Частица как часть речи

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • углубить понятие о частице как о служебной части речи;
  • познакомить с функциями частиц;
  • научить находить частицы в тексте и определять их роль;
  • развивать навык работы в группе;
  • воспитывать интерес к изучению служебных частей речи.

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, репродукция картины Юона “Русская зима”.

Методические приемы: групповая исследовательская работа по анализу текста, работа с таблицей, описание картины.

Вид урока: усвоение нового материала с параллельным повторением.

Тип: урок-исследование.

Ход урока

I. Объявление темы и цели урока.

II Повторение известных служебных частей речи и их функций.

Служебные части речи и их функции.

Составление и заполнение таблицы.

Предлог Союз Частица
Выражает грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении Связывает однородные члены, части ССП и СПП ?

III Слово учителя:

- Выяснить служебную функцию частиц - наша задача. Сегодня на уроке нам будет помогать русский писатель Тургенев И. С.

Какие его произведения вам известны?

Работа с текстом.

Найдите и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки.

Чем же нам по-прежнему близок Тургенев ?

Картины природы, созданные им, поражают воображение, и возвышает душу. Писатель видел своё предназначение в том что бы, вносить в мир гармонию.

Определение лексического значения слова “гармония” по словарю, составление словосочетаний, подбор однокоренных слов.

Гармоничный, гармонировать, гармонично, гармонирующий.

Работа с учебником по определению частицы как части речи и её функций.

Гимнастика для глаз. ( Компьютер)

Исследовательская работа в группах по выявлению роли частиц в текстах, взятых из произведений И.С. Тургенева.

При исследовании используется памятка “Частица как часть речи”.

Слово не называет ни предмета, ни действия, ни качества. Следовательно, это служебная часть речи.

Оно не связывает слова и предложения. Значит, это не предлог и не союз.

Слово служит:

а) для образования наклонений глагола (повелительного или сослагательного);

или

б) для внесения в предложение утверждения или отрицания;

или

в) для выражения различных смысловых оттенков (усиление, восклицание, вопрос, сомнение, уточнение, выделение, ограничение, указание).

ЗНАЧИТ, ЭТО ЧАСТИЦА.

Выступления групп.

I группа исследовала отрывок из повести И.С. Тургенева “Лес и степь”.

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце… Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью; вон березовый лесок на горе…

Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны!...

Задание.

  • Выразительно прочитайте текст.
  • Какая картина рисует в вашем воображении ?
  • Какое настроение выражено в тексте?
  • Найдите в тексте частицы. Докажите правильность своего суждения.
  • Прочитайте текст без частиц.
  • Сделайте вывод о роли частиц.

II группа – отрывок из рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг”.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

Задание.

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Какую картину рисует ваше воображение?
  3. Какое настроение рождается?
  4. Найдите частицы. Аргументируйте свое мнение.
  5. Сделайте вывод о роли частиц.

III группа – стихотворение И.С. Тургенева “Вариации”.

День весенний, пленительный день!
Так приветно журчали ручьи.
А в лесу в полусветную тень
Так светло западали лучи;
Как роскошно струилась река!
Как легко трепетали листы!
Как блаженно неслись облака!
Как светло улыбалася ты.

Задание.

  1. Выразительно прочитайте стихотворение.
  2. Какая картина рисуется в вашем воображении ?
  3. Какое настроение выражает автор ?
  4. Найдите частицы. Докажите правильность своего суждения.
  5. Прочитайте текст без частиц.
  6. Сделайте вывод о роли частиц.

После выступления групп – подведение итогов.

- Что общего в текстах? (Тема природы; идея – восхищение гармонией мира и человека).

Какова же роль частиц в текстах?

  1. Частицы усиливают эмоциональный фон текста, экспрессивность речи.
  2. Без частиц текст теряет часть своих красок, становится невыразительным.
  3. Частицы помогают нарисовать светлый, гармонический мир природы, от которого веет радостью.

Коллективная творческая деятельность.

Задание. Используя восклицательные частицы: как, вот так, что за, ну и, составьте по картине Юона “Русская зима” текст или предложения.

Как прекрасна русская природа! Вот так чудо свершила зима, все пуховым покрыв одеялом! Что за прелесть этот заснеженный лес! Ну и счастья у ребятишек!

Подведение итогов урока.

  • Что же такое частица?
  • Каковы функции частиц? Заполните третью колонку таблицы.

Оценивание работы в группах. Комментирование оценок.