по кругу друг за другом, держат в руках воображаемые ведра.

Повернулись лицом в круг, движения воображаемой кистью вверх – вниз.

Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре.

«Красят».

VIII. Составить предложения с опорой на картинку.

(Каждому ребенку даются картинки для составления предложений)

Дети: Продавец продает фрукты.

Строитель строит дом.

Пожарный тушит пожар.


Рис. 6

IX. Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Логопед: Молодцы! Мы помогли выполнить все задания Буратино.

А теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что вам сегодня понравилось? Буратино хочет поблагодарить вас за помощь. Что он вам приготовил?

Дети: Кукурузные палочки Рузик и картинки где изображен Буратино.

Логопед: До свидание!

Использованная литература:

  1. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2001. – 352 с.
  2. Развивающая игра для дошкольников «Знаю все профессии», г. Киров,2003 г.
  3. Наглядный и раздаточный материал для дошкольников (карточки). Пособие к тетрадям «По дороге к Азбуке» и «Здравствуй, мир!». Часть 3. Профессии. /Сост. Р.Н. Бунеева, А.А. Вахрушева, Е.Е. Кочемасова.-М.: Балансс, 2006.-96 с.