"Четырехугольники". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, закрепления умений по теме "Четырехугольники".

Цель урока: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации по темам «Параллелограмм», «Трапеция», «Ромб», «Прямоугольник», «Квадрат».

Задачи урока:

  • Обучающие: систематизировать основные свойства и признаки четырехугольников, их определения и установить связь между основными фигурами, изучаемыми в одной теме; активизировать работу учащихся; привести в систему теоретические знания по теме "Четырехугольники"; закрепить навыки решения задач по данной теме; определить сферы практического применения знаний.
  • Развивающие: развитие поисковой, творческой, познавательной деятельности; развитие инициативы, самостоятельности принятия решений, уверенности в своих силах; развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);развивать пространственное мышление; развивать логическое мышление.
  • Воспитывающие: развитие математической культуры речи; формирование эстетического наслаждения от выполненной работы; формирование навыков само- и взаимоконтроля прививать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей; прививать интерес к предмету ,формировать навыки социального общения, навыки коллективной работы

Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.

Оборудование урока: компьютер; видеопроектор; доска; презентация к уроку; раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент, постановка цели.

II. Актуализация знаний по теме, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях,

Сказка-загадка

Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали решать, кто будет их королем. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: "Давайте все отправимся в царство четырехугольников. Кто придет первым, тот и будет королем". Все согласились. Рано утром отправились все в путешествие. На пути им встретилась река, которая сказала: "Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам". Часть четырехугольников осталась на берегу, остальные благополучно перебрались на тот берег и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала: "Я пропущу только тех, у кого диагонали равны". Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до большого обрыва, над которым был узкий мост. Мост сказал "Меня перейдут только те, у кого диагонали пересекаются под прямым углом". По мосту прошел только один четырехугольник, который, добравшись до царства, был провозглашен королем.

Вопросы:

  1. Кто стал королем?
  2. Кто был основным соперником?
  3. Кто первым выбыл из соревнования?

Запишите ответы в тетради, а правильность ваших ответов мы проверим в конце урока.

Презентация. 

Параллелограмм 

  1. Дайте определение параллелограмма (слайд 1)
  2. Перечислите свойства параллелограмма , признаки параллелограмма (слайд 2,3)

Решите задачу №1 в тетради (слайд 4)

Задача №1

В параллелограмме MONK биссектриса угла М пересекает сторону ON в точке D. Докажите, что MOD – равнобедренный.

Дано:

MONK – параллелограмм,
MD – биссектриса угла ОМК

Доказать: MOD – равнобедренный.

Проверим решение задачи (слайд 5)

Задача №2 (слайд 6)  

(Запишите условие задачи и сделайте чертеж. Оставьте место для решения дома.)

В параллелограмме ABCD биссектриса угла B пересекает сторону AD в точке M, а биссектриса угла D пересекает сторону BC в точке K. Докажите, что:

  1. AMB = ∆CKD;
  2. BMIIDK

Трапеция

  1. Дайте определение трапеции (слайд 7) Частные виды трапеции (слайд 8)
  2. Какие свойства углов при параллельных прямых и секущей можно использовать в решении задач на трапецию (слайд 9)
  3. Какие виды дополнительных построений при решении задач часто используются (слайд 10)

Сформулируйте теорему Фалеса (слайд 11)

Решите задачу № 3 в тетради по вариантам: 1-а ; 2-б (слайд 12)

Задача №3

Трапеция CDEF – равнобедренная, CF и DE – её основания.

Найдите: неизвестные углы трапеции, если:

а) С = 67° , б) D = 112° , в) Е = а

Найдите: углы треугольника FCE,если известно , что

а) угол DEC = 60°, б) угол CDE = 100°

Прямоугольник

  1. Дайте определение прямоугольника (слайд 13)
  2. Перечислите свойства прямоугольника , признаки прямоугольника (слайд 14, 15, 16)

Реши задачу №4 в тетради по вариантам: 1-1); 2-2) (Слайд 17)

Задача №4

Точка пересечения диагоналей прямоугольника соединена с серединами двух соседних сторон.

Определите:

  1. вид отсекаемого четырехугольника
  2. периметр отсекаемого четырехугольника, если

периметр данного прямоугольника равен 52см.

*Физкультминутка (слайд 18) в течение 10 секунд посмотри на таблицу, а затем восстанови ее в тетради (слайд19), но не названием четырехугольников , а рисунком(слайд 20).

Ромб

  1. Дайте определение ромба (слайд 21)
  2. Перечислите свойства ромба, признаки ромба (слайд 22, 23)

Квадрат.

  1. Дайте определение квадрата (слайд 24)
  2. Перечислите свойства квадрата, признаки квадрата (слайд 25)

Продолжи предложение «Для того, чтобы доказать, что данный четырехугольник является квадратом, можно…..» (слайд 26)

Задача №5 (слайд 27)

Два диаметра окружности перпендикулярны. Докажите, что их концы являются вершинами квадрата.

Дано: О – центр окружности
AB и CD – диаметры
AB перпендикуляр CD

Доказать: ABCD – квадрат.

*Тест, с взаимопроверкой (слайд 28-37)

Ответы (слайд38)

III. Подведения итогов и формулирования выводов. Рефлексия.

ернемся к началу урока

(прочитать сказку) ответьте на вопросы сказки , не заглядывая в свои предыдущие ответы

  1. Кто стал королем? (Квадрат)
  2. Кто был основным соперником? (Прямоугольник)
  3. Кто первым выбыл из соревнования? (Трапеция)

Сверили ответы. Сделали вывод.

IV. Домашнее задание.

(Распечатать для каждого ученика.)

  1. Задача № 2 (слайд 6) В параллелограмме ABCD биссектриса угла B пересекает сторону AD в точке M, а биссектриса угла D пересекает сторону BC в точке K. Докажите, что: 1) ∆AMB= ∆CKD; 2)BM IIDK
  2. Диагональ ромба образует с одной из его сторон угол 40°. Найдите углы ромба.
  3. В четырехугольнике ABCD отрезок АО - медиана треугольника ABD, отрезок ВО - медиана треугольника АВС. Определите вид четырехугольника.

Литература:

  1. Геометрия 7-9 класс Л.С. Атанасян.
  2. Поурочные разработки по геометрии 8 класс Н.Н. Гаврилова издательство "ВАКО", 2009.
  3. Геометрия. Задачник-практикум для 8 класса. Н.Б. Мельникова, Г.Б. Лудина, Н.М. Лепихина, Г.А. Захарова.