Программа "Психология публичного выступления"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (278 кБ)


В последние годы в средней школе активизировалась исследовательская работа учащихся под руководством педагогов. Создаются различные научные общества, где ребята, взявшись за интересную проблему, изучают нужную литературу, выдвигают собственные гипотезы и затем исследуют их. Эта сложная работа интересна многим современным школьникам. Но вот проведены тесты, изучены анкеты одноклассников, всё обобщено, сделаны соответствующие выводы и работа готова. Завтра предстоит её защитить перед научным обществом. Но как защитить? Либо прочитать от корки до корки, либо рассказать так, что у слушателей тоже загорятся глаза…. Проблема психологической помощи ребятам из школьного НОУ актуальна. Очень важно помочь молодому исследователю при защите своей работы выйти за рамки привычной ситуации Я + КЛАСС, расширить её. Программа предлагается для всех ребят из НОУ, которые объединяются в группы по 9-12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Для отслеживания результативности тренинговой работы рекомендуется провести до начала занятий Анкету участника тренинга и в заключение провести повторное анкетирование.

Цель: способствовать формированию навыков публичного выступления.

Задачи.

- Формировать навыки работы над изложением текста.

- Формировать умение использовать неречевые компоненты для успешного выступления.

- Способствовать умению работы над собственной речью.

Ожидаемый результат.

Участники тренинга в результате работы в группах должны научиться выступать перед публикой, не испытывая затруднений, используя в своей речи полученные навыки и уметь “считывать” информацию с других выступающих.

Занятие 1. Психология публичного выступления.

Секреты изложения текста.

Цель: способствовать формированию навыков публичного выступления.

Задачи.

- Способствовать развитию групповой сплоченности.

- Развивать навыки рефлексии.

- Формировать навыки работы с текстом.

№ п/п Этап занятия Цель Время
1 Приветствие. Знакомство Создание позитивного настроения в группе 2 мин.
2 Разминка. Упражнения:

- “Карусель”,

- “Шанхайская походка”,

- “Путаница”

Снятие мышечных зажимов, создание условий для свободного общения. 8 мин.
3 Тема. Основные секреты изложения текста:

- Структура текста (слайд 2)

- Невербальные средства в речи (слайд 3)

- Проксемика и речь (слайд 4)

Знакомство с основными принципами работы над текстом. 14 мин.
4 1. Работа над публичным выступлением участников на заданную тему.

2. Выступление.

3. Обсуждение.

4. Советы.

Тренинг публичного выступления в режиме занятия. 15 мин.
5 Резюме.   1 мин.
6 Рефлексия.   5 мин.
7 Ритуал прощания.   1 мин.

Занятие 2. Психология публичного выступления.

Неречевые компоненты публичного выступления.

Цель: способствовать формированию навыков публичного выступления.

Задачи.

- Способствовать развитию групповой сплоченности.

- Развивать умение контролировать эмоции во время выступления.

- Формировать умение использовать неречевые компоненты для успешного выступления.

№ п/п Этап занятия Цель Время
1 Приветствие. Знакомство Создание позитивного настроения в группе 2 мин.
2 Разминка. Упражнения:

- “Встаньте те, у кого…” (Подвижная игра на умение быстро ориентироваться в ситуации),

- “Дрожащее желе” (Телесноориентированная игра на развитие групповой сплочённости),

- “Ритмические хлопки” (Игра на развитие умения присоединения),

- “Восковая свеча” (Игра на развитие группового доверия)

Снятие мышечных зажимов, создание условий для свободного общения. 8 мин.
3 Тема. Неречевые компоненты публичного выступления (слайд 5):

1. Контроль эмоций.

А) Программа на успех.

Б) Способы снятия напряжения перед и во время выступления. Обсуждение. Советы.

2. Ситуация на карточках по началу выступления.

Неконструктивные стратегии начала. Обсуждение.

3. И ещё советы (слайд 6):

- Ничего кричащего в одежде.

- Вы – сама уверенность.

- К уверенности через позу при выступлении.

- Нет бессознательным движениям.

- Контакт глаз.

Знакомство с основными принципами работы над текстом. 3 мин.

 

 

 

 

3 мин.

 

 

8 мин.

4 1. Работа над публичным выступлением участников на заданную тему.

2. Выступление.

3. Обсуждение.

4. Советы.

Тренинг публичного выступления в режиме занятия. 15 мин.
5 Резюме.   1 мин.
6 Рефлексия.   4 мин.
7 Ритуал прощания “Колокол”.   1 мин.

Занятие 3. Психология публичного выступления.

Язык выступающего.

Цель: способствовать формированию навыков публичного выступления.

Задачи.

- Способствовать развитию групповой сплоченности.

- Развивать навыки рефлексии.

- Формировать навыки работы над речью выступления.

№ п/п Этап занятия Цель Время
1 Приветствие. Знакомство Создание позитивного настроения в группе 2 мин.
2 Разминка. Упражнения:

- “Музыкальные колени”,

- “Альпинисты”,

- “Стена доверия”

Снятие мышечных зажимов, создание условий для свободного общения. 8 мин.
3 Тема. Язык выступающего (слайд 7):

- умеренный текст,

- словарный состав речи,

- нет словам – паразитам,

- краткость и чёткость речи,

- использование прямых слов – обращений.

Знакомство с основными принципами работы над текстом. 14 мин.
4 1. Работа над публичным выступлением участников на заданную тему.

2. Выступление.

3. Обсуждение.

4. Советы.

Тренинг публичного выступления в режиме занятия. 15 мин.
5 Резюме.   1 мин.
6 Рефлексия.   5 мин.
7 Ритуал прощания.   1 мин.

Анкета участника

Оцените, пожалуйста, себя по 10-бальной шкале.

  До начала занятий После занятий
Свободно чувствую себя перед любой публикой.    
Свободно владею своим телом, когда выступаю.    
Свободно владею своей речью, когда выступаю.    
Умею заинтересовать слушателя.    

Литература

  1. К.Фопель “Как научить детей сотрудничать?” Психологические игры и упражнения. Часть 1-4. М; 2008 г.
  2. Введенская А.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д., 1995.
  3. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично М.: “Проспект”, 1989. – 419 с.