Внеклассное занятие по ОБЖ на тему "В гостях у светофора"

Разделы: ОБЖ, Внеклассная работа


Игра – викторина “В гостях у Светофора” для учащихся 3–4-х классов.

Цель: Обобщение знаний учащихся по правилам дородного движения; воспитание дисциплинированности учащихся на улицах города.

Задачи:

  • закрепить названия дорожных знаков и значение светофора на дорогах;
  • развивать внимание, память и мышление, быстроту и ловкость;
  • воспитывать чувства коллективизма и ответственности, умение сопереживать.

Оборудование: дорожные знаки (пешеходный переход, пешеходная дорожка, остановка, пункт питания, дети, дорожные работы, пункт мед. помощи, велосипедная дорожка, въезд запрещен), обручи, дощечки, скамьи, составные части светофора (корпус, красный, желтый, зеленый круги на липкой ленте), фишки зеленого, красного, желтого цветов по 20 штук, памятки по ПДД участникам.

Принцип проведения викторины: участники делятся на две команды. Каждая команда будет зарабатывать себе фишки: желтые, зеленые, красные. Эти фишки соответствуют определенному количеству баллов. Зеленые – 3 балла, желтые – 2 балла, красные – 1 балл. Если команда выполнила задание быстро, четко и правильно, то она получает зеленую фишку, если была допущена неточность, или ответ был недостаточно полным – команда получает желтую фишку, а если были нарушены правила конкурса, или был дан неправильный ответ – получают красную фишку. В конце викторины подсчитываются все заработанные фишки и баллы, устанавливается команда– победитель.

Ход игры – викторины

Педагог: Ребята, сядьте, ушки на макушке, будьте все внимательны, поиграем мы в игру, очень занимательную. Сегодня у нас с вами будет игра– викторина “В гостях у Светофора”.

Она посвящена Правилам дорожного движения (ПДД).

Педагог: Как вы думаете, для чего нам необходимо знать ПДД? А туристам нужно их знать?

(Ответы детей.)

Педагог: А вы знаете, кого называют “Волшебник – постовой”?

– Нет, это не милиционер. Послушайте загадку:

Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе могу помочь!
(Светофор.)

Педагог: Кто знает, чем нам может помочь светофор? Ведь он не умеет ни ходить, ни говорить.

Давайте для начала поиграем в игру “Красный, зеленый

Внимание!

Глядит в упор на нас двухглазый светофор.
Зеленый, красный глаз – он каждому дает указ!

На красный свет все хлопают,

На зеленый – подпрыгивают на месте.

Тем, кто ошибся говорим: “Есть сигналы светофора – подчиняйся им без спора!

Педагог: Запомнили, что нужно делать, когда светофор зажигает определенный свет перед вами? (Красный – хлопать, зеленый – подпрыгивать на месте.)

Педагог показывает 2 цветных круга по очереди, в различном порядке, учащиеся выполняют соответствующие движения. Кто ошибся, тот садится.

Педагог: Молодцы! Все справились с этим заданием. Внимательно смотрели на свет светофора и правильно выполняли движения.

А теперь давайте разделимся на 2 команды. Впереди вас ждут серьезные и веселые конкурсы и эстафеты. Каждая команда будет зарабатывать себе фишки: желтые, зеленые, красные. Эти фишки соответствуют определенному количеству баллов. Зеленые – 3 балла, желтые – 2 балла, красные – 1 балл. Если команда выполнила задание быстро, четко и правильно, то она получает зеленую фишку, если была допущена неточность, или ответ был недостаточно полным – команда получает желтую фишку, а если были нарушены правила конкурса, или был дан неправильный ответ – вы получаете красную фишку. В конце нашей викторины мы подсчитаем все заработанные фишки, умножим их на баллы, и увидим, чья же команда стала победителем.

Конкурс “Собери светофор”.

На 2-х стульях возле доски лежат наборы: корпус от светофора, два круга (красный и зеленый). Каждому члену команды необходимо добежать до стула и прикрепить к доске по одной детали:

1-й прикрепляет корпус,
2-й – красный круг,
3-й – зеленый круг.

После того, как ребенок прикрепит свою деталь к доске, он возвращается на свое место. Только затем бежит следующий участник команды. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет светофор.

Вы быстро и правильно собрали свои светофоры (команды получают свои фишки).

Давайте еще раз на них посмотрим: Красный свет нам говорит: Стой! Опасно! Путь...(закрыт)! Зеленый свет открыл дорогу: Переходить ребята ... (могут).

Конкурс “Азбука дорог”.

Ведущий читает стихотворение, команда находит соответствующий дорожный знак (среди знаков, разложенных на столе) и показывает его ведущему.

1. Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет
Пешеходный ...(переход) знак “Пешеходный переход”

2. Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро не возможно,
Знают люди все на свете:
В этом месте ходят … (дети) знак “Дети”

3. На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети,
Только на...(велосипеде) знак “Велосипедная дорожка”

4. А здесь ребята, не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только ...(пешеходам) знак “Пешеходная дорожка”

5. Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Заболел и вижу пункт
...(Медицинской помощи) знак “Пункт медицинской помощи”

6. Что мне делать? Как поступить?
Очень хочется мне пить,
Да и есть охота тоже.
По дороге кто поможет?
Как увижу знак специальный я –
Скоро будет пункт ... (питания) знак “Пункт питания”

7. У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут.
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут. знак “Остановка”

8. И зайчишку, и Маришку,
И соседского мальчишку
Четко знак оповещает:
Въезд машинам .. .(запрещает) знак “Въезд запрещен”

9. Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть, здесь ищут клад?
Может, нам здесь покопать? знак “Дорожные работы”

(Команды получают фишки после каждого ответа.)

Эстафета “Пешеходный переход”.

Выносятся знаки “Пешеходный переход” (красный и синий).

Педагог: Кто знает, что это за знаки? Пешеходный переход, правильно.

Педагог: А кто знает, почему один знак – красный, а другой – голубой?

Если ребята затрудняются ответить, поясняем: красный знак предупреждает водителей, что впереди находится пешеходный переход, там могут идти пешеходы. А голубой знак – он для нас, пешеходов. Им обозначают место перехода дороги. Всем понятно?

Только я для пешехода –
Знак на месте перехода.
В голубом иду квадрате –
Перехода указатель!

Члены команд по очереди проходят дистанцию:

1) Пролезают через обруч -это подземный переход;
2) На одной ноге перепрыгивают начерченные мелом полосы – наземный переход;
3) пробегают по гимнастической скамье – надземный переход. Назад все возвращаются обычным бегом.

Та команда, которая справилась быстрее, получает зеленую фишку, вторая – желтую.

Конкурс “Знатоки ПДД”.

Команды по очереди отрывают лепестки от ромашки, где написаны вопросы. Фишки выдаются в зависимости от количества правильных ответов.

1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? (Потому, что можешь быть сбит этим транспортом. Тормозной путь машин и опыт водителей разный. Даже самый опытный водитель не сможет остановить машину. Особенно на скользкой дороге.)

2. Как и где лучше переходить дорогу? (Там, где обозначены пешеходные переходы. Если их нет, то, посмотрев сначала налево, затем – направо. На участках, где есть повороты, лучше не переходить улицу.)

3. Как нужно обходить стоящие автобусы, автомобили? (Спереди, чтобы водитель мог вас видеть, и обязательно, посмотреть по сторонам!)

4. Почему нельзя цепляться за грузовые автомашины и автобусы? (Водитель может вас не увидеть, и, сдавая назад – задавить.)

5. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам и дорогам? (с 14 лет.)

6. Где следует ожидать автобус? (На специальных остановках, где есть знак “Автобусная остановка”.)

7. Почему опасно играть в мяч около проезжей части? (Мяч может выкатиться на шоссе, это может послужить аварией автомобилей, если побежишь за мячом – можешь сам угодить под машину.)

8. Где должны ходить пешеходы вне населенных пунктов при отсутствии тротуара? (По обочине, лицом к движущемуся навстречу транспорту.) За каждый ответ команда получает фишку.

Эстафета “Перейди улицу”.

Полосатая лошадка,
Ее зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут. (Пешеходный переход.)

В каждой команде в руках у начинающего эстафету по две дощечке. По команде участник кладет одну дощечку на пол и становится на нее одной ногой. Кладет вторую дощечку пред собой и становится на нее второй ногой. Дощечку, которая осталась позади, надо взять и вновь положить перед собой и т.д. Таким образом, нужно добраться до стены, а обратно вернуться обычным бегом.

Та команда, которая справилась быстрее, получает зеленую фишку, вторая – желтую.

Педагог: Молодцы! С конкурсами вы справились, а вот как вы усвоили правила дорожного движения – я хочу сейчас проверить. Буду задавать вопросы, а вы, если, вы так поступаете, говорите: “Это я, это я, это все мои друзья!” Приготовились?

Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?

Знает кто, что красный свет
Означает – хода нет?

Кто из вас в трамвае тесном
Уступает взрослым место?

Кто из вас, идя, домой,
Держит путь по мостовой?

Кто из вас летит так скоро,
Что не видит светофора?

Педагог: Молодцы! И с этим заданием вы отлично справились. А это означает, что первый экзамен по правилам дорожного движения вы сдали отлично.

Учащимся вручаются памятки по ПДД.

Список литературы.

  1. “Три сигнала светофора” – составитель Т. Ф. Саулина, Москва “Просвещение” 1989.
  2. “Угадай знак” -Т.Л. Баронина, Новосибирск, 1991.
  3. “Путешествие в страну дорожных знаков”, автор-составитель Г.Н.Шевченко, Волгоград.