Программа курса по развитию памяти и внимания учащихся коррекционных школ VIII-го вида

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Особенностью обучающихся специальных коррекционных школ VIII вида является слабость процессов запечатления информации, нарушение или недостаточность произвольного внимания, что подтверждается и результатами диагностического обследования. Это влечет за собой трудности в овладении школьниками программными знаниями, умениями, навыками и, в конечном счете, затруднения в профессиональном становлении.

Имеющиеся программы развития памяти и внимания, в основном, направлены на тренировку навыков запечатления и воспроизведения информации. В предлагаемой программе особый акцент сделан на использование мнемотехнических приемов. Нами переработаны авторские материалы книги для детей и их родителей «Как развить внимание и память вашего ребенка» [6].

Программа курса имеет своей целью повышение эффективности запечатления и воспроизведения обучающимися необходимого объема информации.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

  1. Сформировать мотивационную готовность детей к развитию памяти и произвольного внимания.
  2. Осуществить определенный объем  работы по тренировке памяти и внимания.
  3. Обучить школьников мнемотехническим приемам, облегчающим запоминание и воспроизведение информации.

Для достижения поставленных задач используются следующие методы и приемы: беседа, наблюдения, психодиагностическое обследование, игровые методы, рефлексия, мнемотехнические приемы (привлечение чувств, визуализация или воссоздание зрительных образов, метод мест).

Программа адресована детям младшего школьного и подросткового возраста, обучающимся в коррекционных классах школ VIII вида, но может быть использована в работе с  обучающимися  общеобразовательных школ.

Курс рассчитан на 14 часов коррекционных занятий, продолжительностью до 40 минут каждое. Занятие включает в себя ритуал приветствия, разминку, основное задание, игровое упражнение, рефлексию и ритуал прощания. Постоянство структуры занятия и повторение  отдельных упражнений с незначительной модификацией даёт возможность предупредить эмоциональное напряжение детей. Занятия проводятся учителем или педагогом-психологом не реже одного раза в неделю.

В результате прохождения курса занятий обучающийся

  • получает представление о таких приемах запоминания, как визуализация, ассоциация, привлечение чувств, метод мест;
  • умеет использовать мнемонические приемы для запоминания информации;
  • проходит курс тренировочных упражнений по развитию памяти и внимания.

Достоинством предлагаемых занятий является их простота и доступность.

Оснащение для занятий не требует специального оборудования, но аудио и видеозаписи, демонстрирующие понятия, сделают занятия еще интереснее, а процесс запоминания эффективнее. Особое место в овладении данным курсом отводится игровой форме.

Обучающиеся посещают занятия индивидуально или подгруппами, включающими в себя не более трех человек. Оценка динамики результатов обучающихся проводится с помощью методики «Заучивание 10 слов», А.Р. Лурия.

Содержание программы

Тема 1. Слова можно видеть (2 часа)

Диагностическое обследование. Оформление графика первичных достижений. Беседа о целях предстоящей работы. Пять правил гигиены мозга. Упражнения, направленные на развитие отдельных свойств внимания (устойчивость, произвольность). Приём воссоздания мысленных образов (визуализация). Упражнения для развития способности к визуализации.

Практическая часть:

– Вычеркивание буквы «А»;

– Игра 1 «Вижу»;

– Упражнение «Муха»

– Игра «Парные картинки» (набор «Птицы»).

Тема 2. Слова можно слышать и трогать (1 час)

Рефлексия предыдущего занятия. Прием привлечения чувств. Упражнения для развития умения вовлекать в процесс запоминания чувственную (сенсорную) память. Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания и памяти.

Практическая часть:

– Вычеркивание буквы «О»;

– Игра 2 «Слышу»;

– Игра 3 «Трогаю»

– Игра «Парные картинки» (набор «Овощи и фрукты»).

Тема 3. Слова можно пробовать на вкус и нюхать (1 час)

Рефлексия предыдущего занятия. Упражнения на развитие произвольного внимания и памяти. Прием привлечения чувств. Упражнения на развитие умения вовлекать в процесс запоминания сенсорную память.

Практическая часть:

– Вычеркивание буквы «О»;

– Игра 4 «Пробую на вкус и нюхаю»;

– Упражнение «Точки в квадратах».

Тема 4. Видим-слышим-трогаем (1 час)

Рефлексия предыдущего занятия. Упражнения на развитие произвольного внимания и памяти. Упражнения на развитие умения вовлекать в процесс запоминания сенсорную память.

Практическая часть:

– Вычеркивание буквы «И»;

– Игра 5 «Вижу-слышу-трогаю»;

– Упражнение на сосредоточение.

Тема 6. Придумываем фильмы (2 часа)

Рефлексия предыдущего занятия. Упражнения на развитие произвольного внимания и памяти. Метод ассоциаций. Упражнения на развитие умения использовать приёмы запоминания (метод ассоциаций).

Практическая часть:

– Вычеркивание букв «Е» и «К»;

– Игра 6 «Фильмы»;

– Игра «Парные картинки» (набор «Грибы»);

– Упражнение «Точки в квадратах».

Тема 7. Слова и проволочные фигурки (2 часа)

Рефлексия предыдущего занятия. Упражнения на развитие произвольного внимания и памяти. Метод мест. Упражнения на развитие умения использовать приёмы запоминания (метод мест).

Практическая часть:

– Вычеркивание букв «А» и «О»;

– Игра 7 «Рассади слова»;

– Игра «Парные картинки» (набор «Птицы»);

– Упражнение «Кулак – ладонь».

Тема 8. Запоминанием тексты (2 часа)

Рефлексия предыдущего занятия. Упражнения на развитие произвольного внимания и памяти.  Упражнения на развитие умения использовать изученные приёмы запоминания.

Домашнее задание: применить полученные знания на уроках.

Практическая часть:

– Вычеркивание букв «А» и «О»;

– Игра 8 «Текст»;

– Игра «Парные картинки» (набор «Овощи и фрукты»);

– Упражнение «Рисуем двумя руками».

Тема 9. Запоминанием стихи (2 часа)

Рефлексия предыдущего занятия. Упражнения на развитие произвольного внимания и памяти.  Упражнения на развитие умения использовать изученные приёмы запоминания.

Домашнее задание: применить полученные знания на уроках.

Практическая часть:

– Вычеркивание букв «Л» и «С»;

– Игра «Стихи»;

– Игра «Парные картинки».

Тема 10. Наши результаты (1 час)

Подведение итогов. Контрольное вычеркивание букв. Повторная диагностика. Составление графика «кривой запоминания». Рефлексия. Заполнение анкеты-отзыва. Вручение удостоверений  о прохождении курса и полученных навыках.

Список литературы для учащихся

  1. Акимова, М.К., Козлова, В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов / М.К.Акимова, В.Т.Козлова. – Обнинск: Принтер, – 1993.
  2. Винокурова, Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. Книга 2 / Н.К.Винокурова. – М.: РОСТ, Скрин, 1998. – 112с.
  3. Винокурова, Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. Книга 3 / Н.К.Винокурова. – М.: РОСТ, Скрин, 1998. – с.5, с.31, с.56, с 93.
  4. Матюгин, И.Ю., Чакаберия, Е.И. Зрительная память / И.Ю. Матюгин, Е.И.Чакаберия. – М.: Эйдос, 1993.
  5. Матюгин, И.Ю., Чакаберия, Е.И. Запоминание лиц и имён / И.Ю. Матюгин, Е.И.Чакаберия. – М.: Эйдос, 1993.
  6. Матюгин, И.Ю., Аскоченская, Т.Ю., Бонк, И.А. Как развить внимание и память вашего ребенка. Книга для детей и их родителей / И.Ю.Матюгин, Т.Ю.Аскоченская, И.А.Бонк. – М.: Эйдос,1994.

Список литературы для педагога

  1. Акимова, М.К., Козлова, В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов / М.К.Акимова, В.Т.Козлова. – Обнинск: Принтер, – 1993.
  2. Винокурова, Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. Книга 2 / Н.К.Винокурова. – М.: РОСТ, Скрин, 1998. – 112с.
  3. Винокурова, Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. Книга 3 / Н.К.Винокурова. – М.: РОСТ, Скрин, 1998. – с.5, с.31, с.56, с 93.
  4. Глазунов Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д.Глазунов. – М.6 Глобус, 2008. – 240 с. – (Школьный психолог).
  5. Матюгин, И.Ю., Чакаберия, Е.И. Зрительная память / И.Ю. Матюгин, Е.И.Чакаберия. – М.: Эйдос, 1993.
  6. Матюгин, И.Ю., Аскоченская, Т.Ю., Бонк, И.А. Как развить внимание и память вашего ребенка. Книга для детей и их родителей / И.Ю.Матюгин, Т.Ю.Аскоченская, И.А.Бонк. – М.: Эйдос,1994.
  7. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.В.Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1992. – 224с.
  8. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти  детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.В.Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.

Ключевые слова

Мнемоника – система приемов, облегчающих запоминание и последующее сохранение материала. Имеет второстепенное значение по сравнению с выделением существенных логически оправданных связей.

Визуализация – мнемонический прием по воссозданию в памяти зрительных образов.

Привлечение чувств – мнемонический прием запоминания, при котором в процесс запоминания вовлекается чувственная (сенсорная) память.

Метод мест – мнемонический прием, состоящий в мысленном объединении запоминаемого предмета с каким-нибудь местом.

Техника ассоциаций – мнемонический прием, позволяющий объединить перечень предметов через небольшую историю в общий контекст.

 

Полностью содержание программы представлено в Приложении 1.

Коррекционно-развивающее занятие из курса «Учимся с интересом!». Тема: Слова можно видеть. (Приложение 2)