Урок-практикум по химии по теме "Основания". 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (254 кБ)


Цель урока: расширить и углубить представления учащихся о химических свойствах оснований.

Задачи урока.

Образовательная: изучить химические свойства оснований с позиции теории электролитической диссоциации.

Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):

а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

Здоровьесберегающие: правила безопасного обращения с веществами.

Планируемые результаты обучения. В результате изучения данного материала учащиеся должны:

Знать:

а) определение понятий – электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, основания;

б) химические свойства оснований с позиции теории электролитической диссоциации.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

а) составлять уравнения электролитической диссоциации оснований, кислот;

б) уравнения реакций ионного обмена;

в) проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства оснований, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;

г) пользоваться таблицей растворимости.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Форма проведения: практикум.

Содержание

1. Ценностные отношения:

помочь осознать практическую и личностную значимость данной темы;

развитие интеллектуальной культуры (умение анализировать, сравнивать свойства разных оснований в зависимости от их строения);

развитие исследовательской культуры (умение ставить эксперимент, доказывать свойства оснований);

развитие культуры самоуправления учебной деятельностью (умение работать во времени, самоконтролировать и корректировать свою деятельность);

развитие коммуникативной культуры (умение общаться);

развитие рефлексивной культуры (умение выделять узловые моменты).

2. Знания

Опорные:

понятие оснований;

химические свойства;

теория электролитической диссоциации;

ионные уравнения.

Новые:

химические свойства оснований ;

применение оснований

3. Способы действий

Опорные:

составление формул по степени окисления;

растворимость веществ;

составление молекулярных уравнений реакций;

составление ионных уравнений.

Новые:

составление уравнений реакций характерных для оснований;

умение ставить эксперимент.

Подготовка к уроку

Оборудование и реактивы:

  • Слайды по теме: “Основания”, проектор.
  • Гидроксиды: NaOH, Ca(OH)2; кислоты: HCI; фенолфталеин;
  • Соли: мел, NH4CI, FeСI3, CuSO4,
  • Карточки с формулами солей для “химической разминки”.  

На столах учащихся:

  • оборудование и реактивы к лабораторному опыту;
  • инструкционные карты, листы самопроверки к лабораторному опыту.

Макроструктура урока:

1 этап - организационный.

2 этап - актуализация знаний учащихся

3 этап - изучение новых знаний и способов деятельности

4 этап - домашнее задание

5 этап - подведение итогов урока..

6 этап - рефлексия.

План урока

Этап Информационный блок Операционный блок Рефлексивный блок Методический блок
1 Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию - подготовка учащихся к уроку быстрое включение в деловой ритм Психологическая подготовка к общению на уроке  
2 Тестовые задания

с взаимной проверкой

- быстро выбирать правильные ответы стремление показать уровень знаний по предыдущей теме тест
  - что называется солями?

- как могут быть получены соли?

- на какие группы можно разделить соли?

- какой тип кристаллической решетки характерен для солей?

- что вам известно о химических свойствах солей?

- кратко, четко отвечать на поставленные вопросы стремление показать высокий уровень знаний по данной теме, самоутвердиться, проверить себя беседа
3 - определение оснований;

- классификация оснований:

- химические свойства оснований;

- применение.

- внимание;

- работа по группам с инструктивными картами;

- выполнение заданий;

- выполнение эксперимента;

- записи в тетради.

работать в ритме с другими, помогать слабым ученикам, осознать значимость данной темы интерактивный режим;

- проблемное обучение;

- работа по группам, коллективное обучение;

- практический эксперимент.

4 Дать качественную оценку класса и отдельных учащихся - выставление оценок в дневники удовлетворение от выполненной работы - сообщение учителя;

- подведение итогов самими учащимися.

5 П. 39, упр.3, 5

Задания в рабочей тетради.

Записи в дневник   Общее задание
6 Инициировать рефлексию учащихcя по поводу своего психоэмоционального состояния - оценить свое эмоциональное состояние и уровень полученных знаний - комфортно ли работать в группе, доволен ли собой Карта урока

Структура урока

I. Мотивация

Здравствуйте, ребята! Посмотрим, что вы знаете об основаниях. Листочки подпишите и ответьте на пять вопросов теста. (Слайд №1-5)

Обменяйтесь листочками, проверьте правильность выполнения задания. (Слайд 6)

А знаете ли вы, зачем нужны основания? (Слайд 7)

  Мы поговорим об основаниях в узком аспекте, потому что тема нашего урока: “Химические свойства оснований с позиции теории электролитической диссоциации” (Слайд 8)

II. Целеполагание

Учитель: Что нам нужно сегодня узнать? Как мы будем это делать?

Цель урока: расширить и углубить наши представления об основаниях, ведь они так важны для человека.

Прочтём ещё раз тему урока и расшифруем каждое слово в этом непростом для “нехимического” взгляда предложении.

Что такое диссоциация?

Что такое электролиты?

На какие ионы распадаются основания в растворах?

Какое определение даёт эта теория основаниям? (Слайд 9)

Итак, первый этап урока пройден.

- Понятны ли вам тема, цель и задачи урока?

Тогда переходим к химической разминке.

III. Подготовка к восприятию нового материала

1. Химическая разминка

а) Работа с карточками, словарная работа. Учитель показывает карточки с формулами кислот, солей, ионов – ученики называют вещества или ионы.

б) Упражнение на синтез знаний. (Слайд 10)

Перед нами ряды формул или названий веществ, ответьте на вопрос.

- Какова логическая взаимосвязь указанных понятий с основаниями? (Основания взаимодействуют с ними, а именно: с индикаторами, оксидами, кислотами, солями)

Сейчас нам предстоит проделать эти реакции и объяснить их с новой точки зрения – с позиции теории электролитической диссоциации.

IV. Изучение нового материала

Тема: “Химические свойства оснований с позиции теории электролитической диссоциации”.

Работа с инструкционной картой. Прочитайте тему лабораторного опыта, уясните цель.

Техника безопасности.

- Вы знаете, как обращаться с основаниями и другими реактивами? (Ученики проговаривают правила обращения с реактивами.)

Будьте предельно осторожны, берегите глаза! Кому понятны техника безопасности, название опыта, цель и ход работы поднимите руки.

Проводя опыт, сделайте выводы и найдите ответ на вопросы, изображенные на экране. (Слайд 11)

- Как объясняет ТЭД химические свойства оснований?

- Почему у оснований есть общие свойства? Это самый главный вопрос сегодняшнего урока.

Лабораторный опыт

Опыт №1. Растворение гидроксидов, взаимодействие с кислотами.

Цель: на основании проведенных опытов сделать вывод о растворимости оснований в свете ионных представлений, вывод об особенностях взаимодействия оснований с кислотами.

Содержание и порядок выполнения работы:

1) Взаимодействие с водой.

1. Добавьте воду в пробирки с твёрдыми веществами:

1-я пробирка - гидроксид натрия .

2-я пробирка - гидроксид кальция.

3-я пробирка - гидроксид меди.

2) Взаимодействие с кислотами

Смешать в пробирке немного раствора гидроксида натрия, фенолфталеина с разбавленной соляной кислотой. Смешать в пробирке немного раствора гидроксида кальция, фенолфталеина с разбавленной соляной кислотой Наблюдаем при добавлении фенолфталеина появление малиновой окраски, которая исчезает при добавлении кислоты. Это реакция - ... .

Ответьте на вопрос: При каких условиях взаимодействуют щелочи с кислотами? (Слайд 12)

Опыт №2. Взаимодействие оснований с кислотными оксидами

Цель: на основании проведенных опытов сделать обобщенный вывод об особенностях взаимодействия оснований с кислотными оксидами.

Содержание и порядок выполнения работы

1. Соберите прибор для получения углекислого газа. Трубку опустите в пробирку с известковой водой.

Наблюдайте за изменениями в пробирке. (Слайд 13)

Опыт №3. Взаимодействие оснований с солями.

1 - К раствору хлорида железа прилить раствор гидроксида натрия.

2 - К раствору хлорида аммония прилить раствор гидроксида натрия.

В первом случае наблюдается выпадение коричневого осадка. Во втором случае наблюдается выделение газа.

Ответьте на вопрос: Какое основание образуется в первом случае, какое – образуется во втором случае?

Опыт № 4. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами. Разложение нерастворимых оснований. (Слайд 14)

1 - К раствору сульфата меди прилить раствор гидроксида натрия.

Осадок отфильтровать. Перенести в пробирку, добавить хлороводородную кислоту.

2 - К раствору сульфата меди прилить раствор гидроксида натрия.

Осадок отфильтровать. Перенести в пробирку, закрепить её в держателе, нагреть на пламени горелки.

В первом случае наблюдается растворение осадка. Во втором случае наблюдается изменение цвета осадка.

Ответьте на вопрос: Какое вещество образуется в первом случае, какое – образуется во втором случае?

Общий вывод

Ответьте на вопросы (устно):

1. Каковы общие свойства оснований?

2. Как объяснить тот факт, что основания имеют общие свойства?

(Учащиеся выполняют лабораторный опыт, используя инструкционные карты. В зависимости от подготовленности класса, выводы обсуждаются после каждого опыта или в конце работы в целом. Можно организовать взаимопроверку, проверку с помощью слайдов, листов самопроверки или учащихся вызываются к доске, им предлагается написать уравнения некоторых реакций (проверку осуществляют ученики совместно с учителем). Учитель оказывает индивидуальную помощь и корректирует деятельность учащихся.)

Учитель: Надеюсь, что вы нашли ответы на поставленные вопросы.

1. Каковы химические свойства оснований?

Основания взаимодействуют:

а) с кислотами, с образованием соли и воды;

б) с кислотными оксидами, с образованием соли и воды;

 в) с солями, с образованием другого основания и другой соли;

г) нерастворимые основания взаимодействуют с кислотами, с образованием соли и воды;

д) нерастворимые основания при нагревании разлагаются.

(Обсуждаются результаты опытов).

2. Почему основания обладают сходными свойствами?

Внимательно посмотрите на ионные уравнения проделанных вами реакций. (Слайд 15)

V. Закрепление.

“Химический цветок”

Учитель: В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Вспомним о лете. Летом вы, наверное, гадали на ромашке “любит – не любит”, так и сегодня мы погадаем “взаимодействует – не взаимодействует” данное вещество с гидроксидом натрия? (На лепестках формулы: Аu ,H2SO4, Zn, CuO, CO2 , NaOH, KCl, Na2SiO3, SO3, FeCI3, HCI, Mg)

Отрываем ненужные лепестки, остаются: Na2 SiO3, HCI, KCl H2SO4 , SO3 , CO2 , Zn. (Слайд 16)

VI. Домашнее задание

1) Параграф 39, № 3, 5 после параграфа, для желающих - задание в рабочей тетради.

VII. Подведение итогов урока

Подведём итог урока.

- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?

Приложение 1

Приложение 2