Патриотическое воспитание в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание


В Программе Воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., на основе которой разработана Основная общеобразовательная программа нашего детского сада, отмечено, что нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, родному городу, дому, краю, Родине.

Под патриотическим воспитанием педагоги нашего ДОУ понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему [1].

Исходя из этого, цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста мы видим в формировании у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

В рамках патриотического решаются следующие задачи [2]:

  • обогащение представлений о Родине – России; воспитывать чувство гордости за ее достижения;
  • воспитывать уважение к разным национальностям и их обычаям;
  • расширять знания об истории страны и родного края;
  • формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  • формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Уже с раннего возраста одна из задач – воспитывать любовь к родителям и близким людям. Ребенок должен называть свое имя и имена членов своей семьи, ему необходимо напоминать название родного города.

В нашем детском саду педагоги стараются создать все условия для нравственно-патриотического воспитания детей.

Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно-патриотическое воспитание детей – организация предметно-развивающей среды.

В методическом кабинете имеется методическая литература по нравственно – патриотическому воспитанию, специальная литература по ознакомлению детей с народным творчеством, природой родного края, книги о Мурманске, его достопримечательностях, жителях, наиболее распространенных и востребованных профессиях, аудиоматериалы, книги о природе родного края, изготовленные педагогами, родителями и детьми,

Педагогами созданы презентации по темам: “Как это было” – о космосе, “Мой город и область, в которой я живу”, “Профессии города Мурманска”, “Морские животные”, “Мурманск вчера, сегодня, завтра”, “Город-герой в годы войны”.

В нашем детском саду выработана система целостного образовательного пространства на основе экологических акций и проектов. Совместно с детьми разрабатываются экологические проекты, проводятся природоохранные акции. Разработаны проекты: “Космос”, “Прикосновение исцеляющей лапой”, “Лошади”, “Хлеб – всему голова”, “Все профессии нужны, интересны и важны”, “Узоры русского севера”.

Имеется перспективное планирование по патриотическому воспитанию, конспекты занятий и развлечений, подборка стихов о Мурманске и природе Кольского края, познавательная детская литература о природе Заполярья, материал по проведению военно – патриотической игры “Зарница” и видеоклипы о городе.

Имеется подборка народных игрушек для демонстрации, альбомы с образцами народного художественного творчества, материалы о быте и жизни коренного населения Кольского полуострова.

В музыкальном зале представлены народные инструменты: валдайские колокольчики разных размеров, трещотки, деревянные ложки, дудочки, детские гармони, систематизирован музыкальный материал по народному творчеству. Для проведения праздников, развлечений и тематических занятий в достаточном количестве имеются костюмы и атрибуты как русские народные, так и саамские. В групповых музыкальных уголках так же представлены музыкальные инструменты.

На занятиях по физической культуре широко используются народные считалки, загадки, подвижные игры, в достаточном количестве атрибуты для организации народных игр. Работа проводится с учетом календарных праздников.

В старших, подготовительной, круглосуточной группах и группе коррекционной направленности имеется уголок по патриотическому воспитанию, где дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного города, края, страны.

В каждой группе есть книжный уголок с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним. Там же находятся книги о родном крае, созданные руками детей “Юные олимпийцы заполярья о спорте”, “Что такое тундра”, “Путешествие звездочки”, “Большой мир маленького луга”, “Город на краю земли” и другие.

Педагоги организуют тематические выставки к праздникам и знаменательным датам.

В группах с книжным уголком соседствует театральный, где представлены различные виды театров (пальчиковый, плоскостной, бумажный), маски. Театральные уголки богато наполнены как по количеству, так и по видам, что не ограничивает свободу выбора ребенка и предоставляет ему возможность обыграть сказку.

В изоуголках ДОУ имеются образцы народных игрушек, альбомы – раскраски с образцами народных узоров, альбомы по искусству, образцы русских народных и саамских узоров.

Любовь к родной природе – одна из основ патриотического воспитания. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

В групповых уголках природы имеются дидактические игры, пособия. Экологические пространства организованы во всех группах. В наличии календари природы, в достаточном количестве инвентарь для ухода за растениями.

Уделяется внимание организации работы на участках детского сада. Несмотря на небольшие участки, территория хорошо озеленена, возраст некоторых деревьев достигает 40 лет. Педагоги проводят наблюдения за растениями и изменениями в природе в течение всего года. В прошлом году педагоги детского сада приняли участие в муниципальном конкурсе по озеленению территории “Цветущий город”, в процессе которого была создана “Поляна сказок”, дающая возможность детям наблюдать рост и развитие растений в условиях северной природы.

Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях, развлечениях, викторинах. В работе с родителями используются домашние задания. Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники, обогащают свои знания, составляя кроссворды на тему “Природа Заполярья”, посещая заседания родительского клуба “Малышок” на патриотическую тематику.

В родительских уголках информация по патриотическому воспитанию представлена в форме периодически сменяемых фотовыставок, консультаций, папок – передвижек. Работы детей представлены в выставочных уголках.

Данную работу по формированию предметно-развивающей среды в ДОУ необходимо продолжать, т.к. она пронизывает все образовательные области Программы, и является основой воспитания будущего гражданина.

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. “Юный эколог” – М., 2004.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М., 2007.