Понятие об имени существительном

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (823 кБ)


Цель урока: ввести понятие “имя существительное”, познакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных.

Развивающий аспект: развитие познавательной активности учащихся, умение реализовать имеющиеся знания путем активизации логического мышления в различных ситуациях, развитие речи, внимания, памяти, наблюдательности.

Воспитательный аспект: воспитание нравственных качеств, бережного отношения к природе, индивидуальной и коллективной ответственности за результат работы, формирование у учащихся умения соотносить свои интересы с интересами коллектива, подчинить свои эмоции решению конкретной задачи.

Обучающий аспект: формирование у учащихся умения определять в речи имена существительные, представления о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, индивидуальные карточки для учащихся.

Используемая литература:

  • Л.М.Зеленина. Русский язык. Учебник. 3 кл. – М.: Просвещение, 2010.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Психологический настрой.

- Мне очень важно знать с каким настроением вы пришли сегодня на урок. У вас на парте лежат цветы разного цвета: жёлтый обозначает хорошее настроение, зеленый – нейтральное состояние на данном этапе, синий – плохое настроение.

- Покажите мне тот цветок, который соответствует вашему настроению на данный момент.

- Итак, мы начинаем урок с .... настроением.

3. Актуализация знаний.

СЛАЙД 1

- Мы живем в мире, где очень много информации и наша с вами задача – научиться выбирать из всего потока ту информацию, которая нам нужна, чтобы быть грамотными, чувствовать себя успешными.

Сегодня мы будем создавать папку, в которую сложим нужную для нас информацию. Папка состоит из файлов (отдельных листочков). В конце урока информацию с отдельных листов мы соберём в единое правило.

СЛАЙД 2

- Итак, открываем первый файл.

Лист пуст. Мы его заполним.

- Назовите предметы, которые вас окружают в кабинете? (Стол, стул, книги и.т.д.)

Это предметы, сделанные руками человека.

- Кто присутствует в кабинете? (Девочки, мальчики...)

Обобщите эту группу слов. Это люди.

СЛАЙД 3

- Посмотрите в окно. Что мы видим за окном? (Природу)

- А какая бывает природа? (Живая и неживая)

- Что относится к живой и неживой природе? (Дерево, птицы и т.д.)

4. Постановка темы и цели.

- Все эти предметы можно разделить на две группы. Посмотрите, по каким признакам их распределили? (Слова, отвечающие на вопрос КТО? и слова, отвечающие на вопрос ЧТО?)

СЛАЙД 4-5

- Кто может сказать, какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? (Слова, которые называют людей и животных отвечают на вопрос КТО? Остальные слова, которые называют предмет отвечают на вопрос ЧТО?)

Заполним первый и второй файлы.

- Кто помнит, как называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает в начальной форме на вопрос КТО? ЧТО? (Имя существительное)

- Сегодня на уроке мы дополним наши знания о словах, которые отвечают на вопрос ЧТО?

5. Формирование новых знаний.

5.1. Работа по учебнику с.51 упр. №2

- Самостоятельно выписать слова, которые отвечают на вопрос КТО? ЧТО?

Проверка.

- Как называют существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Одушевленные) А как называют существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неодушевленные)

СЛАЙД 6

- Заполним третий файл. (Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные)

5.2. Явления природы

СЛАЙД 7

- Отгадайте загадки.

Крашенное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (Снег)

Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Речка сделалась рябой. (Ветер)

- Обобщите группу названных слов. (Явления природы)

- На какие вопросы отвечают данные слова? (Что?)

6. Физминутка.

Имя существительное
Очень удивительное
На вопрос КТО? ЧТО?
Отвечать оно должно.

- Я буду называть слова, если предмет одушевленный – ходьба на месте, если неодушевленный – приседания, а если слово не является именем существительным – замираете. (Бабочка, люстра, слон, красивый, добрый, белка, пенал, медведь, лиса, весёлый)

7. Закрепление изученного.

7.1. Работа по учебнику с.52 упр. №4

- Записать слова в два столбика: имена существительные, которые обозначают предметы и существительные, которые обозначают явления природы.

- Назовите существительные, которые отнесём к третьей группе. Они обозначают действия.

СЛАЙД 8

- Сделаем вывод: Имена существительные могут обозначать явления природы или действия и отвечают на вопрос ЧТО?

- Заполним четвертый файл.

7.2. Работа в парах

- Работаем в парах. Распределите слова на карточках на две группы. Подумайте, по каким признакам их можно разделить.

Кот, стол, гнезда, дом, птицы, перья, тетрадь, стулья. (Ед.ч. и мн.ч.)

Проверка.

СЛАЙД 9

Вывод: имена существительные изменяются по числам.

- Заполним пятый файл.

7.3. Имена собственные и нарицательные.

СЛАЙД 10

- Вспомним правило: какие слова пишутся с большой буквы.

Помни: пишутся всегда
С большой буквы города,
Реки, страны и моря...
И фамилия твоя!

  • страна Россия
  • город Анжероудженск
  • река Яя

СЛАЙД 11

Вывод: имена существительные бывают собственные и нарицательные.

- Заполним шестой файл.

8. Обобщение.

- На протяжении всего урока мы с вами создавали папку, в которую вкладывали информацию об имени существительном.

Итак, подведем итог, что называется именем существительным.

СЛАЙД 12

Имя существительное - часть речи, которая обозначает одушевленный или неодушевленный предмет, явление природы или действие и отвечает в начальной форме на вопросы кто? что? Имена существительные изменяются по числам, бывают собственные и нарицательные.

- Прочитаем правило в учебнике с.55

9. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Вам предоставляется выполнить одно из заданий на карточке по выбору:

1. Упражнение №6 с.53

2. Записать 5 одушевлённых существительных и 5 неодушевлённых существительных.

3. Придумать и записать 3 предложения с именами собственными.

10. Выставление оценок.

11. Рефлексия. Итог урока.

- Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Как называется папка, которую мы сегодня создали?

- Я вам передаю папку, в которой находится информация, собранная вами в течение урока. А так как это был первый урок в разделе “Части речи”, то вы будете накапливать материал и складывать в папку.