Солнечная система

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Познакомить с названием планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
  • Ввести в пассивный словарь детей слова орбита, астрономы, обсерватория, телескоп, названия планет.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы из полученного опыта (зависимость движения от притяжения).
  • Формировать у детей диалектическое мышление, то есть способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязи и взаимозависимости в Солнечной системе.
  • Воспитывать уважение к профессии людей, изучающих космос.

Материал и оборудование.
 Магнитная доска, картинки-модели с изображением Солнца и планет Солнечной системы, схема «Солнечная система», девять эллипсов, выложенных на полу цветными лентами, пластмассовая ёмкость, шарик, воздушные шары, маркеры, телескоп, ноутбук.

Ход

- Ребята, я приглашая вас принять участие в конференции астронавтов. Участники конференции должны одеть отличительные значки. Прошу коллеги, проходите в конференц-зал, присаживайтесь, мы приступаем к работе. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса.
(залетает звезда)
- Коллеги, очень интересно, но у нас здесь падающая звезда и не простая, а с посланием:

Кто-то утром, не спеша
Надувает жёлтый шар
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
(Солнце)

- Что же это такое? Да, это Солнце! Что такое Солнце, какое оно?
- Предоставляется слово ведущему астроному – Артёму.
- Ребята, у нас на связи знаменитый космонавт. Интерес
но, что он хочет нам сообщить?
(на видео сообщение космонавта)
- Здравствуйте, ребята! Вас приветствует космонавт орбитальной станции. Мы знаем, что у вас проходит конференция астронавтов. У нас возникла проблема, помогите её решить. Нам предстоит долгое космическое путешествие по просторам нашей галактики, но вот беда – у нас нет карты нашей Солнечной системы. Надеемся на вашу помощь.
- Ну что, поможет космонавтам? Я настроила свой телескоп на одну очень интересную планету. Наш коллега сейчас расскажет нам о ней.
- Первая планета Солнечной системы – Меркурий. Он находится ближе всего к Солнцу. Поверхность Меркурия раскалена сильнее чем сковорода на плите. День и ночь на планете длятся 2 земных года.
(ребёнок показывает планету и устанавливает её на карту)
- Вторая планета – Венера. На Венере тоже очень жарко. Венера – это огненная пустыня. Планета укрыта густыми облаками, но из них никогда не идёт дождь.
- Третья – Земля – планета на которой мы живём.

Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдёшь!
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой …

Чудес нам всех не перечесть,
Одно у всех названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля!

А если в космос полетишь
Ты из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
(И. Петросян)

- Четвертая планета – это Марс. Он вдвое меньше Земли, но очень на неё похож. На Марсе даже есть вода и полюса со снежными шапками. Планета имеет красноватый цвет.

- Юпитер – пятая планета и самая большая. Юпитер можно назвать великаном среди планет Солнечной системы. На Юпитере нет твёрдой поверхности и вращается планета с очень большой скоростью.

- Шестым стоит Сатурн. Сатурн во много раз больше земли, но легче воды и мог бы плавать в воде как мячик. Вокруг Сатурна вращается семь колец, состоящих из ледяных кристаллов.

- Седьмая планета – это Уран. Уран имеет цвет морской волны. Это большая холодная планета, покрытая льдом.

За Ураном находится Нептун – это восьмая планета. Нептун похож на Уран, тоже очень холодная и безжизненная.

- Девятая планета – это Плутон. Плутон – самая дальняя планета от Солнца и самая маленькая, даже меньше Луны. На этой планете гораздо холоднее, чем на Северном полюсе, ведь ей достаётся меньше всего солнечных лучей.

Мы тему беседы давайте наметим:
Планеты вокруг Солнца танцуют, как дети.
Меркурий заводит весь хоровод.
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними – Юпитер, из всех – великан
И дальше Сатурн – в кольцах водится он.
Последние три едва различимы:
Далёки, холодны, но их различим мы:
Уран, Нептун и крошка Плутон

- Сколько же планет в семье Солнца?
Дети: девять планет
(послание электронной почтой)
- Мы хорошо потрудились, карта для космонавтов готова. Астрономы, давайте отдохнём и поиграем.
Игра – ассоциация «Земля – Космос» (вспомнить с детьми правила игры). Дети активно двигаются под музыку, музыка прерывается, дети замирают на местах. Ведущий дотрагивается поочерёдно до каждого ребёнка и произносит слово «земля» или «космос». Дети называют объект или явление, связанное с Землёй или космосом.

Воспитатель: в семье Солнца царит идеальный порядок: никто не толкается, не мешает друг другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета называется орбита. Повторите это слово.
- Рассмотрите схему Солнечной системы.
- Сколько дорожек – орбит вокруг Солнца? (ответы детей). Да, столько же сколько и планет – девять. Посмотрите внимательно, дорожки – орбиты все одинаковые по длине или вы заметили какие-то различия? (индивидуальный опрос детей 3-4 человека). Чтобы это узнать, проведём соревнования. Выбираем участников с помощью астрономической считалки. «На старт! Внимание! Марш!» - дети идут по своим дорожкам, приставляя ногу к ноге.
- Скажите, кто из детей пришёл первым, а кто последним и почему? (быстрее к месту финиша пришёл ребёнок, который двигался по самой короткой дорожке и т.д.).
Так же и с планетами: быстрее других вокруг Солнца движется планета, у которой самая короткая орбита – Меркурий, а дольше всех движется планета с самой длинной орбитой – Плутон.
- Давайте сделаем модель Солнечной системы. Покажем, как планеты движутся (указываю детям, на какой по счету дорожке каждый из них должен стоять; в центре встаёт ребёнок, обозначающий Солнце; напоминаю, что планеты движутся строго по своим орбитам). Готовы!? Планеты, в путь!
- Люди с давних времён наблюдали за небесными телами в космосе и дали названия планетам:
Меркурий назван в честь крылатого бога Меркурия.
Венера – в честь богини любви и красоты.
Марс назван именем бога войны.
Юпитер назван в честь главного римского бога.
Сатурн – в честь отца бога Юпитера.
Нептун – в честь бога моря.
Плутон - в честь бога подземного мира.

(под аудиозапись «Космическая музыка» дети двигаются по кругу в заданном направлении).

- Молодцы! Можете оставить свои планеты на их орбитах и занять свои места. А я хочу открыть вам ещё один секрет: если подбросить предмет вверх, он упадёт потому что его притягивает планета. Это явление называется Солнечным притяжением. Почему же планеты не падают на Солнце? Проведём один опыт:
Кладу в ведро шарик, переворачиваю ведро, шарик падает. Вращаю ведро, постепенно поднимая его выше головы – шарик из ведра не падает. Итак, делаем вывод: когда предметы быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с планетами: пока они быстро двигаются  вокруг Солнца, они не падают.
- Ну, а что же наш телескоп? Давайте посмотрим, что же нового происходит в космосе? Очень-очень интересно, я увидела новую планету. А так как её нашла я, то могу дать ей название. А назову я её «Конфетка». И мне кажется, что живут там люди – карамельки в шоколадных домах. А вы хотели бы придумать свою планету? Возьмите воздушные шары, которые будут планетами, а жителей планеты вы придумайте сами и дайте название своей планете. А я предлагаю вам взять свои планеты и поиграть на улице.

Спасибо, занятие окончено!

Презентация

Приложение