"Я + я = дружная семья"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Повышение уровня сплочённости семьи.
  • Создание условий для включения пренебрегаемых детей в совместную деятельность с другими детьми.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы сегодня собрались здесь, чтобы отметить праздник «День семьи». Президент Владимир Владимирович Путин, объявил 2008 год, годом семьи.

Что такое семья?
Слово это понятно всем,
Как слова «хлеб» и «вода».
Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас.

Я расскажу вам одну легенду. В давние времена была семья -сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижать друг, друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово понимание!

Каждому слово «семья» – родное,
Даже в слове том много тепла,
Оно словно солнце большое,
Полно и надежд, и добра.
Нас согревают мамины руки,
Они словно солнца лучи,
А папины руки не знают скуки,
Спасут детвору от тревоги они.

На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил « Догонять тех, кто впереди и не ждать тех, кто сзади», под таким девизом сегодня у нас на празднике будет защищать честь своей семьи, семья.

(На сцену выходит первая семья.)

Ведущий: Кто-то из великих и знаменитых, достигнув в жизни огромных высот, поделился с ближними секретом «Нет универсальной формулы успеха, у каждого из вас она своя». Я уверена: « У семьи, которая сейчас выйдет на сцену, есть своя, особая формула -победа и только победа в сегодняшнем конкурсе»

(На сцену выходит вторая семья.)

Ведущий: Учиться и, когда придёт время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно! Беседовать с другом, приехавшим издалека, – разве это не радостно! Эти слова Конфуция являются девизом нашей следующей семьи.

(На сцену выходит третья семья.)

Ведущий: «А судьи кто?» – уместна эта фраза. Давайте назовем их сразу, Ведь вам полезно будет знать, Кому судьбу вашу решать. Мудры, искушены в науках, Поэтому неведома им скука. Через горнило состязаний разных Прошли они и сами, и понять Они сумеют вас, и поддержать!

И я предоставляю Вам наше многоуважаемое жюри.

(Представление жюри).

Но прежде, чем жюри приступит, к своей работе они дадут клятву. «Мы, уважаемое жюри, перед лицом всех присутствующих в зале, клянемся: Судить честно и справедливо, Понимать шутки и не подсуживать.

Если мы нарушим свою клятву, то пусть нас покарает суровая рука болельщика. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!»

Ведущий: Ребята, скажите, а вы знаете когда день рождения нашего округа? Правильно, 10 декабря. И сегодня наша встреча будет посвящена этой дате.

1 ребёнок:

Заблудилось солнце в облаках, день и ночь не хочет опускаться.
Это – Север. Друг он или враг? Нам любить его или бояться?
Если друг, то почему влечёт, снегом и метелями пугает?
Почему страною вечных льдов издавна все Север называют?
Если враг, то почему влечёт? Почему влюбляет не на шутку?

2 ребёнок:

Почему манит к себе, зовёт каждый час и каждую минутку?
Кто ж ответит на больной вопрос, почему я Север обожаю?
Почему душой к нему прирос и иного счастья не желаю!
Чудесный, милый сердцу край!

3 ребёнок:

Тысячелетья здесь вставало солнце,
Ласкало бережно, любя
Оно отроги гор Уральских.
Благословен великий край Ямальский!

3 ребёнок:

Укрыт он нежной снежной пеленой,
Таит сокровища в земле священной,
К себе влечёт любовью неземной.
Мужает, крепнет год от года,
Богат историей своей.

4 ребёнок:

Его судьба – судьба народа.
Судьбою стал он и моей.
Суровый климат не преграда:
Принёс прогресс двадцатый век.
Он, округ, стал тебе наградой
Твоё богатство – человек!

Ведущий: В каждом конкурсе выходит от команды то количество участников, которое будет названо. Участник выступает за команду и от имени команды. Его выигрыш (который отмечается жетоном) идёт в зачёт всей команды. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество жетонов.

Состязание 1. «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь».

Вызываю по три представителя от команды.

(Переведи на русский язык.)

  1. Аскола – {Школа)
  2. Макода – Вус (хан) (Верхнее отверстие в чуме.)
  3. Лабытнанги-Лапатнак (хан) (7 лиственниц.)
  4. Тынзя' -Тынсян (хан) (Аркан с петлёй для ловли оленей.)
  5. Нохо – Лэпак (хан) (Песец.)
  6. Вы' – Ур (хан) (Тундра.)
  7. Обдорск – ... (Город у Оби)
  8. Ямал (Край земли.)
  9. Я' хора – Калан (хан)... (Земляной олень, мамонт.)
  10. Корал – ... (Загородка из нарт, поставленных на «попа».)
  11. Салехард – (Город на мысу – ненец.)
  12. Хэхэ (Родовой дух.)
  13. Ягель -Нёта (хан)... (Мох, олений корм.)
  14. Мяд' Пухуця – Ими ...(Хранительница чума.)
  15. Надым -»... (Город на сухом месте; город счастья, Ягельный)

Переведи с русского на ненецкий и хантейский.

  1. Бог подземного царства – НА
  2. Знак рода, родовая метка Пидтемя
  3. Жертвоприношение, обращение к богам – Хацгоротва Итарма (хан)
  4. Шаман – ТАДЕБЯ
  5. Отверстие – СИ
  6. Бог неба – НУМ' Нум турам (хан)
  7. Перекочевки в поисках пастбищ – Ямданава Каслапса (хан)
  8. Нартовый поезд – Мюд
  9. Шест, чтоб погонять оленей – Тюр Сыв (хан)

Состязание 2. «Ум – хорошо, два – лучше».

(Вызывается пять человек от каждой команды и воспитатель).

В каждой загадке нашей – народная мудрость. Кто верно отгадает – тот ум свой прославляет. Каждому игроку сейчас раздадутся слова – отгадки, я буду читать загадку, а у кого окажется отгадка – должен быстро принести её своему воспитателю. А воспитатель должен из отгадок сложить кроссворд, чтобы по вертикали получилось слово, посвященное нашей игре «семья».

Глухая (без разреза) меховая одежда сшитая мехом внутрь (малица).

Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасётся весь день
Кто это... (олень).

Женская верхняя одежда которая в отличии от мужской имеет разрез спереди (ягушка).

С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре, – прячет.
А в чум попадёт – плачет, (снег)

Длинный шест для управления оленей, (хорей).

Состязание 3. «А ларчик просто открывался»

«Имена замечательных людей»

(Участвуют учащиеся 8 класса, по три ребёнка).

Задание командам: определите, о ком идёт речь?

  1. Писательница, общественный деятель, первый кандидат наук на Ямале, хранит и содержит музей имени своего мужа. (Елена Григорьевна Сусой)
  2. Знаменитый поэт и писатель Ямала, в честь которого ежегодно проходят литературные чтения. Автор поэмы для детей «Едэйко». (Леонид Лапцуй)
  3. Первый ненецкий композитор на Ямале. (Семен Няруй)
  4. Писательница, автор романа «Молчащий». (Анна Неркаги)
  5. Преподаватель Тобольского Государственного педагогического института, известный художник, наш земляк. (Леонид Лар)
  6. Знаменитый резчик по дереву и кости. (Петр Хартаганов)
  7. Какой из современных эстрадных певцов из числа народов Севера вышел на международную арену? (Гавриил Лагей)
  8. Кто является автором песен «Тэтэль-Вэтэль» («Милый малый») и «Суляко» («Олененок»)? (Семен Няруй.)
  9. Православный миссионер, просветитель, педагог. (Иван Семенович Шемановский?)
  10. Кто из ямальских писателей в название своего произведения включил слово «ягель»? (Анна Неркаги «Белый ягель».)
  11. Назовите автора первого хантыйского букваря и азбуки. (Хатанзеев Петр Ефимович).
  12. Назовите фамилию художника, уроженца с. Пуйко Ямальского района. (Л.А. Лар)
  13. Он, известный на Ямале, в России и за рубежом писатель; является главным редактором популярного в округе журнала «Ямальский меридиан». О каком писателе идет речь? (Роман Ругин).
  14. Кого называют «музыкальным шаманом Ямала»? (Семёна Няруя.)
  15. В творчестве какого художника нашло отражение его увлечение шаманизмом? (Л.Лар)
  16. В школе И.С. Шемановского учились будущие первый ненецкий драматург и первый заслуженный учитель РСФСР из народа ханты. Кто эти люди? (Иван Федорович Ного, Петр Ефимович Хатанзеев.)
  17. Ненецкий писатель, редактор газеты «Няръяна Нгэрм», автор поэмы «Тёр», вошедшей в «золотой фонд» литературы народов Севера. Кто он? (Л.В. Лапцуй)
  18. Кто является автором известной детской книги «Сказки дедушки Ай-по»? (Ю. Афанасьев.)

Состязание 4. «Взялся за гуж, не говори, что не дюж»,

(Участвуют учащиеся 10–11 классов.)

Составить пословицу из двух половинок.

  • Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.
  • Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.
  • Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.
  • Обижать своих соседей то же, что дразнить медведей.
  • Наш врожденный прищур – от снежной белизны и бурь.
  • Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.
  • Олень за ягелем бежит быстрее, чем из-за хорея.
  • Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.
  • Оставленный в тундре запас и для вас, и для нас.
  • Тот законы тундры изведал, кто пояс украсил зубами волка и медведя.
  • У оленя мех – камус крепок на ногах оттого, что не ленится копаться в снегах.
  • Бело-пестрого Духа Оленя берегите из поколения в поколение.

Состязание 5. «Маленький охотник».

(Участвуют учащиеся 0–2 класс.)

Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть, Мы продолжим занимательный наш путь. Ждёт забава, не дождётся храбрецов, Вызываю добровольцев-удальцов.

Дети должны надеть малицы, оббежать кегли, взять снежок и попасть в корзину. Чья команда больше закинет снежков, та и победит.

Состязание 6. «Эх, Семёновна».

Я приглашаю сюда воспитателей. Ваша задача заключается в том, что вы должны вспомнить и спеть по одной частушке, а кто не знает, я предлагаю спеть мои.

Состязание7. «Кончил дело – гуляй смело».

Показ домашнего задания.

Вы старались как могли.
Свои таланты показать,
Пусть кто-то будет впереди
Другим не стоит унывать!
Понятны ваши притязанья,
Нелегкий конкурс позади.
А результаты состязанья
Сейчас объявит нам жюри.

(Слово – жюри, награждение.)
(Танец «оленята».)

Супер-игра с семьёй победительницей.

Ведущий: Я предлагаю Вам поиграть со мною в суперигру. Перед вами пять суперпризов. Играть будут самые эрудированные игроки вашей команды по одному игроку от каждого звена и воспитатель. Внимание на экран.

(На экране картинка свиньи.)

Какая птица не хочет дружить с этой замечательной чушкой? (Гусь, свинье не товарищ.)

(На экране картинка рыбака.)

Что не может вытащить этот человек? (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

(На экране картинка парусника.)

Какой русский поэт олицетворил в своём произведении это средство передвижения? (Лермонтов. «Парусник».)

(На экране натюрморт.) Как называется этот вид жанра? (Натюрморт.)

(На экране грузовая нарта.) Как называется эта нарта? (Грузовая нарта.)

Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой смеётся
Кончается игра
А дружба не кончается
Ура! Ура! Ура!