"Чудеса природы"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель и задачи:

  • Развивать декоративные способности детей, фантазию и творческое воображение;
  • учить видеть и создавать красивое;
  • видеть и передавать характерные особенности натуры;
  • закрепить приемы работы различными художественными материалами,
  • вырабатывать навыки скульптурного восприятия предметов;
  • совершенствовать навыки и умения коллективной работы;
  • воспитывать любовь к природе, к родине.

Тип: Комбинированный

Оборудование: репродукции: И.И. Шишкин “Лесные дали”, “Осень”, И.И. Левитан “Золотая осень”, И. Грабарь “Рябинка” и др., видеоматериал, наглядные пособия; (видеофрагмент “Живая природа”), пластилин, природный материал, клей, картон, бумага, гуашь, акварель.

Литература: Н.А.Горяева “Первые шаги в мире искусства”, Колесник С.В. “Азбука мастерства”

Человек издавна любит окружать себя красотой путем украшения различных предметов. Нам скучно и неуютно в доме с пустыми стенами, нам не нравится носить некрасивую одежду, нам скучно пить чай и есть кашу из некрасивой посуды. Так было всегда. Сколько живут люди на земле, столько они стремятся окружать себя красотой.

- Где же они находят примеры для узоров, которыми украшают свой быт?

- В окружающей среде, в природе, в реальности.

- Что такое реальность?

- Это мир, в котором мы живем. Реальный мир во всем его многообразии проявлений – это бесценная кладовая, из которой художник черпает жизненно важные темы. Человек, природа, предметный мир, да разве перечислишь все, что может увидеть художник в реальном мире, неисчерпаемом и бесконечном как океан, чтобы затем переосмыслить его в своем творчестве.

Всё в природе имеет свой определённый цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Всё цветовое богатство мира и передаёт живопись с помощью красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть та красота, которой мы восхищаемся и которую любим. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передаёт самые разнообразные чувства и настроения – радость и грусть, нежность, тревогу, ожидание.

Природа вдохновляет и учит художника. Художник – настоящий волшебник!

Все люди видят небо, землю, птиц и зверей, но только художник может изобразить все это.

Стать настоящими художниками нам помогут три мастера. Это – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки.

Давайте посмотрим на мир глазами этих трех Мастеров. Встречайте одного из них.

(выходит ученик в костюме художника)

Ребята, я веселый мастер!
Когда в руках держу фломастер
Или волшебный карандаш,
Изобразить могу всех вас,
Леса, поля и горы,
Чудесные просторы,
Звенящую листву,
Далекую звезду.
Весь мир, в котором мы живем, -
Реальностью зовем.

Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг.

  • Что можно увидеть в лесу?
  • Птиц, животных, насекомых, цветы, растения и т.д.
  • (видеофрагмент “Живая природа”)

Мимо такой красоты трудно пройти, чтобы не залюбоваться, и призвание художника – донести эту красоту до людей. Красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения не только для художников, но и для поэтов, музыкантов. Есть живописцы, которые всё своё творчество посвятили изображению природы. Мы их называем пейзажистами. Это И.И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, В. Поленов и другие.

(показ репродукций)

Согласитесь, когда смотришь на эти картины, сразу вспоминаешь прекрасные стихотворения о красоте природы, об её сказочном наряде

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,..

А.С. Пушкин

Природа умеет не только дарить людям красоту. Она является и Мастером Украшения, т.к. сама создает такие вещи, которые не подвластны ни одному художнику. Давайте с ним познакомимся.

(Выходит ученик в костюме художника)

Я мастер Украшения, и вам хочу сказать,
Что все свои творения всегда готов отдать.
Для этого вам нужно понять, кто я таков.
Еще понять, что дружно живу средь мастеров.
Когда мы вместе – можем украсить все вокруг,
Понять мы вам поможем, что красота – наш друг!

Вспомним снежинки. Они хрупки и изящны, ни один узор в них не повторяется; сосульки как хрустальные подвески украшают наши дома зимой, а морозные узоры на стекле – они напоминают сказку. В глубинах океана живут удивительные рыбы, природа украсила их ярко и пестро. Заглянем в лес. Там можно увидеть хрупкое нежное творение древнего мастера природы – паучка – паутинку. Она представляет собой сплетение тончайших линий, составляющих своеобразный узор, особенно она нарядна в ожерелье капелек росы, мерцающих как самоцветы, а так же многое другое.

(работа с наглядным материалом)

Итак, на основе природных образов, подключив фантазию, в дело вступает Мастер Постройки. А вот и он.

(Выходит ученик в костюме художника)

Я мастер постройки, серьезный художник.
Природа мой самый надежный помощник.
И если вы будете очень внимательны,
Природа откроет вам мир увлекательный.
Где все совершенно: скорлупка ореха,
Ракушка, улитка, яйцо, паутина,
Она конструирует мудро, красиво,
А мне помогает фантазии сила.

Он создает вещи и предметы, которые украшают наш дом. У каждого из нас дома найдется украшение, декоративная форма которого строится на основе природных образов. Например: светильники, часы, салфетки, женские украшения…

(работа с наглядным материалом)

      

Итак, давайте заглянем в этот удивительный мир радости, добра и красоты.

Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в страну Мастерилию. Добраться до нее не так-то просто.

Как и всякого путешественника, нас ожидают трудности и неожиданные открытия, мы увидим и узнаем что-то новое. В дороге нам помогут смекалка, настойчивость, любознательность и желание научиться тому, что еще не умеем.

Наша задача – передать красоту природы, ее настроение, гармонию. Вот перед нами красавица-осень.

(Выходит девочка в костюме осени)

У меня в корзинке
Ягоды рябинки,
Жёлуди блестящие,
Шишки настоящие.
Целый ворох листьев разных–
Золотых, зелёных, разных,
А ещё есть солнца лучик,
Чтоб помочь умелым ручкам

(раздает природный материал)

Практическая работа в группах: одна группа выполняет композицию из природного материала, остальные рисуют осенний пейзаж по представлению, используя различные техники изображения.

Пока ребята трудятся над заданием, два человека будут отгадывать кроссворд.

Кроссворд “Бумажная путаница”

 

 По горизонтали:

3. Предварительный набросок рисунка для последующего выполнения аппликации или другого художественного произведения.

4. Ритмически построенный узор, составленный из растительных, геометрических элементов.

7. Образец, по которому размечают и вырезают много одинаковых фигур.

9. Чертежный инструмент для вычерчивания окружностей.

12. Инструмент для разрезания бумаги.

По вертикали:

1. Рисунок, представляющий собой сочетание линий.

2. Вещество, с помощью которого соединяют бумажные детали.

5. Изделия, выполненные путем наклеивания, пришивания бумаги, ткани, сухих листьев и других материалов к какому-либо основанию.

6. Заготовка из пластика или картона, в которой вырезана форма предмета для многократного повторения путем ее закрашивания.

8. Инструмент для проведения прямых линий и измерений.

10. Инструмент для письма, рисования, черчения.

11. Узор, выполненный из мелких кусочков различных материалов: бумаги, картона, стеклышек, камешков.

Один из ребят выполняет еще одно задание.

Задание: перечислить предметы, необходимые для работы

Угбама - _ _ _ _ _ _

Артонк – _ _ _ _ _ _

Ныцониж –_ _ _ _ _ _ _

Лейк –_ _ _ _

Шандарак – _ _ _ _ _ _ _ _

Никейла – _ _ _ _ _ _ _

А сейчас давайте посмотрим, что же у нас получилось. Какие красивые поделки и рисунки выполнили наши мастера. Здесь и аппликации из листьев, и игрушки из природного материала, и красочные пейзажи Молодцы, ребята!

(выставка работ)

Пока я выставляю ваши работы, задание для всех:

разгадать пословицу, заменяя букву предыдущей в алфавите.

Л Б Л П Г Н Б Т У Ё С,
У Б Л П Г Б Й С Б В П У Б
(Каков мастер, такова и работа)

Заканчивая сегодняшний урок, мне еще раз хочется вам пожелать:

чтобы красота природы не ускользала от вашего взора. Где бы вы ни были – на лугу, в лесу, на берегу моря, реки – почаще склоняйтесь к земле, траве, песку, воде. Рассматривайте ягоды, травы, цветы. Прислушивайтесь к удивительным звукам природы: пению птиц, шуму дождя, песенке ручейка, и тогда она откроет вам свое бесценное богатство, сокрытое от равнодушного взгляда. Природа по-своему прекрасна в любое время года: весной, когда появляется первая зелень, летом, когда всё расцветает под лучами яркого солнышка, золотой осенью и белоснежной зимой. Красоту можно увидеть даже в крошечной капельке росы, травинке, в маленьком жучке или бабочке. Только любовью и вниманием вы сможете приблизить природу к себе. И от этой внутренней связи с ней станете еще прекраснее и благороднее.

Учитесь видеть неповторимость окружающего мира, тонко чувствовать и понимать прекрасное в природе, радоваться любым её проявлениям.

Ведь это наша Родина. Любите ее, берегите её и не забывайте, что мы за нее в ответе.