Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Здоровячки"

Разделы: Начальная школа


Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 7-11 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы: 08.06.2012 – 04.07.2012.

Источники финансирования: Муниципальный бюджет, средства социальной защиты населения по Солтонскому району, родительские средства.

Цель программы: Создание условий для воспитания, оздоровления и занятости детей в период летних каникул.

Ожидаемые результаты реализации программы: Охват отдыхом в лагере с дневным пребыванием учащихся 7-11 лет.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Пояснительная записка
  • Цель, задачи программы
  • Актуальность программы
  • Основополагающие принципы и методы работы
  • Направление и виды деятельности
  • Механизм реализации программы
  • Ожидаемые результаты
  • План-сетка мероприятий
  • Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Большое влияние на развитие личности ребенка оказывает коллектив, формируя моральные качества, определенные убеждения и совершенствуя способности и природные дарования.

Процесс формирования личности ребенка, как правило, осуществляется не в одном, а в нескольких коллективах, в которые он входит. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «…каждый человек имеет свои духовные запросы и интересы, и нет такого универсального коллектива, в котором все они могли бы найти полное удовлетворение. Удовлетворить их можно лишь при том условии, когда духовная жизнь воспитанника проходит в нескольких коллективах, причем каждый из них имеет специфические цели и сферу деятельности».

Детский оздоровительно-образовательный лагерь представляет собой уникальную среду для формирования у детей здорового образа жизни. Встречи с новыми людьми, знакомства со сверстниками, новые впечатления, радость общения с природой - все это создает особые условия для внедрения в сознание ребенка интересных и полезных знаний о здоровом образе жизни в увлекательной и ненавязчивой форме.

Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста.

Содержание деятельности смены лагеря с дневным пребыванием определяется оздоровительной направленностью. Главным в деятельности смены лагеря будут оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление физического, психологического, нравственного здоровья детей, формирование здорового образа жизни.

Программа летнего школьного лагеря «Здоровячки» реализовывается на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сузопская средняя общеобразовательная школа с. Сузоп для младшего школьного возраста в количестве 25 человек. Продолжительность дневного пребывания с 9.00 до 15.00, в течение 18 дней. В начальной школе МБОУ Сузопская СОШ обучается 38 учащихся. Из них 25 детей посещают ДОЛ “Здоровячки”, это 65% от количества всех учащихся. Основное внимание уделяется оздоровлению следующих категорий школьников: из социально-необеспеченных семей (многодетных, безработных, с низким уровнем дохода), детей, находящихся под опекой, с ослабленным здоровьем, детей, относящихся к группе детей с дивиантным поведением.

Основным направлением ДОЛ “Здоровячки” является спортивно-оздоровительная культура, что отражено в содержании, формах и методах деятельности лагеря.

Летнее оздоровление школьников имеет огромное значение и составляет важнейшее звено программы “Школа и здоровье”, принятой коллективом нашего образовательного учреждения на период с 2008г. По 2012г.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в период летних каникул, организация досуга учащихся.

Задачи:

  • Привитие навыков здорового образа жизни, организация физической активности детей, умения оказания первой само- и взаимопомощи.
  • Формирование благоприятной психологической среды для социализации, общения со сверстниками; развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе.
  • Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
  • Реализация лечебно-оздоровительных и профилактических, спортивных и культурно-досуговых программ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Актуальность данной программы в том, что она является ярким примером реализации конкретного заказа со стороны государства, родителей детей – видеть здоровое будущее страны, здоровую нацию, здоровых детей.

Новизна и оригинальность программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной, творческо-познавательной и гражданско-патриотической деятельности учащихся посредством вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно-игровую деятельность.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

В основу программы «Здоровячки» положены следующие принципы:

  • Принцип природосообразности
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников
  • Принцип равенства и сотрудничества
  • Личностно-ориентированный принцип
  • Принцип целостности и системности
  • Принцип гуманизма
  • Многовариантность и альтернативность
  • Моделирование и создание ситуации успеха

Для реализации цели и задач данной программы считаю необходимым использовать данные методы:

  • Диагностические
  • Организационные
  • Побудительные
  • Коммуникативные
  • Методы коррекции
  • Игровые методы
  • Поисковый метод

НАПРАВЛЕНИЕ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Физкультурно-оздоровительная работа
  • Досуговая деятельность
  • Кружковая деятельность

Физкультурно-оздоровительная работа

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
  • Выработка и укрепление гигиенических навыков
  • Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  • ежедневная утренняя зарядка;
  • солнечные, воздушные ванны;
  • оздоровительный комплекс процедур;
  • витаминизация третьих блюд;
  • проведение спортивных соревнований, праздников здоровья, викторин;
  • ежедневные подвижные игры на воздухе;
  • прогулки в парк;
  • просмотр фильмов и инструктажи по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, безопасному поведению в транспорте, общественных местах, на воде;
  • проведение мини-тренингов «Один дома» и «Один на улице»;
  • создание благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе;
  • развитие у детей навыков сотрудничества, сотворчества, сочувствия.

Досуговая деятельность

Задачи досуговой деятельности:

  • Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
  • Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идет закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение дискотек, проведение экскурсий, спортивных соревнований, прогулки;
  • отдых, в какой – то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
  • творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают кружки, творческие мастерские.

Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Кружковая деятельность

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Во время сезона работают следующие кружки: «Пластилиновая фантазия», «Кукольный театр», творческая мастерская по тестопластике«Пышка».

Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

  • Изучение интересов детей;
  • Презентация кружков на линейке в начале смены;
  • Ознакомление детей с режимом работы кружков;
  • Самоопределение детей и запись их в кружки;
  • Деятельность ребят в кружках;
  • Текущее отражение результатов деятельности детей;
  • Подведение итогов работы кружков в конце смены.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в четыре этапа согласно разработанному плану мероприятий в установленные для каждой позиции сроки.

I этап – организационный – апрель-май

  • выработка нормативно-правовой базы;
  • формирование кадрового состава;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Здоровячки»;
  • определение перспектив деятельности по программе;

II этап – основной– июнь-июль

отработка всех форм реализации программы

III этап – итоговый– июль

  • оптимизация форм деятельности;
  • накапливание опыта деятельности;
  • определение дальнейшей перспективы;
  • итоговая оценка эффективности реализации программы.

IV этап – аналитический – июль

  • подведение итогов смены;
  • выработка перспектив деятельности организации;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

В реализации программы летнего школьного лагеря принимают участие учителя начальных классов, учитель физкультуры, медицинская сестра, библиотекарь.

Ход реализации программы обсуждается на педагогических и методических советах лагеря.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа направлена на социальное развитие каждой личности через положительную мотивацию, интересы и ведение индивидуальных, групповых и коллективных занятий.

В ходе реализации данной программы ожидается:

  • сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;
  • организация полноценного отдыха детей;
  • охват детей всеми формами оздоровления и занятости, предусмотренными программой;
  • расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей;

ПЛАН-СЕТКА МЕРОПРИЯТИЙ

Дата Название мероприятия Форма проведения
8 июня Открытие лагерной смены Праздничное представление
11 июня Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни Игра-путешествие
13 июня «Детство – территория, свободная от курения» Акция
14 июня Состязания здоровячков Спортивные состязания
15 июня «Веселые рыболовы» Турнир
18 июня Береги здоровье смолоду Конкурс рисунков
19 июня «Скорая помощь»Путешествие на Зеленый остров ИграСбор лекарственных трав
20 июня «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» Валеологический праздник
21 июня Большие прыгалки Спортивная программа
22 июня «Откуда берутся грязнули?» Игра-путешествие
25 июня «Зарничка» Военно-спортивная олимпиада
26 июня Необычное путешествие с доктором Айболитом Познавательная конкурсно-игровая программа
27 июня День Нептуна Праздник
28 июня «Чистый двор, улица, деревня…» Акция
29 июня «Крепыши 2012» Летняя Спартакиада
2 июля «Жить здорово» Шоу-программа
3 июля Ярмарка здоровьяПарад вредных привычек Защита мини проектов
4 июля Закрытие лагерной смены Праздничный концерт, конкурсы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В., Что делать с детьми в загородном лагере, – М. 1998.
  2. Загородный летний лагерь. /Сост. С.И. Лобачёва, В.А. Великородная – М.: ВАКО, 2006.
  3. Титов С.В. Здравствуй, лето! – Волгоград, Учитель, 2001.
  4. «Школьная площадка» А.Н. Никульников, – Новосибирск, 2006.
  5. «С игрой круглый год» М.С. Коган. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2006.
  6. Журнал «Начальная школа», 2010-2012.
  7. Серия: «Праздник в школе». – Минск: «Красико-Принт», 2007.
  8. Газета «Педсовет» за 2010-2012 год.
  9. Газета: «Последний звонок» за 2010-2012 год.
  10. «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». Л. Соколова. – Новосибирск, 2007.
  11. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях. – Педагогическое общество России, 2002.
  12. Организация досуговых, творчсеких и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. – Москва: ВАКО, 2007.