Самый драгоценный дар, который получил человек от природы – здоровье

Разделы: Начальная школа


«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский

Одним из основных направлений развития общего образования Национальная образовательная программа «Наша новая школа» называет сохранение и укрепление здоровья школьников.

Это вызвано тем, что в школу приходит все больше детей, имеющих проблемы со здоровьем. По результатам статистических данных физически зрелыми рождаются не более 14% детей, а уже к 6–7 годам, т.е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым. И не секрет, что по окончании средней школы количество детей, страдающих нарушением функций опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, органов зрения, центральной нервной системы, иммунной защиты многократно увеличивается, а количество здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3–4 раза.

По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека определяется на 50% условиями и образом его жизни, на 20-25% - экологическими факторами, на 20% - наследственностью и только на 8-10% уровнем медицинской помощи.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Следовательно, основные усилия учителей, родителей, школьных работников необходимо сосредоточить на обеспечении оптимальных условий обучения, формирования здорового образа жизни, создании здоровьесберегающей образовательной среды.

Согласно требованиям ФГОС второго поколения Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является одной из обязательных составляющих Основной образовательной программы любого образовательного учреждения.

Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Центра образования «Школа здоровья» № 2000 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (участниками образовательного процесса) самостоятельная работа. Эта деятельность способствует активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивает способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

В Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ГБОУ ЦО № 2000 определены следующие направления ее реализации:

  1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
  2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.
  3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
  4. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
  5. Реализация дополнительных образовательных программ.
  6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

Наряду с образовательным процессом в соответствии с видом нашего образовательного учреждения сохранение здоровья ребенка для нас остается равноценным приоритетом. В Центре образования созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся.

Деятельность школы регулируется единым расписанием школы полного дня, в которое включены все моменты школьной жизни: утренняя зарядка, динамические паузы, подвижные перемены с использованием дополнительно закупленного спортивного инвентаря, часы здоровья, прогулки, 3-х разовое бесплатное питание, самоподготовка, занятия по интересам. Расписание соответствует требованиям СанПиНов.

Коллектив нашей школы уделяет внимание профилактике заболеваний ОРВИ и гриппа. Сотрудники проводят мероприятия, нацеленные на повышение устойчивости организма детей и подростков, ведут строгий контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в школе.

Школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. Музыкальные звонки оказывают позитивное воздействие на нервную систему ребёнка.

В кабинетах начальной школы установлена специализированная ростовая мебель, регулируемая, под рост ребенка; конторки, которые позволяют проводить учебные занятия в режиме смены динамических поз.

В школе работают оснащенные спортивные залы (большой и малый), оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём, зал хореографии и ЛФК, имеется межшкольный стадион.

В Центре образования работает консультативный пункт по вопросам охраны семьи и здоровьесбережения. Цель работы Консультативного пункта: поддержание психологического, социального и физического здоровья учащихся.

По договору с поликлиникой № 23 работает медицинский кабинет, по договору со стоматологической поликлиникой №47 – стоматологический кабинет.

Показателями эффективности комплексной работы являются устойчивая положительная динамика социометрического статуса и преобладание благополучного психо-эмоционального состояния учащихся.

В школе работает учитель-логопед, который проводит выявление и коррекцию речевых нарушений с целью оказания помощи в освоении школьной программы. Первичная диагностика проводится с дошкольниками, по результатам родители будущих первоклассников получают консультации и рекомендации. Все учащиеся, поступившие в школу, проходят всестороннее логопедическое обследование. По выявленным речевым нарушениям дети зачисляются на логопедические занятия, которые они посещают 2-3 раза в неделю.

В своей работе учитель - логопед широко использует как традиционные формы логопедической работы, так и новейшие методики коррекции речевых нарушений.

В школе создана и успешно функционирует столовая, позволяющая организовывать 3-х разовое бесплатное питание: горячие завтраки и обеды в урочное время, полдники во внеурочное время. (Питанием обеспечено 100% обучающихся).

Две перемены для завтраков составляют 15 и 30 минут, для обедов – 20 и 30 минут.

С целью обеспечения питьевого режима в классных комнатах установлены кулеры для экологически чистой бутилированной воды.

2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности реализуется с помощью системы учебников «Школа России». Эта система формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», (учебный проект «Путешествуем без опасности»), темы «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?» и т. д.

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В разделе «Человек и информация» рассматриваются важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» рассматривается достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Haveyoueverbeenonapicnic? (3 класс), подвижным играм (Welikeplayinggames), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других).

Полностью статья приведена в приложении.