Алматы – мой любимый город

Разделы: Внеклассная работа


Программное содержание:

  • Дать детям краткий обзор из истории прошлого г.Алматы.
  • Сведения из области культуры, спорта, жизни великих людей.
  • Закрепить полученные знания с помощью вопросов.
  • Развивать кругозор, речь детей, умение принимать активное участие в беседе.
  • Воспитывать любовь к родному городу, уважение к его истории, бережное отношение к нему.
  • Способствовать развитию патриотического чувства к своей Родине.

Методы и приемы: сюрпризный момент (инсценировка, приезд музея), беседа, вопросы ответы, объяснения.

Ход занятия

Занятия проходят в музыкальном зале. Зал разделен на маленькие отделы - залы музея. Дети заходят в музыкальный зал.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершаем интересное путешествие. К нам в детский сад приехал передвижной музей. Он расскажет нам об истории нашего города. В этом году нашему городу исполнится 150 лет и побывав в этом музее мы узнаем очень много интересного о нашем городе. Может даже то, чего мы не знали. Ну, давайте же пройдем, мне кажется, нас ждет много интересного.

Включается музыка об Алматы. Дети проходят в первый зал — “Происхождение г. Алма-Ата”.

Работник музея: Перед вами первый зал. Здесь, мы узнаем, откуда же произошло название города Алматы.

В этом зале идет инсценировка: зал украшен в виде яблоневого сада. Под одним деревом сидит седой старик. В волшебный сад попадает мальчик. Он ходит по саду и удивляется, что это за сад. Встречает дедушку и спрашивает у него, куда он попал, что это за место.

Старик-садовник: “Это удивительный, волшебный сад”.

Старик повел по саду мальчика и рассказал о различных сортах яблок среди них отличается алматинский апорт. Стихотворение “Апорт” (его читает ребенок с маской яблока на голове.) Мальчик ходил и удивлялся. Он решил, что построит на этом месте красивый и волшебный город и назовет его Алма-Ата.

После инсценировки дети отвечают на вопросы, делают анализ по содержанию.

АПОРТ

Посмотри - апорт краснеет
Ветки низко наклонив,
Спелой дыни тяжелее
Сочный сахарный налив.
Слаще яблока на свете
Не найти в краю любом,
Запах солнечного лета,
Словно свет разлитый в нем
Приезжай за апортом
В гости к нам - в Алма-Ату,
Будто перед светофором
Замирает все в саду;
Плод апорта алым боком
Озаряет высоту

А. Оразакын Исполнение песни “Апорт - алма”

Работник музея: Мы узнали о том, как был назван город, а теперь пройдем во второй зал, которой называйся “Памятные места - здесь расположены экспонаты-картины, рассказывающие о памятниках истории Среди них памятник Жамбылу Жабаеву, Абай Кунанбаеву и многим другим.

После ознакомительной беседы воспитатель закрепляет знания детей.

Потом дети проходят в третий зал, который называется “Яркие звезды Алматы”. Здесь расположены экспонаты, рассказывающие о знаменитых, великих людях, родившихся или живших в г.Алматы. Работник музея отмечает, что их именами названы улицы и города.

Следующий четвертый зал - “Мир спорта и искусства”. Здесь дети видят картины, ширмы, альбомы, которые рассказывают им, какие в Алматы есть театры, спортивные комплексы. Также в зале представлены портреты знаменитых актеров кино и театра, известных спортсменов прославивших г. Алматы. Работник театра дает им краткий обзор, а затем проверяет знания детей. В каких театрах, вы были? Какие знаете кинотеатры? Какой вид спорта вам нравится и почему?

Алма-Ата

Алма-Ата - моя твердыня
И в дальних странствиях.
Я твое имя как святыню
Произношу всегда.
С небес твоих, горя лучами,
День клонится за море ржи,
И горы синими плечами
Очерчивают рубежи
Ну, где еще цветок столь ярок?
Где так еще цветут поля?
И кто твоих не знает яблок.
Огромных как сама земля?
С. Сеитов

Вот и подошли мы к пятому залу, он называется “Алматы сегодня”. Здесь дети видят экспонаты, рассказывающие о жизни города сегодня. Среди них картины, изображающие культурные центры, супермаркеты, заводы, фабрики, красивые архитектурные здания, построенные сегодня новейшими технологиями. Посмотрев их, работник музея просит 2-3-х детей рассказать что-нибудь интересное о своем городе, поделится своими понравившимися им местами в родном городе.

Работник музея: Ну, вот и закончилось наше интересное путешествие по страницам книги о нашем городе. Что больше всего вам понравилось из экспонатов? Что вы узнали нового о нашем городе? Что еще хотели бы узнать?

Алматы - наш любимый город и мы должны беречь и делать все, чтобы он становился еще краше. Как бы вы одним словом описали бы свой город? Стихотворение “Алатау”.

Алатау

Солнцу вечному ровесник -
Наш великий Алатау,
Всех веков ты слышал песню
Седоглавый Алатау.
Юрты новые на склонах —
Весел старый Алатау.
Зверь рычит в лесах зеленых -
Эхом вторит Алатау,
Ночью шепчется с луной
Наш прекрасный Алатау.
Над родимою землею -
Отчим оком — Алатау.
М.Алимбаев

Дети исполняют песню: “Сагындым Алматымды”, автор А. Коразбаев.

1 ринг

Вопросы командам:

  1. Самое высокое здание г. Алматы? (Анкара).
  2. Кызыл су (перевод). (Красные воды).
  3. Состязание акынов (перевод). (Айтыс).
  4. Летнее пастбище (перевод). (Джайляу).
  5. Ала-Тау (перевод). (Пестрые горы).
  6. Первая столица Казахского ханства (перевод). (Туркестан).

Вопросы к зрителям: (правильные ответы дают дополнительные очки командам).

  1. Жилище казахов (перевод) (Юрта)
  2. Где был найден Золотой человек. (Иссыкский курган).
  3. Его имя? (Сулей).
  4. Город - центр по изучению Космоса. (Байконур).
  5. Имя первого космонавта Казахстана. (Талгат Мусабаев).

2 ринг:

  1. С какими государствами граничит Казахстан? (Россия, Китай, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан).
  2. История города Алматы. (Семиречье, Верный, Алма-Ата, Алматы)
  3. Моря на территории Казахстана. (Каспийское, Аральское)
  4. Народные казахские игры. (Байга)
  5. Казахские народные инструменты. (Домбра, сы-бызгы, кобыз).
  6. Озера Казахстана. (Балхаш, Зайсан)

Вопросы к зрителям:

  1. Декабрь (перевод). (Желтокеан)
  2. Реки Казахстана. (Или, Урал, Иртыш)
  3. Воин-герой (перевод). (Батыр)
  4. Среда (перевод) Сэрсенбi

3 тур (Каждая команда получает задание по билетам. На подготовку дается 3 минуты).

  1. Кто такой Аблай-хан?
  2. Кто такой Абай Кунанбаев?
  3. Кто такая Маннгук Маметова?
  4. Кто такой Мухтар Ауэзов?
  5. Какие стихи написал Мухтар Алимбаев о Родине. "Я сын степей"...

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, давайте поиграем в игру: "И я тоже!"

Я люблю свою Родину!

Дети: И я тоже.

Я живу в суверенной Республике Казахстан!

Дети: И я тоже

— Ее история насчитывает много веков. Учителя много интересного знают об истории Казахстана.

Я поздравляю свою Родину с 20-летием независимости Казахстана.

Я желаю ей процветания и благополучия.

Пусть моя страна будет счастливой и богатой!

Ведущий: Да, ребята, будьте счастливые, здоровые и умные, потому что вам жить в государстве Республика Казахстан. Знайте историю своей Родины. Заботьтесь о ее благосостоянии. Гордитесь ею! (Подводят итоги, вручаются грамоты лучшим командам).