Эмоции и здоровье

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока:

  • Образовательная: овладение обучающимися знаниями о влиянии эмоций человека на их здоровье.
  • Развивающая: развитие у обучающихся метапредметных умений:
  • регулятивных (ставить цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат),
  • познавательных (находить, осмысливать и использовать информацию),
  • коммуникативных (владеть устной, понимать других, договариваться, сотрудничать друг с другом).
  • Воспитательная: развитие у обучающихся личностных качеств (оценивать свои и чужие поступки, уважительно относиться друг к другу).

Задачи (для учителя):

  • Формирование у обучающихся предметных умений:
    • даватьобъективную оценку поступкам на основе освоенных знаний;
    • определять общие для всех правила поведения.
  • Формирование у обучающихся метапредметных умений:
    • осознавать роль эмоций человека;
    • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
    • ставить учебные задачи;
    • проговаривать последовательность действий на уроке;
    • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
    • проводить рефлексию собственной деятельности;
    • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
    • оформлять свои мысли в устной форме;
    • слушать и понимать речь других;
    • договариваться о правилах поведения;
    • работать в группе.

Задачи (для обучающихся):

  • узнать, что такое нервная система человека, ее влияние на здоровье;
  • учиться распознавать эмоции человека;
  • учиться ставить цель деятельности и формулировать учебные задачи;
  • решать учебные задачи, опираясь на помощь учителя и совместные наработки;
  • учиться проводить рефлексию собственной деятельности;
  • учиться работать в группе.

Технология проведения урока: проблемно-диалогическая.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: исследование, дидактическая игра, дифференциация учебного материала (по уровню сложности).

Время реализации урока – 45 минут.

Необходимое оборудование и материалы: аппаратные средства: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, колонки, цветные карандаши, ручка, тетрадь, бланки с изображением лисенка, рефлексивные карточки (с изображением градусника).

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация «Эмоции и здоровье».

ХОД УРОКА

1. Организационный этап урока

Учитель настраивает обучающихся на продуктивную работу. Ребята записывают в тетрадях число и слова Классная работа. Демонстрация слайда 1.

– Здравствуйте, ребята.
Тема сегодняшнего урока – «Эмоции и здоровье».
Сегодня мы поговорим с вами о том, как влияют эмоции на наше здоровье.

Учитель сообщает тему урока. Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.

– Ребята, как вы считаете, что такое здоровье?

Обучающиеся определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Ответы обучающихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде 2.

– Здоровье является важнейшей ценностью для человека, условием его самореализации во всех сферах деятельности. Сохранение и укрепление здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры человека к себе.
– Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение здоровья: Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней физических недостатков..
– Факторами, влияющими на здоровье, являются: образ жизни, наследственность, внешняя среда и природно-климатические условия, медицинское обслуживание, но можно и заболеть от сильных переживаний, постоянного переутомления, плохого настроения. Демонстрация слайда 3.
– А почему? Как определить, влияют ли эмоции на наше здоровье? Учитель демонстрирует слайд 4. Ответы обучающихся.

С целью перехода к следующему этапу урока можно акцентировать внимание детей на значении различных эмоций человека на его здоровье.

2. Актуализация опорных знаний и умений

– Вы, конечно, знаете, что у человека есть головной и спинной мозг. От него идут нервы. Одни нервы передают сигналы от органов, мышц, кожи мозгу. Другие доставляют приказы из мозга к органам. Мозг и нервы составляют нервную систему. Демонстрация слайда 5.
Когда мозг переутомляется, что происходит с человеком, как вы думаете? Ответы обучающихся.
– У человека пропадает аппетит, появляется раздражительность, нарушается сон. А все это – болезненные явления. Демонстрация слайда 6.
Что же делать, чтобы не случилось? Ответы обучающихся.
– Давать нервной системе отдых. Как?
– Переключаться с умственной работы на физическую работу.
– Например, вы долго сидите над трудной задачкой. Никак не можете ее решить. Как быть? Отложите учебник, вам необходим отдых. Сделайте хорошим настроением несколько физических упражнений и опять принимайтесь за уроки. От физкультминутки вы получите заряд бодрости, положительные эмоции. Учитель демонстрирует слайд 7.

3. Освоение новых знаний и способов действий

Учитель организует работу по освоению новых знаний.

– Ребята, как вы считаете, что такое эмоции? Ответы обучающихся учитель сопровождает демонстрацией слайда 8.
– Эмоции – это душевные переживания, волнения, которые зависят от окружающего нас мира. Какие вы знаете эмоции человека? Ответы обучающихся сопровождаются слайдом 9.
– Страх, гнев, радость, восторг, печаль, тоска – все это эмоции. Как вы думаете, какие бывают эмоции? Ответы обучающихся.
– Эмоции бывают положительные и отрицательные.
– Если кто-то из вас в школе получил хорошие отметки, прибрал дома, помог родителям, и они его похвалили, то у них и вас появились какие эмоции?
– Вы прочитали интересную книгу, решили, наконец, задачу, которая никак не сходилась с ответом, – все это вызывает положительные эмоции. Демонстрация слайда 10.
– Если происходящее вас радует, появляется улыбка на лице. Хорошее настроение передается другим людям. Однако есть и отрицательные эмоции. Они передаются окружающим нас людям и вредят нервной системе и всему организму в целом. Демонстрация слайда 11.
– Иногда ребята ссорятся из-за пустяков, спорят, говорят друг другу неприятные, злые слова. После этого они могут нагрубить другим людям, испортить им настроение. Этим можешь оказаться и ты. Что же делать? Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.
– Умейте внимательно выслушать собеседника. Отвечайте спокойно. Доказывайте свою правоту словами, а не кулаками.
– В трудных ситуациях старайтесь понять своих товарищей, помогите им вернуть хорошее настроение вниманием, заботой, доброй шуткой. Тогда и вы не почувствуете себя одиноко.

Учитель демонстрирует слайд 12.

– Успехи в учебе, в спорте, помощь в домашних делах, добрые отношения – залог успехов в жизни.
– Предлагаю вам записать несколько правил общения. Обучающиеся делают записи в тетради.

Учитель демонстрирует слайд13 и фиксирует на нем сформулированные ребятами учебные задачи, выполняя записи на интерактивной доске или демонстрируя заготовки на слайде 13.

– Вам, наверное, не раз приходилось наблюдать, как игроки одной команды из-за ошибки, допущенной товарищем, начинают его ругать. Куда важнее в такую минуту оказать ему моральную поддержку и тем самым увеличить возможности своей команды победить.
– Уважительное, тактичное отношение к своим игрокам и к соперникам сделает игру приятной для всех.
– Поставьте себя на место провинившегося. Как бы вы хотели, чтобы к вам относились? Ответы обучающихся.
– Не следует допускать неуважительного отношения игроков к судье. Сила командной игры не только в личном мастерстве, но и в слаженной игре, взаимопомощи и взаимопонимании. Это вызывает уважение и противников, и судьи, и зрителей.
– У каждой игры есть свои правила, их необходимо соблюдать. Однако существуют правила для всех игр без исключения – это «Правила «честной игры». Запишите, пожалуйста, в тетради, возможно, кто-то добавит свои.

Обучающиеся делают записи в тетради. Учитель демонстрирует слайд 14.

– Часто по глазам и улыбке можно судить о характере человека. Открытый взгляд, веселая улыбка говорят о душевной доброте. Демонстрация слайда 15.
– Улыбка и добрый смех – те частички радости, которые помогают жить, учиться, справляться с трудностями

Демонстрация слайда 16.Учитель зачитывает стих.

Из всех эмоций лучше всех,
Которые рождают смех.
Смеяться, право не грешно,
Когда действительно смешно!

Здоровье – царство смеха,
Сам смех – тропа к успеху.
И нам всё удаётся
Когда душа смеётся!

Счастливый ребенок смеётся,
Солнечный зайчик смеётся,
И утренний лес смеётся
Птичьими голосами.

В объятия смеха спеши!
Смех – это душ для души!

4. Первичная проверка понимания изученного

Демонстрация слайда 17. Учитель проводит первичную проверку понимания изученного материала. Обучающиеся самостоятельно выполняют задание на предложенной карточке с лисятами.

Ребята, на слайде показаны 6 лисят и у каждого изображена эмоция: радость, удивление, злость, печаль, обида и испуг. Ваша задача поставить стрелки соответствующей эмоции.

Обучающиеся соотносят выражение лисёнка с названием эмоции и на карточке, предложенной учителем. Учитель следит за правильным выполнением задания.

– А теперь давайте посмотрим, как вы справились с заданием и демонстрирует слайд 18 с правильными ответами. Обучающиеся проверяют выполненное задание.

5. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Учитель организует самостоятельную работу обучающихся, в соответствие с ходом урока.

– Ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы, которые демонстрируются на экране. Правильные ответы напишите на карточках, которые я вам раздала.

Демонстрация слайда 19. Обучающиеся выполняют задание.

1. Из чего состоит нервная система?
2. Назовите положительные и отрицательные эмоции.
3. Какие эмоции вызовут у вас следующие ситуации:

  • Ваш обидчик упал, сильно ушибся и плачет.
  • Вас ругают, а вы не виноваты.
  • В вас попали снежком. Тот, кто это сделал, от души смеется.
  • Одноклассник попросил у вас карандаш, а он в его руках сломался.

Обучающиеся делают выводы в результате совместной работы класса и учителя. Сдают карточки учителю. Вслух проговаривают правильные ответы.

6. Подведение итогов, рефлексия учебной деятельности

Учитель организует обучающихся для подведения итогов урока, дает домашнее задание.

– Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на уроке?

Обучающиеся отвечают с места на поставленный вопрос.
В завершении урока учитель предлагает обучающимся поработать с рефлексивной карточкой. Учитель демонстрирует слайд 20, раздает карточки с рисунком градусника.

– Я прошу оценить вас свою деятельность на уроке. Отметьте, пожалуйста, на карточке насколько хорошо вы усвоили новый материал, и покажите мне.
– Если вы чувствуете себя уверенно, все запомнили, отметьте отметку 36,6.
– Если вы не все запомнили и чувствуете себя не совсем уверенно, остановитесь на отметке 37,0.
– Если вам придется перечитывать конспект, так как ничего не заполнили, остановитесь на отметке 37,7.

Обучающиеся отмечают на карточке (в виде градусника) насколько хорошо они освоили новый материал. Учитель организует деятельность обучающихся по окончанию урока.

7. Домашнее задание

– К следующему уроку я прошу вас повторить правила общения с друзьями и товарищами, правила честной игры.
– Всем спасибо за урок. До свидания.

Демонстрация слайда 21.