Настольная познавательная игра "Репка" (для детей от 3–7 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками


Предназначена для детей от 3 до 7 лет.

Комплектность игры.

  1. Игровое поле – 4 шт.
  2. Карточки разрезные – 24 шт.
  3. Правила игры.
  4. Методическое пособие.
  5. Приложение. Текст (по слогам) русской народной сказки «Репка».

Цели игры:

  • Развитие зрительного восприятия.
  • Произвольного внимания, памяти.
  • Логического мышления.
  • Умение делить слова на слоги, выделять звуки в слове, определять их место в слове (начало, середина, конец слова).
  • Умение называть буквы. Различать буквы и звуки.
  • Формирование грамотной речи.
  • Умение обобщать, анализировать, классифицировать.
  • Составлять предложения, отвечать на вопросы. Рассказывать по картинке.
  • Умение считать в пределах 6 в прямом и обратном порядке.
  • Правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  • Умение соотносить цифру с количеством предметов.

Игра 1 «Лото» (для детей 3 лет).

Играют 4 детей и ведущий. Детям раздаются большие карты – игровое поле. Карточки разрезные остаются у ведущего. Ведущий показывает карточку с изображением какогоылибо персонажа, игроки, по очереди внимательно посмотрев на игровое поле определяют, подходит ли данная картинка, к тем, которые изображены на игровом поле. Тот, кому по очереди выпадает картинка, берёт её себе и закрывает карточку. Побеждает тот, кто без ошибки закроет все окошки.

Игра 2 «Кто быстрее?»

Играют 4 детей за столом. У детей большие карты. Ведущий (ребёнок или воспитатель) перемешивает все картинки и кладёт их перед детьми картинками вниз. По сигналу игроки начинают подбирать карточки и закрывать игровое поле. Побеждает тот, кто первым и правильно подберёт пары к картинке.

Игра 3 «Что сначала, что потом»

Играют 4 детей и педагог. Цель: учить детей рассказывать сказку «Репка», раскладывать перемешанные карточки по порядку, комментируя каждую картинку.

Игра 4 «Кто с кем»

Играют 4 детей и педагог. Цель: разложить карточки по группам, по обобщающим понятиям (домашние животные, дикие животные – грызуны, люди – по возрасту и полу, овощи). Например: домашние животные – кошка, собака. Дикие животные – мышка (грызун). Люди – дед, бабка, внучка, семья – старик, старуха, ребёнок. Мужчина, женщина, девочка.

Игра 5 «Третий лишний»

Цель: выделить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Например:

  • Собака, кошка, мышка – не домашнее животное.
  • Бабка, дедка, внучка – не старая, ребёнок.
  • Дедка, бабка, кошка – домашнее животное.
  • Бабка, внучка, дедка – мужчина.
  • Внучка, кошка, собака – человек.

Игра 6 «Слоговая копилка»

Цель: для развития у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста навыков деления слов на слоги, активизация слухового и зрительного внимания, памяти, формирования грамотной речи. Перед началом игры детям следует напомнить, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков, что в слове столько частей (слогов), сколько раз мы открываем рот. Слоги можно прохлопать в ладоши, прошагать шагами, приложить руку к подбородку. Например: мы говорим РЕП-КА. Рот открыли два раза, значит в слове «репка» два слога, потому что  в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Найти:

  • Слова из одного слога (кот, дед, мышь).
  • Слова из двух слогов(бабка, дедка, репа, внучка)
  • Слова из трёх слогов( дедушка, бабушка, собака).

Игра 7 «Найди пару»

Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память. Карточки раздать в начале игры, потом ведущий показывает или называет картинку. Дети находят пару и кладут их рядом. Например: мышка-мышка, кошка-кошка.

Игра 8 «Составь предложение по этим картинкам»

Цель: научить детей составлять предложения из 2 – 3 – 4 слов. Например: Репка. Выросла репка. Посадил дед репку.

Игра 9 «Назови правильно»

Цель: научить выделять звуки в слове и определять их место в нём. Показать картинку, спросить, что или кто нарисован? Какой звук первый в этом слове, какой последний, сколько слогов в слове, сколько гласных, согласных букв.

Игра 10 «Учим буквы»

Цель: учить называть буквы, учить различать буквы и звуки. Буквы – читаются, пишутся, звуки – произносятся, слышаться. Педагоги! Не произносите алфавитных букв в словах. Например: Репка Р-РЭ, П-ПЭ, К-КА, называйте сам звук, чтобы на этапе звукослияния облегчить ребёнку понимание смысла слова.

Игра 11 «Кто больше запомнил?»

Цель: развивать зрительную память. Разложить перед детьми в зависимости от возраста детей 3 – 4 карточки, 5 – 6 карточек. Дать возможность посмотреть 1-2 минуты. Закрыть их и спросить какие картинки были, кто с кем, за кем, кто сверху, снизу, около и т.д.

Игра 12 «Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память, внимание. Воспитатель просит внимательно посмотреть на карточки. Потом дети закрывают глаза, в это время воспитатель меняет местами картинки. Дети смотрят и находят что изменилось.

Игра 13 «Сосчитай-ка сколько нас!»

Цель: учить считать в пределах 6 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными, умение сравнивать, обобщать, умение ориентироваться (игровое поле). Предложить детям рассмотреть на игровом поле картинки и посчитать:

  • Сколько людей всего тянули репку? (3)
  • Сколько взрослых? (2)
  • Сколько детей? (1)
  • Сколько домашних животных? (2)
  • Сколько диких животных?(1)
  • Сколько всего животных тянули репку?(3)
  • Посчитать по порядку кто тянул репку. (первый, второй и т.д.)
  • Назвать, кто с кем стоит.(Дед за репкой и т.д.)
  • Сколько пар можно составить из персонажей сказки? (3)
  • Как получилось число 6? ( 1+1+1+1+1+1), а как можно по другому? (2+4, 4+2, 3+3, 1+5, 5+1)

Желаем успехов!!!