Конспект урока литературы по теме "Секреты комического"

Разделы: Литература


Тип урока - урок изучения нового материала.

Цель урока – организовать работу по усвоению учащимися понятия “комическое”, познакомить с приемами создания комического: несоответствие, соединение несоединимого, гиперболизация.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием “комическое”;
  • Вырабатывать умение распознавать, выявлять приемы комического на примере произведений великих мастеров слова: А.П.Чехова, М.М.Зощенко, Д.Хармса;
  • Обучать инсценированию художественного произведения, работе над созданием художественного образа (интонационная окраска голоса, пластика, костюм);
  • Подвести учащихся к написанию своего юмористического рассказа с использованием различных средств создания комического эффекта.

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать художественный текст;
  • Знакомить со стилем писателя, наблюдать за средствами художественной выразительности;
  • Развивать творческие способности учащихся;
  • Развивать живой интерес к чтению художественной литературы и к родному языку.

Воспитательные:

  • Развивать культуру речи;
  • Развивать чувство юмора;
  • Развивать умение слушать и чувствовать “партнера по сцене”;
  • Воспитывать доброжелательный, положительный климат в коллективе.

Подготовка урока:

  • Инсценирование произведений А.П.Чехова “Радость”, М.М.Зощенко “Аристократка”, Д.Хармса “Врун”; Слово о Данииле Хармсе в исполнении ученика.

Оборудование урока:

  • Портреты писателей А.П.Чехова, М.М.Зощенко, Д.Хармса;
  • Распечатанные текстов рассказов А.П.Чехова “Радость”, М.М.Зощенко “Аристократка”, стихотворения Д.Хармса “Врун” на каждой парте.

Оформление доски:

  • Тема урока;
  • Портреты писателей;
  • Комическое (от греч. komikos – веселый, смешной);
  • 3 задания к рассказу М.М.Зощенко “Аристократка” (на закрытой доске).

Словарная работа: комическое; приемы создания комического: несоответствие, соединение несоединимого, гиперболизация; аристократ.

Ход урока

- На уроках литературы в этом году нам не раз приходилось говорить о комическом, смешном.

Актуализация читательского опыта.

- Какие писатели (давайте вспомним их имена) подарили нам немало веселых минут? (Н.В.Гоголь “Ночь перед Рождеством”, А.П.Чехов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”, “Лошадиная фамилия”, М.М.Зощенко “Встреча”, “Галоша”)

- Как вы думаете, легко ли написать юмористический рассказ? Конечно, нет. Ведь о забавном, курьезном случае можно рассказать совсем неинтересно. А можно рассказать так, что твои слушатели или читатели будут от души весело хохотать. Наверное, здесь есть какие-то секреты? А раскрыть эти секреты сегодня на уроке нам помогут признанные “короли смеха”: А.П.Чехов, М.М.Зощенко, Д.Хармс.

Объявление темы урока и постановка цели.

- Тема нашего урока “Секреты комического”. Будем учиться у великих. Пусть они нам подскажут, какие существуют приемы юмористического повествования. Нам с вами нужно только их разглядеть, угадать, чтобы потом воспользоваться ими для написания своего смешного рассказа.

Итак, первая страничка нашего урока посвящена творчеству А.П.Чехова. (Инсценирование рассказа А.П.Чехова “Радость)

- Почему свой рассказ А.П.Чехов назвал “Радость”? (Это то состояние, в котором пребывает главный герой – хохочет, не в силах держаться на ногах от счастья)

- Когда человек испытывает радость?

- В чем комизм этой ситуации? (Несоответствие – повода для радости нет, а герой радуется)

Несоответствие – так называется один из приемов комического (на доске появляется название приема, ребята записывают в тетрадь)

- Как прославился герой? (В нетрезвом состоянии упал под лошадь, получил удар оглоблей по затылку; об этом случае написали в газете)

- Скажите, умный ли способ прославиться?

- О чем этот рассказ? (О человеческой глупости)

- Сам герой осознает свою глупость? (Нет. Он даже по ходу чтения заметки комментирует, сообщает подробности, бежит показывать статью другим. Спешит поделиться “радостью”)

Вторая страничка урока посвящена М.М.Зощенко и героям его рассказа “Аристократка” (инсценировка).

- Ребята, рассказ называется “Аристократка”. Как вы понимаете значение этого слова. Кого называют аристократом, аристократкой? (Аристократа отличает внешняя изысканность, утонченность поведения, особая манера держаться)

- Кого можно назвать аристократом у Зощенко? (Никого).

Опять прием несоответствия.

- Над чем вы смеялись? (Над скупостью, грубостью, мелочностью главного героя; над тем, с какой жадностью дамочка поедала пирожные; над экспертами, которые всерьез решали, сделан ли надкус на пирожном)

- Безусловно, мы смеемся над речью героев. Что можно сказать о языке героев Зощенко? (Слова грубые. Герои их неверно употребляют)

- Какие слова, выражения вам запомнились? Приведите примеры. (Буржуй нерезаный, жрет)

Да, у героев М.Зощенко речь часто неправильная, лексика грубая.

- Разве писатель не знал хороших слов?

Вы правы, это еще один литературный прием, – сниженная, неверная речь – вызывающий наш смех над невежеством, бескультурьем. (Запись приема в тетрадь)

- Теперь представьте, что вы переводчики. Ваша задача – “перевести” подчеркнутые слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля. При этом постарайтесь передать язык героев рассказа Зощенко.

(Задания выполняются на доске)

Съела она с кремом, взяла другое. (“схватила”, “цоп”)

Автор передает экспрессию – быстро, чтоб не отобрали.

А денег у меня мало. (“кот наплакал”, “с гулькин нос”, “в обрез четыре штуки”)

Зощенко использует здесь фразеологизмы.

- Смешными могут быть не только слова, но и разные формы слова. Исправьте ошибки.

  • Ложи, говорю, взад!
  • Которые без денег – не ездют с дамами.
  • Надкус на ем сделан и пальцем смято.
  • Во рте зуб блестит.
  • А она испужалась.

- Вызвать смех может также неожиданное соединение слов. Закончите предложения, сохранив авторскую лексику:

Не пора ли нам в театр ... ? (“сесть”)

С беспокойством шарю по карманам, смотрю ... . (“рукой”)

- Такой прием называется соединение несоединимого. (Запись приема в тетрадь)

А следующего автора мы решили представить особо, ведь с его именем на уроках литературы мы встречаемся впервые. А еще потому, что в жизни он был человеком очень незаурядным, эксцентричным.

Слово о Данииле Хармсе (представляет писателя ученик, внешность и одежда которого стилизована “под Даниила Хармса”):

- У маленького Дани Ювачева было много талантов. Он имел абсолютный музыкальный слух, хорошо рисовал, был смышлен и находчив. Да еще проказник и выдумщик, что смущало рассудительного отца. И он решил отдать сына в самое дисциплинированное среднее учебное заведение Петербурга – Петершуле. Так называлось училище св.Петра, находившееся в центре города – на Невском.

Благодаря Петершуле (и домашним учителям) Даня Ювачев неплохо владел немецким и английским языками. Знатоки утверждали, что по-немецки он говорил с безукоризненным берлинским произношением. По-английски он читал. Подобно Чуковскому и Маршаку, Даниил Хармс знал английскую поэзию для детей в оригинале.

Еще в детстве жизнь переделал в игру. Однокашники Ювачева вспоминали бессчетные “Данины проделки”.

Да и став взрослым, он продолжал бороться с ощущением жизни как привычной.

Так появился литературный псевдоним – Даниил Хармс (всего их было около тридцати). Он “чудил”, придумав себе необыкновенную внешность: курил из небольшой гнутой трубочки, носил брюки “гольф”, лихо отстукивал чечетку. У него был даже собственный алфавит. А объявление о своем публичном выступлении он сделал на карнизе дома.

Хармс работал в детских журналах “Чиж” и “Еж”. Зарабатывал немного. К деньгам относился беспечно. “Жизнь, как подарок, должна быть бескорыстной”,- говорил он.

Звучит выразительное чтение стихотворения Д.Хармса “Врун”.

- Почему главный герой стихотворения Хармса прослыл вруном? (Он врет про папу, у которого сорок сыновей, про летающих собак, про колесо вместо солнца и т.д.)

Это веселое стихотворение имеет форму детской дразнилки.

- Что высмеивает автор, над чем смеемся мы вместе с ним? (Над детским бахвальством вруна, но и над доверчивостью, простодушием его многочисленных слушателей)

- Я думаю, что вы без труда сможете назвать этот прием комического. Конечно, это преувеличение (гиперболизация). (Запись приема в тетрадь)

- Итак, наш урок подошел к концу. Мы славно потрудились, смогли узнать сами и рассказать другим о секретах комического. Давайте еще раз их перечислим.

Домашнее задание.

- А теперь в тетрадях под записями, которые вы сделали сегодня на уроке, пусть появится ваш собственный смешной рассказ. И я полагаю, что в его написании вам помогут тайны, подсказанные “королями смеха” А.П.Чеховым, М.М.Зощенко, Д.Хармсом.