Педагогический совет "Здоровьесберегающие технологии в организации учебно-воспитательного процесса"

Разделы: Администрирование школы


I. Предварительная подготовка педагогического совета.

Направленность педагогического совета:

Решение противоречия между интенсивными условиями учёбы и труда и сохранением и укреплением здоровья участников образовательного процесса.

Цель педагогического совета:

Изменение уклада школы с пользой для здоровья участников образовательного процесса

Задачи педагогического совета:

  • Ориентировочная оценка работы школы с точки зрения здоровьесбережения.
  • Определение условий формирования здоровьесберегающего пространства школы.
  • Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
  • Мотивация педагогического коллектива школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.

Ожидаемый результат.

  • Создание основ для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе.
  • Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.

II. Оформление и техническое оснащение заседания педагогического совета.

  • Эпиграф к педагогическому совету

“Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач”
Н.К. Смирнов

Аудиторию необходимо оборудовать мультимедийным оборудованием для демонстрации презентации педагогического совета, в которой представлены тема педсовета, цели, задачи, результаты комплексного исследования работы школы по вопросам здоровьесбережения, технические задания для проблемных групп, проект решение педагогического совета.

III. Ход заседания педагогического совета

1. Краткое сообщение заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе по теме педсовета:

Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки учащихся в современной школе делают задачу сохранения и укрепления здоровья школьников одной из приоритетных.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья учащихся школ. По данным Министерства здравоохранения России, 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются мозговые дисфункции, 35% хронически больны. Лишь 10-15% детей приходят в школу с диагнозом “здоров”.

Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника. Значительная часть нынешних детей имеют повышенную нервную возбудимость, физическую ослабленность вследствие экологического и социального неблагополучия условий жизни.

В нашей школе проблемами здоровьесбережания мы занимаемся на протяжении нескольких лет. В школе разработана программа “Здоровье”.

Основные направления:

  • Соблюдение норм и требований СанПина;
  • Состояние физической активности школьников в период пребывания в школе;
  • Валеологическая направленность урока (карта наблюдения на уроке)
  • Психологический климат в школе;
  • Уровень грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья;
  • Результаты диспансеризации;
  • Питание учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.

Учителя надо не заставлять выполнять часть обязанностей школьного врача или медсестры в качестве подтверждения его заботы о здоровье школьников, а обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников, интегрировать свои усилия в общую программу работы школы, избравшей охрану здоровья одним из важнейших приоритетов развития.

Задача педагогов школы – не дотянуть ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.

2. Работа проблемных групп.
Работа проблемных групп определяется специальным техническим заданием, которое включает минимальный набор вопросов и дополнительные материалы для каждой группы.
Групповая работа продолжается 10 минут.

Проблемная группа № 1 “Школьный урок и здоровье учащихся” (приложение 1)
Проблемная группа №2 “Формирование культуры здоровья ученика” (приложение 2)
Проблемная группа №3 “Здоровье учителя” (приложение 3)
Проблемная группа № 4 “Социальное здоровье ученика” (приложение 4)

3. Презентация результатов обсуждения вопроса.
По окончании работы творческие группы продолжают совместное заседание педсовета. Каждая из групп представляет свои разработки и аргументирует выработанную позицию. После выступления каждой из групп завязывается дискуссия выступающих со слушателями по тем или иным актуальным вопросам представленной темы.

Думаю, что многим знакомо такое состояние, когда в самый неподходящий момент наваливается усталость, при одной мысли о работе возникает головная боль, а люди (даже самые близкие) вызывают раздражение. Именно так проявляются первые симптомы профессионального выгорания у людей таких профессий, которые предполагают постоянную работу с людьми и связаны с обучением и воспитанием.

Психологи выявили ряд симптомов, которые могут указывать на “профессиональное выгорание”:

1. Усталость;

2. Утомление;

3. Истощение;

4. Бессонница;

5. Пищевые нарушения.

Демонстрация таблицы “Группы риска” (таблица 1)

Три основных фактора выгорания:

  1. Организационные – отсутствие удобного рабочего места, условий для отдыха в перерывах, многочасовая работа, низкий социальный статус профессии;
  2. Ролевые – конфликт ролей (“или семья, или работа”), ролевая неопределённость;
  3. Личностные – мотивы деятельности и оценка её значимости (если работа выглядит в собственных глазах специалиста не значимой, то выгорание развивается быстрее), перфекционизм (“синдром отличника”).

Выделяют 5 основных этапов профессионального выгорания:

Этап 1. Предупреждающая стадия.

Один из наиболее важных “пусковых механизмов” выгорания – сужение жизненного пространства личности лишь до профессиональной деятельности. Если работа становится главной ценностью и смыслом всей жизни человека, она обедняет личность. Излишний “рабочий энтузиазм” становится особенно разрушительным, если не вознаграждается материально или хотя бы морально.

Итак, предупреждающую стадию можно охарактеризовать как чрезмерную вовлечённость специалиста в профессиональную деятельность. Он жаждет успеха и признания, изо всех сил старается “быть лучшим”, что требует чрезвычайно больших энергетических затрат.

Возникает эмоциональное истощение (чувство усталости, бессонница, невнимательность). Очень важно заметить эти “первые звоночки” и воспринять их как своеобразный сигнал “SOS”, как предупреждение о том, что с нами происходит нечто неладное.

Этап 2. Первая стадия выгорания.

Если специалист не обращает внимания и продолжает “увеличивать обороты”, он плавно вступает в первую стадию выгорания.

Прежде всего, исчезает радость от работы, все эмоции “притупляются”, проявляется некоторая отстранённость в отношениях с людьми, всё чаще возникает смутное раздражение: “Ну, не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!”

По отношению к сотрудникам – приписывание вины за собственные неудачи другим людям; проявление негуманного отношения к людям, с которыми работаешь, ученикам, подчинённым.

По отношению к профессиональной деятельности – нежелание идти на работу; стремление искусственно продлить перерывы в работе (опоздание, уход с работы раньше времени).

Этап 3. Вторая стадия выгорания.

Её основная примета – отчуждение от людей. Всё чаще возникает раздражение, а потом и более глубокие негативные чувства по отношению к людям: и к тем, с кем приходится работать, и к тем, с кем человек общается вне работы. На этой стадии руководители попросту “срываются”, “спускают собак” на подчинённых, а учителя на учеников. Более “дипломатичные” педагоги и психологи изо всех сил стараются “держать себя в руках”.

На второй стадии основными становятся следующие эмоциональные реакции: депрессия и агрессия.

Этап 4. Третья стадия выгорания (“Истощение”).

Это глубокое выгорание, затрагивающее личность в целом. Негативные изменения захватывают все уровне личности: безразличие, депрессия, обида на весь мир, головные боли, апатия, сонливость или бессонница, повышенное давление, тахикардия, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, отвращение к пище или, наоборот, постоянно что-то жуют, как бы стремясь “успокоить” себя и заполнить пустоту внутри.

Этап 5. Завершающая стадия (“Разочарование и отчаяние”).

Её особенность – ощущение пустоты, беспомощности и бессмыслия не только работы, но и жизни. Человек становится опасно равнодушным ко всем и всему, даже к собственной жизни. По привычке он ещё пытается сохранить внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но, если приглядеться, станут заметны пустой взгляд и какое-то странное окаменение тела. Безразлично всё: другие люди, любимая раньше работа и он сам.

Для тех, кто находится на этом этапе, есть только два выхода: первый – расставание с работой, второй – непростая работа по восстановлению себя как человека и профессионала.

Требуется настоящее мужество, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь.

Что нужно делать и чего не нужно делать при выгорании:

  1. Не скрывайте свои чувства. Научитесь выражать их культуросообразным образом. Учитесь обсуждать их вместе со своим наставником или теми коллегами, которым доверяете. Однако именно обсуждать, чтобы найти выход, а не жалуйтесь.
  2. Не избегайте говорить о неприятных для вас ситуациях, но при этом не забывайте рассказать об успехах и достижениях. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  3. Не стесняйтесь попросить о помощи и принять её.
  4. Не позволяйте чувствам стеснения, неловкости или почти подростковому “Я сам!” останавливать вас, когда другие представляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  5. Не ожидайте, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут только углубляться.
  6. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  7. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок жизни, насколько это возможно.

Ресурсный подход (от помощи – к самопомощи и самокоррекции)

  1. Я “в порядке” (хороший) – Ты “в порядке” (хороший)

Это единственная продуктивная из всех четырёх позиций, - неслучайно её называют “позицией успеха”. Люди с такой позицией – оптимисты: они принимают себя и других и обладают адекватной самооценкой. В целом они удовлетворены собой, своей работой и своими отношениями с людьми. Учителя с такой позицией можно назвать счастливыми, - они уверены в себе и любят свою работу. На уроке чувствуют себя “как рыба в воде или как птица в воздухе” и без лишней суеты вовлекают учеников в совместную деятельность. Удивляться здесь нечему: уверенность и лёгкость “заразительны”, а диалог стимулирует поиск ответа. Страх на их уроках отсутствует: даже на неудачные ответы “счастливые учителя” реагируют конструктивно.

2. Я “в порядке” - Ты “не в порядке” (“Я лучше – ты хуже”)

Этот вариант жизненной позиции менее оптимистичен: педагог принимает и высоко оценивает себя, но вот других – не очень.

Подобных учителей дети побаиваются. Коллеги к ним тоже относятся настороженно: нелегко выносить болезненно раздутое самолюбие, высокомерие, стремление подавить других и склонность постоянно преувеличивать свои заслуги.

3. Я “не в порядке” - Ты “в порядке” (ты лучше меня)

Те, кто занял эту позицию, смотрят на мир снизу вверх. Они недостаточно уверены в себе, но при этом чувствуют себя недооцененными и жгуче завидуют своим успешным коллегам. Любую сложность воспринимают как подтверждение “несправедливости мира” и “своей невезучести”. В школе, как правил, чувствуют себя не слишком уютно: трепещут перед администрацией, испытывают затруднения в общении с детьми и часто жалуются на дисциплину. Если “есть куда уйти”, надолго здесь не задерживаются.

4. Я “не в порядке” (плохой) – Ты “не в порядке” (плохой)

Это самая трагичная из всех позиций. Низко оценивая и себя, и других, её обладатели считают всех в каком-то смысле ущербными. Позиция: “Я сейчас поняла: все мы здесь несчастные люди. И я – самая несчастная”. В психологии эту позицию называют “депрессивной”: стимулируя чувства подавленности и безнадёжности, она приводит к утрате желания хоть что-то изменить в своей жизни (“Никогда хорошо не жили, и начинать не стоит”).

ПОМОГИ СЕБЕ САМ: осваиваем приёмы саморегуляции и самоподдержки.

Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому учителю необходимо перейти от “борьбы с выгоранием” к заботе о себе. Помните стандартную фразу, которую произносит в начале полёта, демонстрируя “спасательное оборудование” стюардесса? “Если вы путешествуете с ребёнком, сначала подышите через кислородную маску сами, а потом приложите её к лицу ребёнка”. В педагогической профессии – так же: только позаботившись о самом себе, учитель сможет быть полезным своим ученикам. Согласитесь: “сгореть на работе” - это не очень профессионально.

Познакомимся со способами саморегуляции, которые можно использовать как “скорую помощь” в напряженных ситуациях и, прежде всего при опасности внезапных вспышек раздражения, которые травматичны не только для учеников, но и для учителя. После них приходит расплата — жгучее чувство стыда за “потерю лица”. По мнению американского психотерапевта Элайн Джил, стыд — одно из наиболее “ядовитых” чувств, разрушающее сами основы личности. Впрочем, в русском языке существует устойчивое словосочетание “провалиться от стыда”, — оно о том же самом.

Саморегуляции — это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряжённость, активировать свою деятельность, восстановить силы.

К эффектам саморегуляции относятся:

  • Эффект успокоения (устранение эмоциональной напряжённости);
  • Эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
  • Эффект активизации (повышение психофизиологической активности).

Условно все способы саморегуляции можно разделить на две группы: естественные и искусственные (специально созданные человеком психотехники).

Естественные способы саморегуляции знакомы каждому: они настолько привычны и органичны для человека, что “включаются” помимо его сознания и воли, “сами собой” (не случайно их называют бессознательными). Наверняка, каждый из вас интуитивно использует множество таких естественных способов саморазрядки и саморегуляции (вы “отсыпаетесь” в выходные дни, потягиваетесь, разминая мышцы после сидячей работы, пьёте чай, общаетесь с природой и животными, пользуетесь массажем, предпринимаете групповые походы в сауну, танцуете, слушаете музыку). Однако некоторые из естественных способов “разгрузки” можно осознать и с пользой применить в рабочих ситуациях.

Задумайтесь и вы, какими естественными способами снятия напряжения, разрядки или, наоборот, повышения тонуса пользуетесь в обыденной жизни. Возможно, их можно осознать, а затем сознательно использовать для управления своими психическими состояниями на работе.

Среди них могут оказаться смех, улыбка и юмор; воспоминания о тех или иных эмоциональных состояниях; всевозможные движения типа потягивания, глубокого расслабления мышц, изменение ритма шагов или попросту глубокого вдоха; умение в напряжённой ситуации на минуту перевести взгляд с собеседника на пейзаж за окном, цветок, картину, фотографию; реальное или воображаемое “купание” в солнечных лучах; чтение любимых стихов; умение просто так похвалить собеседника или сделать комплимент и т.д. (приложение 5).

4. Формулировка проекта решение педагогического совета.

Аналитическая группа формулирует проект решения педсовета, в основу которого положены предложения проблемных групп:

  • Определить как одну из приоритетных задач школы – создание условий по охране и укреплению здоровья учащихся, создание оптимальных условий работы педагогов.
  • Разработать школьную программу обеспечения приоритета здоровья.
  • В перечень должностных обязанностей учителей и специалистов включить пункты, касающиеся их деятельности в сфере здоровья.
  • Включить в договоры с родителями пункты о взаимодействии в решении приоритетной задачи здоровьесбережения.
  • Усилить контроль за обеспечением выполнения законодательства по охране здоровья школьников.
  • Определить ответственность учащихся о сохранении и укреплении своего здоровья.
  • Разработать критерии оценки результативности деятельности школы и её работников по охране здоровья учащихся.
  • Вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность по вопросам здоровьесбережения.
  • Организовать мониторинг и создать банк данных уровня физического и психического здоровья обучающихся с проведением анализа заболеваний и их динамики.
  • Организовать семинары для учителей по проблеме здоровье сбережения.
  • Методическому совету школы, методическим объединениям организовать работу по изучению и внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий.
  • Спланировать систему родительских собраний, включая темы по формированию здорового образа жизни ребёнка и культуры здоровья.
  • Организовать работу по оздоровлению педагогического коллектива.
  • Ежегодно предусматривать подготовку и переподготовку педагогических и административных кадров по проблеме охраны здоровья.
  • Разработать и включить в учебный план на 2013–2014 учебный год элективные курсы, направленные на формирование культуры здоровья.

См. презентацию.