"Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цель:

  • формировать нравственные знания;
  • развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;
  • воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.

Оборудование: плакаты с пословицами о доброте и вежливости. Фонограммы песен: “Если добрый ты” и “Улыбка”, рисунки детей “Делай добро”, “Помоги тем, кому трудно”

Ход мероприятия

Учитель: Уважаемые гости, ребята. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Давайте нашу встречу начнем с известной песни.

Песня “Если добрый ты”

Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал.
Если ясный день это хорошо,
А когда наоборот плохо.

Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот плохо.

С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь с ними веселей,
А когда наоборот скучно.

Учитель: чему учит нас эта песня? (Доброте.)

– Тема нашего мероприятия “Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть”. Не только о доброте и о вежливости пойдет сегодня у нас разговор.

Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы было приятно с тобой. Это уважение к людям.

Дети, какие правила вежливости вы знаете?

Правила вежливости:

  • В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
  • Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
  • Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
  • Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

Учитель. Попробуем определить, какие вы “знатоки” правил вежливости. Для этого поиграем в игру “Вежливо – невежливо”. Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет, были действия в ней. Если вежливыми были действия, то вы поднимете зеленый шар, а если нет, то – красный. (Детям раздаются воздушные шары – красные и зеленые.)

Поздороваться при встрече… (вежливо).
Толкнуть, не извиниться… (невежливо).
Помочь подняться, поднять упавшую вещь…(вежливо).
Не встать, обращаясь к учителю…(невежливо).
Взять билет в трамвае…(вежливо).
Не уступить место пожилому…(невежливо).

У. В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.

Ученик читает стихотворение Николаенко “Доброта”.

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты,
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я отвечу тебе прямо:
Это – мама, мама, мама!

У. Мама – мир подарила, жизнь подарила мне и тебе! И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд.

Учитель: Доброта – стремление человека дать счастье всем людям.

Ученик 1.

Понять и исполнить
Желанье другого,
Одно удовольствие –
Честное слово!

2 ученик.

Добрым быть совсем,
Совсем не просто,
Не зависит доброта
От роста,
Не зависит доброта
От цвета.
Доброта – не пряник,
Не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Учитель: Добро, сделанное втайне, отплатится явно. Делать людям хорошее – хорошеть самому. Красоту уносят годы, доброту не унесут! Много славных дел ждет вас, но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми. А теперь посмотрите сценку “Сегодня здравствуйте!”

Айнур вытолкнул ребят в коридор, расставил их вдоль стены.

– Инсаф, ты будешь говорить: “Здравствуйте!”
Инсаф произнес: “Здрасте”.
– Ты что? Одного слова сказать не можешь?
– Здрасьтевуте.
– Через пять минут девочки придут! Повторяй за мной: здрав-ствуй-те!
– Здрась-вут-те...
– Рамиль, у тебя будет: “Добро пожаловать!” А ты, Инсаф, говори: “Явились, не запылились!”
– А вдруг учитель? А мы ему скажем: “Здрасьте! Добро пожаловать! Явились, не запылились!” Еще, может: “Кто это к нам пришел? У-тю-тю-тю!”
Девочки заходят в класс, удивляясь вежливости мальчиков. И вдруг заходит Ранис: Вы что, не идете на футбол?

Айнур: У нас час вежливости с двух до трех.

Ранис: Так уже три часа!

Все: Ура! Кончай вежливость!

У. Что вы можете сказать о героях сценки? Вежливы ли они?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда.

Под музыкой появляется Буратино и Мальвина.

У. К нам пришли гости Буратино и Мальвина. Давайте их встретим.

Мальвина (вежливо): Здравствуйте, дети, гости дорогие!

Буратино (бурчит): Здравствуйте!

Мальвина: Буратино, почему ты такой грустный?

Буратино: Ну вот, не могу решить задачу, до чего она трудная?

Мальвина: А мы с ребятами можем тебе помочь?

Буратино: А вы сможете?

Дети: Да-да.

Сценка.

Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько часов?” Прохожий достает часы, считает: одни, двое…

У.Обращаясь к прохожему, мальчик сделал ошибки. Ответьте, какие ошибки он сделал?

Ответы детей: Он не должен был кричать, а спокойно спросить: “Скажите, пожалуйста, который час?”

– Не часов, а который час?

– И после ответа взрослого надо сказать “Спасибо”

Буратино: Спасибо, вы меня выручили.

Учитель: Вежливость проявляется и в соблюдении приветствия взрослых и школьников. Встретив знакомого нужно здороваться приветливо, глядя в лицо. Со старшими здороваться нужно первым. Ко всем взрослым и незнакомым надо обращаться на “вы”, а которых знаете по имени и отчеству.

Слова привета, слова благодарности называют вежливыми словами. А какие вежливые слова вы знаете?

Игра “Цепочка вежливых слов”

(Дети, не повторяя, называют вежливые слова.)

Спасибо, до свидания, пожалуйста, извините, будьте добры, доброе утро, здравствуйте, добрый день, рәхмәт, сау булыгыз, исәнмесез, добрый вечер, будьте любезны, будьте здоровы, хәерле иртә, хәерле көн.

Учитель: Эти слова вы должны употреблять не только по отношению к взрослым, но и друг другу.

Мальвина: Буратино, я слышала, что ты часто говоришь плохим тоном с окружающими людьми.

Буратино: Не было такого, не было, не было…

Мальвина: Но вот, опять ты за свое. А когда ты говорил Папе Карло: “Хочу мороженое, хочу мороженое” – или “Хочу в школу” – разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?

Буратино: Может быть, я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: “Ну, как посадка прошла?” Он обиделся почему – то, и ушел. А что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, и я, чтобы утешить его, спел: “Клякса – вакса – гуталин, на носу горячий блин!” Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята. (Мнение ребят.)

Д. Не надо было замечать, что Пьеро упал.

– Нельзя обзываться.

Мальвина: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали, ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.

Буратино: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут, а замолчали! Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие! Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу, смеются над неудачами товарищей.

Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже, кто лучше себя ведет, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: “Слово лечит, слово и ранит”. Запомните это.

Учитель: Ребята, давайте им покажем наш танец “Кадриль”. Мальвина и Буратино много рассказали о себе. А теперь мы их проводим. До свидания Буратино и Мальвина.

До свидания!

Ученики исполняют частушки Георгия Ладошникова.

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны.
Запеваете, не зевайте,
Выходите, плясуны.

Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла.
И под музыку запела,
Про знакомые дела.

В поезд входят три юнната:
“Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!”

Говорит лентяйке мать:
“Убери свою кровать”.
“Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала”.

А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами,
Не проходят синяки.

Витя очень умный мальчик,
Может все он смастерить.
Только “здравствуй” и
“Спасибо” не умеет говорить.

Тетя Сима попросила,
Слазить Витю на чердак.
– Извините, тетя Сима.
Я вам вовсе не батрак.

Мы веселые частушки
Вам исполнили сейчас,
О себе, о дружбе нашей,
И о кое – ком из вас.

Учитель: Прослушав, эти частушки некоторые ребята узнали, наверное, себя. Чтобы не быть похожими на героев частушек, смотрите на себя со стороны. Каким мы должны быть, послушаем стихи о доброте.

Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Старику опорой будь,
Малыша не дай в обиду.
Уступай больному путь,
И скамейку инвалиду.

Твой долг любить и уважать
Родителей, отца и мать.
Быть старшим другом младшим братьям

И всем, чем можно помогать им.

Учитель: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Я дарю вам на память солнышко. Но здесь есть вежливые слова, вы должны их отгадать.

Растает даже ледяная глыба,
От слова теплого...

Д. Спасибо.

У. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит...

Д. Добрый день.

У. Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы...

Д. Спасибо.

У. Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече...

Д. Здравствуйте!

У. Когда нас бранят за шалости, говорят...

Д. Прости, пожалуйста.

У. И во Франции, и в Дании на прощание говорят...

Д. До свидания.

Песня “Улыбка”

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется,

Припев:

И тогда наверняка вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Добрый лес простится с тишиной,
И захлопает в зеленые ладоши.

Припев.

От улыбки станет всем теплей,
И слону и даже маленькой улитке.
Так пускай повсюду на земле
Словно лампочки включаются улыбки.

Учитель. Наше мероприятие подошло к концу. О чем мы говорили? Помните, что ничто не обходиться нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта.