Мультимедийная сказка как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Раннее выявление и эффективное развитие творческих способностей является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики. Чем раньше ребенок научится нестандартно мыслить, оригинально выражать собственные идеи, будет способен видеть необычное в самых обыкновенных предметах и явлениях, тем успешнее станет любая его деятельность, благоприятным его психологическое развитие.

Актуальность данной проблемы определяется также уникальными возможностями дошкольников в речевом творчестве: слова и предложения не являются для них, по меткому выражению К.И. Чуковского “скроенными и сшитыми”, дети “создают” родной язык, проявляя при этом много творчества. Но, как известно, примерно к шести годам ребенок усваивает большинство языковых правил и неминуемо утрачивает “врожденные” способности к словесному творчеству. Приходит время творчества не столько словесного, сколько смыслового: дети придумывают не слова или выражения, а рассказы, истории и сказки.

Использование склонности старших дошкольников к придумыванию различных сказок и историй составляет ресурс не только для развития речевой деятельности детей, но и имеет большое значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка.

Наиболее сложным в педагогической практике являются поиски содержания и средств построения работы по развитию связной речи.

Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности вашего малыша. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить малышу позитивные эмоции, и наши методики. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Существует множество методов, которые позволяют пополнить словарный запас малыша, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь и фантазию. Дети 4 лет могут сочинять сказки вместе со взрослыми, а 5-6-летние ребята уже свободно могут сочинять сказки самостоятельно.

На наш взгляд, одним из эффективных средств развития речи детей является обучение сочинению сказок и создание мультимедийной сказки.

Важным моментом в развитии детей дошкольного возраста является умение самостоятельно придумывать сказки и рисовать содержание сказки. Как показала практика, девочки и мальчики придумывают сказки по-разному, создают образ героев сказок на рисунке и получают от этого удовольствие. Дети с наиболее веселым характером рисуют яркие, красочные, веселые образы, а у застенчивых, замкнутых детей образы бывают скованными,

Соответственно по развитию речевого творчества посредством составления мультимедийных сказок должна строится с учетом определенных особенностей детей.

Работа по развитию творческих способностей мальчиков и девочек к придумыванию сказок строится поэтапно. При этом важным является систематичность, последовательность и целенаправленность всех форм, приемов и методов развития речевого творчества детей.

1 этап: с детьми было проведено занятие с использованием метода формирования у детей речевых умений и навыков, необходимых для сочинения сказок. Использовался метод: придумывания продолжения и завершения рассказа. Детям был предложен рассказ ““Лиса и котята” Занятие по обучению детей творческому рассказыванию преследовало решение ряда задач:

  1. Учить детей последовательно придумывать продолжение рассказа.
  2. Обучать детей композиционному построению творческих рассказов.
  3. Передавать придуманное завершение рассказа выразительно и эмоционально.

2 этап: "Придумай сказку".

Детям давалось задание придумать сказку, а затем пересказать его.

Воображение оценивалось по следующим признакам:

  1. Скорость придумывания сказки.
  2. Необычность образов, использованных в сказке.
  3. Разнообразие образов, используемых в сказке.
  4. Проработанность и детализация образов, имеющихся в сказке.
  5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в сказке.

После выбрали более интересную на их взгляд сказку и стали работать над содержанием этой сказки, что-то дополняли и придумали несколько новых образов.

3 этап: Детям было предложено самим и с помощью воспитателя нарисовать содержание сказки, которую они сами придумали. Дети рисовали с большим удовольствием, все дети охотно участвовали в организации этой сказки, старались подражать движениям и голосам героев сказки во время рисования, что требовало от детей интонационной и мимистической выразительности. (Рисунки 1, 2, 3)

Когда вся предварительная работа была проделана, я предложила детям создать мультфильм, что вызвало неописуемый восторг. С помощью программы “moviemk” начала работу. Все дети с большой радостью помогали, иногда давали советы, старались быстрее выучить тексты героев и с нетерпением ждали, когда же увидят свой мультфильм. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, нарисовать сюжет сказки, были более активны, внимательны друг к другу. В основном, дети справлялись с заданием, старались полностью передать содержание сказки

После завершения работы мы устроили родителям презентацию мультфильма: “На огороде у дедушки Афанасия”. Показ мультфильма прошла на ура, все дети радовались, делились с родителями впечатлениями, эмоциями.

Обобщая представленные в работе данные, можно сделать следующие выводы:

Процесс сочинения мультимедийной сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей.

Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему идеальному – миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния.

Таким образом, сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия. Богатейший материал для диагностики детских представлений дает анализ продуктов их фантазии. О представлениях детей о мире можно судить по тому, что они сами рассказывают, на основании того, какие свойства они приписывают людям или предметам. Сказка дает возможность проанализировать, как ребенок усвоил и преломил в своем сознании определенную нормативную систему, заданную социо-культурным окружением и воспитанием.