Эйдос-конспекты при изучении поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Разделы: Литература


Художественная литература отличается от других видов словесного творчества тем, что при чтении в сознании читателя рождаются зримые, запоминающиеся образы. Настоящий писатель умеет ярко охарактеризовать героев, явления жизни, подбирая к ним, на его взгляд, сходные предметы и явления. И делает это ненавязчиво, незаметно. Как бисер, рассыпаны в тексте авторские подсказки. Вдумчивый читатель не проходит мимо них.

Но как учителю увидеть, что видит ученик? И видит ли он то главное, что скрывает текст? Помогают понять увиденное учениками созданные ими эйдос-конспекты. О данном виде работы рассказано ранее (см. предыдущую публикацию и мой сайт “Эйдос-конспект” http://eidos.ucoz.ru/.[1])

Целевые установки работы с эйдос-конспектами:

  • углубить понимание идеи произведения;
  • исследовать авторские художественные находки отображения типического;
  • развить образное представление прочитанного;
  • интегрировать разные виды деятельности.

Рассмотрим на примере изучения поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”, первый том которой стал бессмертной сатирой на нашу Русь (желание писателя, высказанное в письме А.С.Пушкину: “хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь” ”[2]).

Создание эйдос-конспектов предваряет кропотливая работа учителя и учеников с текстом, поиск ключевых образов, художественных средств, понимание их роли для характеристики героев.

Работу можно проводить следующим образом:

  • акцентировать идею произведения: сатирическое изображение статичного, бездушного в жизни;
  • в тексте, работая на интерактивной доске, выделять ключевые детали-образы, проговаривая их роль для раскрытия героя, или
  • заполнить таблицу в тетради:

Герой Цитата Вспомогательный образ Роль образа
Собакевич “он показался похожим на
средней величины медведя
медведь подчеркнуть грубость,
неуклюжесть героя

  • создается рисунок(и) с мини-цитатами;
  • пишется комментарий, помогающий понять ход мысли ученика.

Типы помещиков.

Запоминающимися сатирическими образами являются типы помещиков.

Ученица Анастасия Савченко составила эйдос-конспект “Образ Собакевича”, выделила, на ее взгляд, важные детали-образы, помогающие дать характеристику помещику Собакевичу.

Чичикову “он показался похожим на средней величины медведя”. Этим сравнением автор хотел подчеркнуть звериный облик героя, недаром звали его Михайлом Семеновичем. Собакевич был крепким и здоровым, как медведь, и хотел, чтобы комнату его украшали тоже “люди крепкие” (портреты). Хозяин много хлопотал о прочности в своем хозяйстве: “колодец был обделан в крепкий дуб” – важная деталь, характеризующая хозяина со стороны телосложения и негибкости ума. За столом Чичиков подумал: “У этого губа не дура”. И действительно, Михаил Семенович любил вкусно поесть: “Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует”. А души-то человеческой почти и не было: “Душа его была где-то за горами и закрыта толстою скорлупою”. Метафорами автор обращает внимание читателя на то, что у Собакевича душа была не там, где надо, и прочно спрятана. Он не любил ни о ком хорошо отзываться, даже о людях из его близкого круга общения. Когда Чичиков заговорил с ним о продаже мертвых душ, тот сразу, не думая о морали, дал самую высокую цену – по сто рублей за штуку. Таким образом, Гоголь необычайно наблюдателен, он умел находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта. Образы эйдос-конспекта помогают глубже понять героя.

Интересна и работа учащейся Оксаны Мироновой “Типы помещиков”. Оттолкнувшись от фразы самого Гоголя, высказанной в “Четырех письмах к разным лицам по поводу “Мертвых душ”: “Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”[3], девятиклассница построила цепочку героев, раскрывая их образы через важные детали.

Помещик Манилов показан через образ “храма уединенного размышления”, что подчеркивает постоянную задумчивость и мечтательность как главные черты характера помещика. Его ничегонеделание усиливается образом “какой-то книжки”, открытой на одной и той же странице.

Коробочка соответствует своей фамилии. Автор раскрывает ее характер через синонимичный говорящей фамилии образ “пестрядевых мешочков”, в которые она складывает деньги. Ее скупость особенно противоестественно проявляется при покупке Чичиковым мертвых душ крестьян – боится продешевить: “они больше как-нибудь стоят”.

Ноздрев, разбитной малый, картежник, меняла, чувствует себя лучше всего среди собак, среди которых он – “отец семейства”. Говорит много, как лает. Не думает. Карты – символ его жизни, пущенной на удачу. Для него даже гость через секунду может стать врагом.

Собакевич, хоть и имеет фамилию, имеющую сходство с собакой, показан через образ “средней величины медведя”. Этот образ удачнее, поскольку усиливает неуклюжесть, грубость героя.

Плюшкин, сначала сходный с “трудолюбивым пауком”, постепенно превращается в “прореху на человечестве”, и его очень хорошо характеризует “куча” всякого хлама, который он собирает неизвестно зачем.

Спрятанные автором в тексте образы, показывающие отличительные черты помещиков, в которых нет души, став нарисованными, лучше запоминаются. К сожалению, данные типы можно встретить и в современности.

Эйдос-конспект Антона Кукушкина на аналогичную тему соединяет известные иллюстрации помещиков П.М.Боклевского [4] и гоголевские вспомогательные образы, выбранные учеником.

Рядом с Маниловым витают его думы, никогда не реализованные в действительности. Коробочка со своими “пестрядевыми мешочками” скупости, Ноздрев ассоциируется с вожаком стаи собак, проявляя свою звериную натуру, Собакевич – с медведем, а Плюшкин – с пауком.

Такой эйдос-конспект нагляднее показывает разницу между иллюстрацией к произведению и данным видом работы, интегрирует разные виды деятельности: авторское воплощение, взгляд художника и собственное, ученическое восприятие.

Чичиков.

“Образ Чичикова – так называемого “сквозного героя” – самый сложный и многоплановый в поэме”, – пишет О.Монахова [5]. Он, в отличие от помещиков, деятелен, активен. Он новый герой, названный автором сначала “подлецом”, а потом “хозяином”, “приобретателем”, в надежде изменить героя в продолжении поэмы.

Ученице Ксении Парфеновой, поставившей Чичикова в центр своего эйдос-конспекта “Чичиков и помещики в поэме “Мертвые души”, видится герой в образе хамелеона (ассоциативный образ, созданный самой учащейся), искусно подстраивающегося под каждого, с кем ведет беседу: “говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует”. Он имеет, по замечанию В.Г.Маранцмана, общие черты с каждым из помещиков: “и маниловскую любовь к фразе, … и мелочную скаредность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубую прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и скопидомство Плюшкина”[6]. Живучесть данного типа людей поражает. Надежда писателя на его возрождение не была воплощена автором в произведении...

Типы помещиков представлены через важные для ученицы образы. Новыми характеристиками, на наш взгляд, являются безликость, кроме сахарной улыбки, Манилова, “дубинноголовость” Коробочки.

Композиция поэмы “Мертвые души” и типы людей

Углубляя разговор о поэме, расширяя границы эйдос-конспекта, приведу в пример ЭК Марины Голиковой на тему “Композиция поэмы “Мертвые души” и типы людей, созданные Н.В.Гоголем”.

Композиция поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души” – кольцевая. Начинается въездом брички Чичикова в губернский город NN, заканчивается выездом. Колесо как символ дороги. Работа с текстом показывает постоянное движение колеса (“въехала”, “выехала”, “своротили”, “подъехавши”, “наскакала”, “въехал”). Образ дороги помогает увидеть типическое на Руси: деревни, один из многих городов...

Знакомые нам уже гоголевские характеристики помещиков. Наблюдения ученицы интересны, особенно детали: окна в домах помещиков: у Манилова “чего-нибудь недоставало”, у Собакевича окна заколочены, проверчено “одно маленькое”, у Плюшкина “только два.. открыты, прочие …забиты досками”. Окна, как души хозяев, или закрыты, или заколочены для человеческого, живого.

Типы людей показаны не только среди помещиков, но и среди городских чиновников, которые еще более обезличены. Так, деление на две группы: тонких и толстых – Гоголь производит по умению устроиться в свете. “Толстые умеют лучше обделывать дела”.

Общее представление от нарисованной картины безрадостное, карикатурное.

Авторский взгляд на Русь.

Самым глубоким, с точки зрения художественности, эйдос-конспектом была работа Василисы Абдулкиной на тему “Авторский взгляд на Русь”. Сам Гоголь, открыто высказывающийся в лирических отступлениях, не боящийся показывать темное начало Руси, мастерски типизированное в первом томе (“всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь”), и ее нереализованный свет, который воодушевлял всю жизнь писателя-сатирика (“много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни”) на лирические строки о родине (“знать у бойкого народа ты могла только родиться…”). И впереди ─ образ “бойкой необгонимой тройки”” как символ Руси, что несется вперед... “Русь, куда ж несешься ты?” ─ вопрос, волновавший автора, волнующий и нас, современников.

Поэма Н.В.Гоголя “Мертвые души”, несмотря на многочисленные работы критиков, таит в себе много авторских секретов, которые каждый ученик-читатель открывает для себя сам.

Ссылки:

  1. Головацкая Н.Ф. Эйдос-конспект. Сайт http://eidos.ucoz.ru/
  2. Гоголь Н.В. Письмо А.С.Пушкину http://www.litmir.net/br/?b=103687&p=61
  3. Гоголь Н.В. Четыре письма к разным лицам по поводу “Мертвых душ”. http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-286-.htm
  4. П.Боклевский. Иллюстрации. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=иллюстрации к поэме мертвые души&noreask=1&pos=9&rpt=simage&lr=67&img_url=http%3A%2F%2Fnadia1102.rusedu.net%2Fgallery%2F884%2Fgalereya_portretov.jpg
  5. Монахова О., Стишова М. Русская литература XIX века. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999
  6. В.Г.Маранцман. Художественная литература. http://www.gogol.ru/gogol/stati/poema_mertvye_dushi/