Электронный словарь и тренажеры для изучения лексики на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


На сегодняшний день человек, владеющий иностранным языком и активно его использующий, не мыслит себя без иноязычных словарей, многие из которых доступны в электронном виде. Современные электронные словари представляют собой сборники справочного материала и являются инструментами обучения иностранным языкам, которые позволяют получить информацию о словах, словосочетаниях и идиоматических выражениях. Электронные словари могут быть использованы на уроках иностранного языка с целью развития у обучающихся навыков использования справочной литературы и освоения активной лексики; на дополнительных занятиях, например, по домашнему чтению – для расширения словарного запаса и создания собственного багажа пассивной лексики. Электронные словари могут также использовать для организации внеурочной самостоятельной работы и при выполнении домашнего задания обучающимися.

Однако особенно ценной является возможность создания собственных электронных словарей при помощи различных программ, доступных в сети Интернет. Одной из таких программ является бесплатная программа ReWord. Для создания собственного электронного словаря необходимо скачать компилятор словарей reword (программа reword compiler). Затем открыть любой текстовый редактор (желательно использовать Notepad++), в открывшейся программе создается новый текстовый файл. На первой строке указывается слово на иностранном языке, на второй – его перевод. После этого необходимо пропустить одну строку и продолжить вносить в программу данные о других словах. В программе Notepad++ это будет выглядеть следующим образом:

После введения всех необходимых лексических единиц мы получаем свой небольшой электронный словарь. Теперь необходимо сохранить файл на жесткий диск и запустить программу Reword Compiler.

Нажимаем на кнопку "выбрать файл" и выбираем созданный нами файл, заполняем все поля представленные ниже. В поле "символы ввода" записываются сокращенные обозначения наборов символов. Поскольку в словаре встречаются символы английского и русского алфавита, то в этом поле следует указать: "ru, en". С символами вывода аналогичная ситуация. В поле "кодировка исходного файла" необходимо указать кодировку созданного файла. Как правило, если не были изменены исходные настройки программы Notepad++, то файл будет закодирован в системе ANSI.

Убедившись, что все необходимые поля заполнены корректно, следует нажать кнопку "компилировать". В итоге, программа создаст новый словарь reword и выдаст сообщение о том, что все готово.

Словарь будет находиться в папке dictionaries, эта папка находится в рабочей папке reword compiler.

Чтобы увидеть, как работает словарь, нужно скопировать файл из папки компилятора dictionaries в папку со словарями программы-словаря reword (тоже dictionaries).

Полученная модель словаря может использоваться на уроках английского языка в процессе изучения новой лексики. Словарь может создаваться учителем для облегчения работы обучающихся с лексикой по новой теме, в случае, если на занятии планируется работа обучающихся с текстом, аудио– или видеоматериалами, где они могут столкнуться с рядом неизвестных лексических единиц. Словарь может составляться учителем и обучающимися совместно. Проработав предложенные материалы, обучающиеся выделяют те лексические единицы, которые вызвали у них затруднения. Проанализировав полученную информацию, учитель создает словарь, основываясь на полученных данных, а также добавляет те слова, выражения и конструкции, на которые, по его мнению, обучающиеся должны обратить особое внимание. В дальнейшем электронный словарь может использоваться на занятиях другими обучающимися, которые будут изучать схожие темы. Электронный словарь может вестись каждым обучающимся индивидуально. Преимуществом такого словаря является то, что обучающиеся могут в любой момент обратиться к словарю и уточнить правописание или перевод интересующего их слова. Это является одним из способов контроля со стороны учителя и родителей, а также самоконтроля уровня освоения лексических единиц.

Не менее интересным и продуктивным может быть создание и дальнейшее использование собственных программ-тренажеров. Для этого используются различные программы, ссылки на которые впоследствии будут размещены в электронном словаре. Для введения новой лексики можно использовать Интернет-ресурс www.voki.com/ – это бесплатный сервис, который позволяет создавать говорящие аватары. Для их озвучивания можно загрузить с компьютера любой аудиофайл, с помощью микрофона записать свой собственный голос или напечатать текст, который впоследствии будет озвучен аватаром.

Для дальнейшей работы с лексикой может быть использована программа MyTest, которая позволяет создавать девять типов заданий: альтернативный выбор; множественный выбор; указание порядка; сопоставление; MCQ; ручной ввод числа; ручной ввод текста; часть изображения; перестановка букв. Программа проста в использовании и имеет удобный и понятный интерфейс. Данная программа может использоваться не только для создания различных видов тестов, но и для создания тренажеров для разработки определенного типа заданий для отработки необходимой лексики. Для создания подобного тренажера необходимо открыть файл MyTestEditor, затем выбрать необходимый тип задания.

После выбора типа задания, вводим формулировку вопроса и возможных вариантов ответа.

После ввода предлагаемых вопросов и ответов, программа-тренажер приобретает следующий вид:

В качестве задания для самопроверки обучающиеся могут выполнить упражнение, созданное с помощью ресурса http://www.classtools.net. Задания могут иметь разнообразный формат, например, в игре “Dustbin” необходимо распределить предложенные слова и производные от них по группам в зависимости от того, к какой части речи они относятся и др.

 

Использование данной программы-тренажера повысит мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка. Обучающиеся могут принять непосредственное участие в создании тренажеров и электронных словарей. Эта разработка может быть широко использована как на уроках иностранного языка, так и при организации внеурочной самостоятельной работы.

В заключение следует отметить, что возможности электронных словарей позволяют решить сразу несколько задач: систематизировать и расширить словарный запас обучающихся, формировать навыки самостоятельной работы, совершенствовать навыки письма и аудирования, разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию к изучению иностранного языка, обеспечить удобную образовательную среду с доступом обучающихся к ИКТ.