Развитие толерантности у подростков средствами искусства

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Российское образование всегда подразумевало органичное и неразделимое единство семьи и школы. В настоящее время они, прежде всего, должны помогать осознанию подростком своего места в современном обществе, собственного культурного мировоззрения, учить жить и адаптироваться в мультикультурном пространстве. Роль семьи именно в таком понимании на сегодняшний день особенно актуальна: в ситуации обостряющихся межэтнических и межконфессиональных конфликтов на первый план выходит проблема воспитания неконфликтной личности, одной из главных черт которой должна быть толерантность, который начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью. Особыми возможностями в плане воспитания этнокультурной толерантности личности выступают уроки музыки в общеобразовательной школе, так как именно в этих условиях все дети в процессе художественно-коммуникативной деятельности постигают основы мировой музыкальной культуры. Целью работы было рассмотрение особенностей толерантности подростков, обучающихся в эстетической среде. Провести исследование развития толерантности у подростков.

На основании цели, были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть особенности развития толерантности в подростковом возрасте средствами музыкального компонента, а именно:
– Психические характеристики подросткового возраста.
– Роль искусства в развитии подростка.
– Развитие толерантности у подростков путем развития музыкальных предпочтений. Гипотеза: полноценное углубление в сферу искусства, в частности, в музыку, способно сказываться на уровне общей толерантности учащихся. В качестве методов исследования использовалось тестирование по стандартным методикам.

Особенности развития толерантности в подростковом возрасте средствами музыкального компонента:

Психические характеристики подросткового возраста.

Подростковый возраст – это переход от детства к взрослости, период становления и формирования зрелого организма, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть, как можно большим количеством знаний, но, не обращая, порой внимания, что знания надо систематизировать. Одна из важнейших особенностей подростка – яркие и сильные эмоции, склонность к приключениям, романтике, увлечениям и интересам. Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Ведущей деятельностью является коммуникативное общение. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Подростковый возраст – уникальное время для освоения опыта сотрудничества с другими людьми. Как считает И.В. Дубровина, нужны положительные герои. (Приложение 1)

Роль искусства в развитии подростка.

Музыка сопровождает людей на протяжении всей жизни, в колыбели, в играх, на работе, на празднике, на отдыхе.

Стремление музицировать в большей или меньшей степени есть у каждого человека, у каждого ребенка, что обусловлено желанием каким-либо образом заявить о себе, показать свои возможности, свои способности.

Вся античная музыкальная эстетика говорит об огромном значении музыки в воспитании. Платон говорил, что каждый благородный человек должен играть на каком-либо музыкальном инструменте. Овладение азами музыкального искусства организует личность, тренирует память, внимание, волю. Музыка – особая реальность, в которой действуют особые правила и законы. Невозможно построить воспитательный процесс только с помощью науки или только с помощью назидательных бесед с детьми. Он представляет собой сложный процесс становления человеческих отношений, развития контактов и т. п. О воспитательная функции классической музыки ни у кого сомнений не вызывает. Но как хоровые занятия влияют на развитие нравственности наших детей и какое действие на них оказывает то современное музыкальное “разнотравье”, что звучит на дискотеках и передается посредством массовой информации? Музыка занимает особое, приоритетное место в подростковой субкультуре. Здесь следует сразу отдифференцировать современную музыку больших частот и классическую музыку. Оба слоя музыкальной культуры имеют свою представленность в подростковой и молодежной среде. Музыка больших частот пользуется массовым спросом подростков. Согласно исследованиям именно подростки и юношество наиболее сензитивны к воздействию музыки, они готовы воспринимать музыку на пределе возможного. “Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами”. Участвуя на протяжении многих лет в художественном процессе хорового исполнительства, вживаясь в замечательные произведения классики и современного музыкального искусства, дети начинают критически воспринимать огромную музыкальную информацию, льющуюся на них из внешнего мира. Пение в хоре воспитывает в ребятах способность понимать, любить и ценить искусство подлинное, волнующее, отражающее глубокие чувства и мысли. Музыка сегодня – главный компонент жизни для большинства подростков. (Приложение 2)

Развитие толерантности у подростков путем развития музыкальных предпочтений.

Понятие “толерантности” хотя и отождествляется многими исследователями с понятием “терпения”, имеет более яркую активную направленность. В нашем понимании толерантность – нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории. В данном содержательном отношении нам наиболее близок подход к классификации функций музыкального искусства, предложенный в работах Холоповой В.Н., которая выделяет следующие функции: коммуникативную, отражения действительности, этическую, эстетическую, каноническую, эвристическую, познавательно-просветительскую, общественно-преобразующую, личностно-преобразующую.С позиции развития толерантности в поведении подростка эти функции выступают как направления профилактической работы педагога, каждая из них, с одной стороны, выступает во взаимосвязи со всеми другими функциями, а с другой – имеет специфику. По мнению М.И. Лисиной, подросток нуждается во взрослом человеке, но отнюдь не в каждом. Взрослый необходим как наставник, опора, ориентир. Воспитание молодого поколения – основная задача педагогов всех времен и народов. Любой преподаватель является воспитателем, хочет он того или нет. И какой бы предмет ни преподавал учитель, в первую очередь его задача – воспитать хорошего человека, а уже потом хорошего ученика. Закладывая фундамент базовой культуры, и, формируя на ее основе базовое образование, образовательное учреждение участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации. Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества на основе сохранения личностного стержня и обогащения своим социальным опытом других. А это требует высокого уровня сформированности толерантности. (Приложение 3)

Цель, задачи, процедура и методики исследования развития толерантности у подростков.

Целью исследования было определение уровня толерантности подростков. На основании цели, были поставлены следующие задачи:
– Определить уровень общей коммуникативной толерантности испытуемых.
– Провести измерения общих социальных установок у подростков.
– Провести исследование эмоционально-оценочного компонента социального стереотипа с помощью диагностического теста отношений.

Гипотеза: полноценное углубление в сферу искусства, в частности, в музыку, способно сказываться на уровне общей толерантности учащихся.

В качестве методов исследования использовалось тестирование по стандартным методикам:

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)

Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик модификация).

Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

В эксперименте принимали участие 25 подростков 13–14 летнего возраста, обоего пола. Эксперимент проходил в классной комнате в течение двух часов.

Слово “толерантность” вошло в нашу лексику более десяти лет назад, с того момента, как была принята “Декларация принципов толерантности”, утвержденная резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 октября 1995 года. Наиболее часто это слово стало употребляться в связи с принятием в 2001 году Федеральной целевой программы “Формирование установки толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе”. И это не случайно, потому что эпидемия нетерпимости захлестнула мир, и сегодняшняя жизнь в условиях современного многообразия является одним из источников серьезных проблем для мирового сообщества, в котором подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям с навыком “жизнь сообща”, особенно подрастающего поколения, стало первоочередной задачей воспитания. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия имеют для мирового сообщества и для нашей многонациональной России особую актуальность.

Для того чтобы воспитание толерантной личности не проходил случайно, так как ребенка окружает многообразие социальной действительности, сложившиеся отношения в семье и со сверстниками, необходимо, чтобы этот процесс был целенаправленным и организованным. Успешность решения этой проблемы зависит от деятельности каждого учителя. (Приложение 4)

Список литературы.

  1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … к. психол. н. – Казань, 2004. – 24 с.
  2. Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дис. ... канд. психол. наук. – М.; 2006. – 119 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  4. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В. Гамезо. – М. – Изд. Просвещение, 1984.
  5. Выготский Л.С. Психология искусства. Издание третье. М.: “Искусство”, 1986.
  6. Глозман Ж.М., Павлов А.Е. Влияние занятий музыкой на развитие пространственных и кинетических функций у детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2007 № 3.
  7. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 2005.