Ущерб, наносимый оврагами склоновым землям

Разделы: География, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Ухудшение условий хозяйственного использования территорий в результате оврагообразования происходит в основном в результате расчленения земной поверхности размывами и заноса территории пролювиальными отложениями, что затрудняет движение транспорта и обработку земли; ведет к большим затратам на строительство мостов через овраги и на расчистку завалов и т.д. Примером негативных последствий овражной эрозии может служить безвозвратное уничтожение почвенного покрова на территории земледельческой европейской зоны на площади не менее 0,5 млн. га. Приняв мощность почвенного покрова на этой территории равной в среднем 0,5 м, получаем, что за время её интенсивного земледельческого освоения оврагами уничтожено 25 млн. м3 плодородной почвы.

Рост оврагов при разном хозяйственном использовании территории может быть охарактеризован следующим образом (Таблица 1). Наибольшими провокаторами и интенсификаторами при максимальных (100 м/год) скоростях роста оврагов выступают рубка и трелевка леса, пастбищное скотоводство и распашка; при средне-максимальных значениях роста 30–70 м/год – дорожное строительство и сеть, ирригация и незарегулированный сброс промышленно-бытовых вод, немного уступает им нерациональная распашка для сельскохозяйственного производства; при скоростях роста оврагов до 10-ти м/год на первом месте распашка территории, далее идут рубка леса, пастбищное скотоводство и ирригация. За последние 10–15 лет наблюдается максимальный линейный рост так называемых селитебных (городских) оврагов – до 100 – 150-ти м/ год (Ковалев, 1998).

Таблица 1

Рост оврагов на землях разного хозяйственного использования в % от общего их количества по угодьям

Тип хозяйственного освоения

Количество наблюдений

Средняя скорость роста оврага, м/год

Всего оврагов, %

До 2

3-5

6-8

10-40

50-80

100 и более

Пашня

181

35

27

10

22

4

2

100

Дорожая сеть

15

15

30

10

40

1

4

100

Пастбища

6

17

50

0

17

0

16

100

Рубка леса

11

10

36

18

18

0

18

100

Ирригация

3

33

33

0

34

0

0

100

Сброс промышленно-бытовых стоков

15

7

26

14

26

27

0

100

Селитебные овраги (Зорина, 2002; Ковалев,2006).

10

0

0

10

10

20

60

100

Нерациональная эксплуатация заовраженных с/х земель в семиаридных зонах в конечном итоге приводит к формированию бедлендов, когда густота расчленения склоновых земель достигает катастрофических значений – 4-6 и даже 8-10 км/км2 (лессовое плато Китая, Великие равнины США, черноземная зона Европейской России южнее г. Курска и т.п.). Многочисленные примеры угроз со стороны оврагов, а также повреждения и даже разрушения, производимые ими различных ценных объектов, отмечаются в населенных пунктах, по дорогам во всех природных зонах. Они известны во многих крупных и малых городах, но особенно проявляются в сельских населенных пунктах, где овраги иногда прорезают улицы, угрожают строениям. Нередко овраги растут здесь с большой скоростью. Известны многочисленные случаи оврагообразования по дорогам, ведущие к быстрому разрушению земель и коммуникаций. Скорости роста таких оврагов являются вообще максимальными из известных (десятки метров в год), что сопоставимо с катастрофическим ростом ирригационных оврагов (саев) в Средней и Центральной Азии (Ажигиров, 1988, Таблица 2).

Таблица 2

Средние скорости роста антропогенных оврагов на территории Европейской части России (Веретенникова, 1991)

Параметры овражной сети

Единицы измерения

Среднегодовые величины за время наблюдений

Количество оврагов

ед/год

1320

Длина овражной сети

км/год

1720

Густота овражной сети

км/км2*год

0,007

Плотность оврагов

ед/км2*год

0,057

Объём овражной сети

млн м3/год

80

Денудационный срез

см/год

0,33

*Расчеты произведены на 1 км2 общей площади распаханных овражных водосборов (234 тыс.км2). В результате на всю площадь пашни скорости будут примерно в три раза меньше, а на всю площадь земледельческой территории – в 6 раз меньше, чем приведенные в таблице (уточнения в расчетах выполнены по данным Овражного отдела НИЛ им. Н. И. Маккавеева МГУ Сенёвой А. В., 2012).

Расчлененность местности оврагами необычайно затрудняет выбор трасс для прокладки наземных и подземных коммуникаций, для постройки различных инженерных сооружений. Прокладка дорог и подземных трубопроводов вблизи вершин растущих оврагов без учета их развития приводит иногда к прорезанию дорог и вскрытию последних. Широко известно заиление прудов и малых водохранилищ овражными выносами. По данным Е.Ф. Зориной (2002) до 35% аккумулятивных форм в руслах малых рек обязаны овражным выносам, что в конечном итоге приводит к заилению и деградации малых водотоков в южной и центральной России. Ощутимый ущерб от оврагов в прошлом послужил поводом к организации противоовражных работ в земледельческих районах страны ещё в дореволюционное время. Но подлинно государственный размах они получили позже, в 50–70– е годы XX века в нашей стране и за рубежом.

Современный арсенал способов борьбы с оврагами и технических средств вполне мог бы обеспечить решение “овражной проблемы”, но лишь при наличии достаточного материального обеспечения и финансирования, эколого-рационального подхода к этому решению.

Для планирования и размещения противоэрозионных и противоовражных мероприятий, для определения их стоимости используют показатели современной овражности. Абсолютные показатели овражности, такие как: количество оврагов, их протяженность, типичные длины, дают представление на стадии планироваия и проектирования о возможных объемах гидротехнических земляных работ, облесения, залужения; данные о глубине оврагов, их ширине, крутизне откосов, показатели проходимости территории для разных видов транспорта, необходимые для выбора дорожных трасс и строительства мостов, являются основой расчетов объёмов работ при выполаживании откосов и засыпке оврагов. Площадь оврагов является важнейшим показателем потерь почв от овражной эрозии и тому подобное.

Оценка современной интенсивности и тенденций роста оврагов имеет решающее значение при выборе типов противоовражных мероприятий и их размещения в пределах самих оврагов и их водосборов, а также возможного ущерба от овражной эрозии в процессе хозяйственного освоения территории.

Ущерб от растущих оврагов, наносимый освоенным землям и различным хозяйственным объектам, определяется разрушениями площадей сельскохозяйственных угодий за счет линейного роста и расширения оврагов, а также погребения ценных земель пролювиальными отложениями и конусами выноса. При выборе типа защитного сооружения требуются данные о типе оврага, площади водосбора, угодьях. Чрезвычайно важна при этом оценка современной интенсивности овражной эрозии на основании информации о возможных максимальных скоростях, что позволяет правильно выбрать и разместить противоэрозионные и противоовражные сооружения. Важными показателями при проектировании этих мероприятий являются внутригодовой режим роста разных параметров оврага и общая тенденция роста (ускорение, замедление, градиенты), определяемая по стадии развития оврага. Недоучет перечисленных показателей нередко приводит к размыву водозадерживающих валов, возведенных в вершине оврага, к подмыву оснований гидротехнических сооружений и их постепенному разрушению, к не эффективной работе самих защитных сооружений, к провоцирующей эрозионно-денудационной деятельности многолетних противоовражных мероприятий на овражных водосборах и склонах.

Список использованной литературы.

  1. Ажигиров А. А. Катастрофическая эрозия и борьба с ней. М.: Изд-во АПН, 1988.
  2. Веретенникова М.В. Исследование механизма овражной эрозии и её роли в балансе наносов на балочном водосборе. М.: МГУ,1991
  3. Зорина Е.Ф. Овражная эрозия: закономерности и потенциал развития. М.: ГЕОС, 2003.
  4. Ковалев С.Н. Овражно балочная сеть в городских условиях. Мат. И крат. сообщ. Псков. 1998. с. 186-188.