Активные формы внеурочной работы по русскому языку (из опыта работы МО учителей русского языка и литературы)

Разделы: Русский язык


Содержание работы:

  1. Введение. Актуальность избранной темы.
  2. Значение и место внеклассной работы по русскому языку в системе обучения.
  3. Содержание внеурочной работы по русскому языку в школе №54:

– Неделя русского языка (конкурс каллиграфии; конкурс словарных диктантов, конкурс красноречия и т.д.);
– “Языковой портфель”;
– ДЛШ (дистанционная лингвистическая школа);
– театр лингвистических миниатюр;
– сотрудничество с художественным музеем;
– сотрудничество с Центром русского языка НГОНБ;
– телепередачи по русскому языку;
– Открытый (публичный) экзамен по русской поэзии;
– дистанционные олимпиады “Коэффициент эрудиции”;
– творческие проекты;
– креативные домашние работы;
– электронные виртуальные сборники.

  1. Заключение.

Введение.

Школа № 54 города Новосибирска – одно из старейших учебных заведений, в котором углублённо изучаются предметы социально-– гуманитарного цикла, что накладывает на коллектив учителей особую ответственность. На наших глазах разворачивается процесс замены “знаниецентрической” школы школой “культуроцентрической”. Да мы и сами участники этого процесса. Прежняя школа видела в ученике прежде всего обучаемый объект, а не личность. Такой подход не соответствует современной социокультурной ситуации: путь усвоения суммы знаний приводит лишь к накоплению информации, превращает ученика в “ходячий справочник”, но мало способствует развитию его личности и Личности в нём. Старая школа уступает место школе другой – с новым содержанием, иными методиками. Вопрос о том, какой будет эта школа, каково её содержание, остаётся открытым до тех пор, по убеждению В.П. Зинченко, пока не будет создана “подлинная философия культурной педагогики, которая должна быть педагогикой не ответного, а ответственного действия”, т.е. педагогикой, помогающей человеку стать самим собой, стать Человеком.

В связи с новыми целями качественно меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приёмы обучения. Стандарты второго поколения и переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку: “обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса…”. В настоящее время такая работа в школе находится не на должном уровне. Между тем от того, как будет развиваться школьное обучение и воспитание ребенка, зависит очень многое. Отметим, что проблема организации внеурочной деятельности по русскому языку отражена в трудах педагогов прошлых лет: Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, Л.И. Пастушенковой, Б.Т. Панова и др. Особый интерес к теме наблюдается в конце 70-х – начале 80-х годов. Однако большинство работ было посвящено вопросу формирования познавательного интереса к русскому языку средствами внеклассной работы. Наше обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации.

ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ.

По целям и содержанию знаний, сообщаемых учащимся о русском языке, различаются два уровня его изучения в школе: общеобразовательный и углубленный. В нашей школе практикуются три формы углубленного изучения русского языка: расширенное изучение русского языка, элективные курсы и внеклассная работа. Остановимся подробнее на внеклассной работе как форме углубленного изучения русского языка в школе. Внеклассная работа позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке регламентирована единой и обязательной для всех программой, то внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и т.п. Это, по словам Б.М. Неменского, “зона свободного поиска”. Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное преподавание, она задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества преподавателя, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов, адекватные нынешней социокультурной ситуации. (Внеклассную работу по русскому языку нельзя смешивать с особым видом работы школы по выполнению ею учебно-воспитательных задач, известных в школьной практике под названием “дополнительных занятий” или “работы с отстающими”, организуемых для оказания помощи ученикам, которые по той или иной причине не усвоили программный материал и должны восполнить пробелы в знаниях). Внеклассная работа по русскому языку, как правило, ведется в учебном году параллельно с классными занятиями. Обычно она тесно связана с уроком, но, тем не менее, постоянно стремится к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие – тесная связь с обязательной программой и в то же время выход за ее пределы – составляет одну из особенностей внеклассной работы, которая призвана, развивая познавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и опираться на них. Внеурочная работа, таким образом, может быть признана своеобразной формой научной популяции. Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие детей. И в этом случае на помощь приходят внеклассные занятия. Несмотря на то, что конечная цель уроков и внеклассных занятий по русскому языку – подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, – совпадает, неурочная работа имеет свои, важные для обучения и воспитания цели и задачи.

Задачи внеклассной работы:

  • способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым, помогая ученикам лучше усвоить программный материал;
  • совершенствовать навыки анализа различных фактов языка;
  • расширять лингвистический кругозор школьников;
  • воспитывать языковое чутье;
  • развивать творческие возможности;
  • повышать общую языковую культуру учащихся;
  • развивать и совершенствовать психологические качества школьников: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
  • выявить одаренных в лингвистическом отношении учеников, а также воспитывать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы.

Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели внеклассной работы – развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку.

Таким образом, внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Успех решения этих целей и задач во многом зависит от умения правильно организовывать внеурочные занятия с детьми.

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ № 54

Отбирая материал для занятий во внеурочное время, учитель должен исходить из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, из целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине, принимать во внимание специфику русского языка как учебного предмета, отношение к нему школьников, их запросы, а также направленность лингвистических интересов, учитывать конкретные условия работы и особенности своего класса. Особый интерес вызывают у наших воспитанников нестандартные, нетрадиционные формы деятельности, которую психологи называют продуктивной, творческой. Основополагающая задача её – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Это и определяет моделирование среды для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных способностей каждого ученика, для познания им своих творческих возможностей, для формирования культурологической компетенции. Нетрадиционные формы деятельности должны превосходить качественный потенциал обычных уроков, содержать многоплановый педагогический “стереоэффект”, возможности интеграции многих составляющих.

Неделя русского языка проходит в нашей школе живо, интересно, нам думается, нетрадиционно.

Цели, которые мы преследуем:

– осознание эстетической ценности русского языка;
– формирование уважительного отношения к родному языку, гордость за него  (воспитание патриотизма);
– развитие креативности учащихся;
– воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
– закрепление практических навыков устной и письменной речи.

Эти цели определили выбор материала и форм работы: мы стремимся создать, с одной стороны, атмосферу праздника, радости открытия, творчества, с другой – серьёзного, вдумчивого труда. План недели разрабатывается на МО, привлекается к работе учитель ИЗО, школьный библиотекарь, родители, педагоги дополнительного образования, социальные партнёры, выпускники прошлых лет. Творческий подход в организации всех мероприятий – обязательное условие, неукоснительно выполняемое всеми педагогами МО. Неделя традиционно открывается конкурсом агитплакатов “За чистоту русского языка” или конкурсом на лучший плакат с использованием афоризмов, крылатых выражений, высказываний о русском языке. Неделю можно открыть и конкурсом лингвистических газет. По всей школе развешиваются плакаты “Говорите правильно!”, транспаранты с афоризмами о книгах, с пословицами о русском языке. Объявляются конкурсы на лучшую тетрадь по русскому языку, лучшее сочинение (например, “Парень из нашего города”) и т.д.

В течение недели проводятся и ставшие традиционными конкурсы:

– конкурс каллиграфии;
– конкурс словарных диктантов (5–11-е классы);
– конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку;
– конкурс красноречия (8–11-е классы);
– конкурс лингвистических сказок (театр лингвистических миниатюр (5–6-е классы);
– конкурс чтецов (например, “Читаем наизусть роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” (5–11-е классы);
– литературное кафе;
– конференция для старшеклассников (“Этимология названий новосибирских улиц”.

В последние 3 года конкурс чтецов заменили Открытым (публичным) экзаменом по русской поэзии. Результат превзошёл все ожидания. Во-первых, экзамен вызвал большой интерес у детей всех возрастов. Готовились ребята очень серьёзно. Ведь это был настоящий экзамен с билетами, комиссией, волнением… На экзамене присутствовали администрация, родители, бабушки, дедушки, учителя, учащиеся других классов. Нужно было подготовить наизусть от 4 до 6 стихотворений. Список составлялся учителем, но 2 стихотворения подбирал ученик самостоятельно. Одно стихотворение читалось в обязательном порядке по билету, остальные – по желанию. Желающих было много! Во – вторых, на некоторых детей учителя посмотрели “другими” глазами. “Открытием экзамена” стал ученик 9-го класса Влад С.: почти имеющий неудовлетворительную оценку по литературе, он выходил читать стихи 6 раз, вызывая бурю аплодисментов у присутствующих на экзамене. Это был звёздный час Влада! Надо было видеть его лицо! Вот они, минуты успеха! Память не раз будет возвращать его к этому событию, к этому экзамену. А ученики другого 9-го класса попросили членов жюри почитать свои любимые стихотворения. Педагоги оказались на высоте (так и должно быть!). После экзамена долго не расходились, всё о чём-то спорили, говорили, переживая минуты единения. Не сдававшие экзамен по болезни приходили к председателю комиссии и просили принять у них экзамен с другим классом.

Чем больше таких минут в жизни наших детей, тем весомее наш труд. К проведению экзамена привлекались и выпускники школы. Мастер-класс перед началом экзамена провела теперь уже студентка новосибирского театрального института Капля Ирина.

Результаты всех конкурсов (цифры, фамилии) публиковались на сайте школы, вывешивались на доске объявлений.

Большой интерес всегда вызывает у ребят и конкурс каллиграфии, в котором традиционно могут принять участие все желающие. Сообщаем своим воспитанникам о существовании Национальной школы красивого письма, которая с 18 ноября 2010 года работает на постоянной основе. Те ребята, которые умеют и любят красиво писать, могут приобрести интересную профессию в будущем – художник-дизайнер ценных бумаг. Лучшие почерки учащихся можно было увидеть на школьном сайте.

Каллиграфия может быть доведена до уровня искусства. Попробуйте!

Не менее интересно проходила в нашей школе акция “Чтение с удовольствием!”. Большинству учеников понравилось то, что в школьную библиотеку можно было прийти вечером и почитать что-то интересное при свечах… Нашими гостями в день проведения акции были:

- библиотека имени Д. Фурманова (10-11-й класс; “Песня русской души…” о Николае Рубцове);
– библиотека имени М.Горького (9-е классы; презентация книги “Созвездие земляков”; Рамуль Е, Ю.);
– встреча с актёром, режиссёром М.Н. Миловидовым (поэма А.Пушкина “Граф Нулин”; 10 -11 кл.);
– театр “Заводной апельсин” (8-й класс; А.С. Пушкин “Барышня-крестьянка” читает заслуженная артистка Татьяна Классина).

Выставка “Книги-долгожители” (кабинет №21).

1 этаж: Экспресс-газета “Твоё слово о книге”.
2 этаж: Выставка иллюстраций к любимым книгам, книжных закладок…
2 этаж: Семейные литературные газеты. I место заняла семья Чайко.
Газета на тему “Силуэты поэтов “серебряного века”. Приложение.
Театр лингвистических миниатюр (5-6-й кл.).
Уроки чтения в школьной библиотеке (5-7-е классы).
Литературное кафе (заседание школьных поэтов и писателей).
Задание: придумай и нарисуй ЭКСЛИБРИС (книжный знак) для книг школьной библиотеки.

Неизменный интерес вызывают у наших воспитанников дистанционные мини-олимпиады “Коэффициент эрудиции”, цель которых – развитие общего кругозора учащихся. Обязательно учитываем возрастные особенности детей. Задания готовим для 3-х групп: 5-6 кл.; 7-8 кл.; 9-11 кл. Обязательно награждаем победителей, делаем это в торжественной обстановке.

Олимпиада включает задания по русскому языку, литературе, живописи, истории, географии. См. приложение Преимущества дистанционного образования для нас очевидны: учащиеся получают навыки самообразования, которые пригодятся им в будущем (см. приложение).

Так, в течение 2-х лет группа творческих ребят 6 “А” класса работала с “Языковым портфелем”. Это одна из современных технологий, успешно используемая в работе с одарёнными детьми, учениками, проявляющими интерес к лингвистике. “Языковой портфель” – это комплект документов и самостоятельных работ ученика по русскому языку, которые ученик собирает, руководствуясь собственным желанием или заданием учителя. “Языковой портфель” призван способствовать осознанию учащимся собственной познавательной деятельности, направленной на овладение русским языком. Вот отдельные темы, избранные учащимися для самостоятельного изучения: “Как возникла русская письменность” (Лютикова Алёна), “Что такое фразеография? фразеологизм?” (Акулин Слава), “Кирилл и Мефодий – создатели первой славянской азбуки” (Ерёмина Лиза), “Писатели о русском языке” (Власова Саша), “Происхождение буквы Ё” (Толстых Роман). Ценно и то, что ребята не разочаровались в данной технологии и успешно продолжили занятия на повышенном уровне сложности.

В 2011–2012 учебном году теперь уже группа учащихся 7 “А” класса стала слушателями дистанционной лингвистической школы (ДЛШ) при Новосибирском центре продуктивного обучения. Но работа с “Языковым портфелем” подготовила детей к успешному обучению в лингвистической школе. Разработанные методистами НЦПО практические и теоретические материалы дают возможность вести индивидуальную работу с учащимися. Задания ориентированы на любого ученика, независимо от уровня его знаний и оценок по предмету. Обучение проводится по форме “Коллективный ученик”: занятия с группой ведутся учителем в школе (кружок, факультатив, спецкурс). В конце учебного года проводится дистанционная олимпиада, задания которой основаны на изученном материале. Учащиеся, прошедшие полный курс обучения, получают сертификаты об обучении в ДЛШ.

Летняя профильная смена (в рамках работы с одарёнными детьми). Цель: формировать человека, способного к самостоятельному самообучению и саморазвитию; особое внимание уделять сознательному развитию у школьников самостоятельного критического мышления. Рабочая творческая группа состояла из учащихся 5-8-х классов. Занятия с детьми проводили по очереди все словесники школы. Тематика занятий самая разнообразная: “Лингвистические парадоксы”, “Леонардо да Винчи. Притчи (сравнить с баснями Крылова)”, “Исторические изменения морфемного состава слова (опрощение, переразложение, усложнение), “ Людмила Улицкая. Рассказы для детей” и т. п.

Творческая группа учащихся 5-8-х классов разработала серию телепередач по русскому языку: “Тайны падежей”, “Загадки глагола”, “Антонимы как средство выразительности художественной речи”, “Что ты знаешь о неологии?” и др. Такая работа необходима и для выявления и развития лингвистических наклонностей у отдельных учащихся, которые по окончании школы посвятят себя изучению филологических наук. Телепередачи мы рассматриваем и как средство интенсификации учебного процесса в школе с углублённым изучением русского языка (см, приложение).

Театр лингвистических миниатюр. Театр, посвящённый сценарному воплощению языковой тематики, – явление, безусловно, сложное. Почти нет для такого театра и сценариев. Мы создаём сценарии, используя различные рассказы о языке, в частности опубликованные в предметных журналах, в научно-популярной литературе. Кроме того, миниатюры пишут учителя, а также сами учащиеся (что для нас самое важное). Так, ученик 5-го класса Панкрашин Гриша написал сценарий “Заседание КОАПП: “Имя существительное и представители флоры и фауны”, который был успешно воплощён на сцене его одноклассниками.

Проекты (презентации): “Защита части речи: существительного, глагола, причастия”, “Защита цвета”, “Биография слова”. Выполнение проектов, разнообразных по тематике, формирует у учащихся навыки самообразования, активизирует их умственный и творческий потенциал.

Литературное кафе (работа с художественным словом). Цель: развитие творческих способностей учащихся. В работе кафе принимал участие новосибирский поэт В.Светлосанов, который дал много полезных советов начинающим “ поэтам и писателям”.

Нетрадиционные формы работы открывают для ребят возможность распознать в себе талант и, может быть, понять самого себя.

Как результат разнообразной внеклассной работы по русскому языку можно рассматривать и умение наших воспитанников выполнять домашние задания в творческой, оригинальной форме (стихи, репортажи).

Во внеурочной работе по русскому языку используем и богатый культурный потенциал нашего города.

Занятия по развитию речи в художественном музее. Весной 2010 года проведёно  занятие по развитию речи в 5 “А” классе прямо в зале художественного музея (с музеем сотрудничаем много лет). По программе М.Т. Баранова мы должны были по иллюстрации в учебнике русского языка  описать картину П. Кончаловского “Сирень в корзине”, но в нашем музее есть подлинник художника –  “ Сирень и подрамник”. И вот мы в музее перед этой картиной. Необыкновенное занятие! Сколько находок, открытий, радости!

Сотрудничество с Центром русского языка НГОНБ:

– участие в проекте “Уроки русского языка” фонда “Родное слово”;
– посещение отдела редких книг библиотеки;
– посещение лекций для юношества;
– участие в акциях фонда “Родное слово” (Международный день грамотности, Международный день родного языка);
– участие директора Новосибирского областного фонда сохранения и развития русского языка Монаховой Л.А. в работе школьного круглого стола “Формирование у учащихся ценностного отношения к русскому языку” (в рамках районного семинара).

С интересом познакомились с опытом работы городской детской библиотеки имени А.С. Пушкина г. Сарова (Нижегородская область) в продвижении русской классической литературы, их отдельные идеи взяты нами на вооружение. Многие до сих пор ставят Книгу и Компьютер на разные чаши весов, противопоставляют их друг другу. Мы считаем, что необходимо совместно использовать эти два источника знаний. При этом важно грамотно воспитывать в детях компьютерную и читательскую культуру. Детей даже необходимо привлекать к чтению классики, используя компьютер, но в основе такой работы должна быть игра. Совместно со школьной библиотекой мы начали разработку проекта “Я с книгой у компьютера”. Суть проекта в том, чтобы объединить продвижение книги с обучением компьютерным знаниям, показать важность обоих источников информации для жизни, работы, игры. Например, ученики 6 “А” класса создают виртуальную книгу стихов А.С. Пушкина. Каждый читатель должен оформить одно из стихотворений (на свой вкус) в электронном виде. Выполняя эту работу, обучающиеся одновременно осваивает некоторые компьютерные программы и перечитывает стихи поэта. А ученики 8 “А” разрабатывают макет виртуальной книги “Поэты серебряного века”.

Внеклассная работа по предмету – важнейшее средство комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Здесь у нас ещё много неиспользованных возможностей. Нужно только быть открытым к новому, стремиться к творчеству, совершенствоваться…