На балу у Физики

Разделы: Физика

Классы: 8, 9


Цели мероприятия.

Обучающие: выработка предметных компетенций, привитие интереса к предмету, обобщение ранее изученного материала по тем: первоначальные сведения о строении вещества, демонстрация применимости в жизни знаний, получаемых на уроках.

Развивающие: развитие умений творчески подходить к решению задач, коммуникативных способностей детей, умений выступления перед аудиторией.

Воспитательные: привитие навыков культурного общения, выявление способностей детей, воспитывать аккуратность, добросовестность, прививать интерес к изучаемому предмету.

Действующие лица: Физика - устроитель бала (ведущая мероприятия), Математика - гостья бала, Придворные математики – 3 ученика, Информатика - гостья бала, Придворные волшебники (показывают занимательные опыты) – 4 ученика, Знатоки физических загадок – 2 ученика, Скоморох (предлагает весёлые задачи), Придворные поэты (читают стихи с физическим содержанием).

Участники мероприятия: ученики 7-8 классов.

Оборудование к демонстрациям: бумажное полотенце, стакан, пластиковая миска или ведёрко, в которое можно налить достаточное количество воды, чтобы она полностью покрыла стакан, плотная бумага, свеча, ножницы, два стеклянных сосуда с водой, картофелина,

Оснащение мероприятия: компьютер, проектор, экран или ИД.

Мультимедийное сопровождение мероприятия: Flash-тест “Информация вокруг нас” (Приложение 1), Пояснительна записка к тесту (Приложение 2) презентация “Красота математики” (Приложение 3), слайд-шоу “Гармония фракталов” (Приложение 4) , презентация “Задачи по загадкам” (Приложение 5).

Форма: внеклассное мероприятие с мультимедийным сопровождением.

Время реализации мероприятия: 60 минут.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные:

  • развитие мотивации, познавательного интереса к предмету;
  • формирование коммуникативных навыков (взаимопомощи, чувства коллективизма, индивидуальной и коллективной ответственности за результаты работы);
  • развитие внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, использовать все свои возможности, ориентироваться в нестандартных ситуациях, настойчивости в достижении цели, интеллектуальных способностей.

Метапредметные:

  • коммуникативные умения – умение ясно и четко излагать мысли; умение убеждать; умение аргументировать; умение анализировать высказывания;
  • межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в коллективе, умения слушать и слышать, умение анализировать (способность к рефлексии и саморефлексии);
  • критическое и системное мышление – развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах;
  • умения работать с информацией – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать информацию и представлять ее в понятной форме;
  • умения ставить и решать проблемы – способность формулировать, анализировать и решать проблемы.

Предметные:

  • владение базовым понятийным аппаратом (физические величины, физическое тело, плотность, давление, виды информации и т.д.); использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;
  • овладение практически значимыми умениями и навыками, их применение к решению физических задач;
  • умение анализировать полученные результаты и соотносить их с условием задачи, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • умение работать с математическим текстом; выполнять устные, письменные вычисления;
  • точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя физическую терминологию и символику, использовать различные физические понятия и явления, физические законы.

Содержание и ход мероприятия

Организационный момент.

Звучат фанфары, в зал входит Королева Физика и приветствует всех и приглашает гостей.

Физика: Внимание! Внимание! Все учащиеся школы! Сегодня в стране естественно-математических наук состоится бал! Это вам говорю я, королева Физика. Управлять государством приходится нелегко, нужно все время размышлять, школьники постоянно нуждаются в новых знаниях.

Сегодня на наш бал приглашены почётные, известные всем гости – это Математика и Информатика. (Гости проходят в зал и занимают свои места).

А сейчас приглашаю моих самых близких подруг – математику и информатику.

Ученик 1.

О, математика, ты вечна!
Гордись, прекрасная, собой!
Твое величье бесконечно,
Так предначертано судьбой!
Всегда овеяна ты славой,
О, светоч всех земных светил!
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил!
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе!

Информатика:

Я наука молодая,
С каждым годом подрастаю.
Думать человек устал.
- Век компьютеров настал.
Вот открыли в школе класс
Информатики для вас.
Без прогресса никуда,
Всех прошу ко мне, друзья.

Физика: Но кроме математики и информатики есть множество наук, знание которых просто необходимо всем людям. Конечно, это и физика!

Ученик 2.

Трудно было человеку миллионы лет назад.
Он совсем не знал природы,
Словно верил в чудеса,
Он всего, всего боялся
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
И решил он все узнать,
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он земли науку,
Кратко “физикой” назвал
Под названьем тем коротким
Он природу распознал!

Физика: Дорогие участники, сегодня все гости нашего бала подготовили для вас интересные подарки, сюрпризы, задания по точным дисциплинам. За правильные ответы и проявленную активность Вы будете получать жетоны. Итак, слово предоставляется Информатике.

Информатика: Дорогие ребята, я приготовила для вас задание, оно представляет собой flash- тест “Информация вокруг нас” на 3 варианта по 5 вопросов.

(Тест демонстрируется на экране с помощью проектора, см. Приложение 1. “Информация вокруг нас” и Пояснительную записку к тесту, см. Приложение 2.)

В каждом вопросе предлагается выбрать один правильный ответ из предлагаемых ответов. К вопросам добавлены соответствующие иллюстрации, которые помогут вам воспринимать вопрос с полным пониманием и свободно ориентироваться в изученном материале. После выбора ответа, Вам сразу же обязан проверить ответ, в результате выбора правильного ответа, вы получаете соответствующий одобрительный комментарий. По окончанию прохождения теста автоматически выставляется оценка.

Приглашаю 3-х участников (с помощью жребия определяется тот, кто начинает первым работу с тестом и выбирает себе вариант заданий).

Математика: Большое спасибо моя дорогая Физика! Спасибо, Ваше величество, за приглашение.

Я приготовила подарок для всех участников бала. О красоте математики немало сказано и показано. Вашему вниманию хочу предоставить презентацию “Красота математики”, содержание которой демонстрирует гармонию чисел форм, изящество математики и её универсальность. Мои придворные математики (3 ученика) будут вашими гидами в путешествии по красотам математики

(Просмотр презентации “Красота математики”, комментарии к слайдам делают придворные математики, см. Приложение 3.)

Математика: Любители точных наук! Вы знаете, что такое фракталы? Это фантастическая красота. Приглашаю посмотреть слайд-шоу, которое создано специально к нашему балу.

(Просмотр слайд-шоу “Гармония фракталов”, Приложение 4.)

Физика: Но так грустно бывает, когда мы зубрим формулы, учим теорию, а вот что касается экспериментов, то тут другой расклад. Придворный Волшебник покажет нам занимательные физические опыты.

Волшебник 1.

О том, что физика наука молодая,
Сказать определённо, здесь нельзя,
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.

Дорогие ребята! Арабская пословица гласит: “Один опыт стоит тысячи слов”. Исходя из этого весьма справедливого утверждения, предлагаю вашему вниманию разнообразные опыты по физике. Опыты по физике – это возможность для человека более основательно разобраться в устройстве его мира.

Вам нужно будет объяснить увиденное с физической точки зрения. Кто первым правильно ответит на вопрос, тот получит жетон.

(Волшебник 1. демонстрирует опыты или фокусы, задаёт вопросы. Опыты подготовлены и проверены заранее учителем физики).

Занимательные физические опыты

Волшебник 1.

Опыт 1. “Непромокаемая бумага”

Оборудование: бумажное полотенце, стакан, пластиковая миска или ведёрко, в которое можно налить достаточное количество воды, чтобы она полностью покрыла стакан.

Проведение: Смять бумажное полотенце и положи его на дно стакана. Перевернуть стакан и убедиться в том, что комок бумаги остаётся на месте. Произнести над стаканом какие-нибудь волшебные слова. Потом медленно опустить перевёрнутый стакан в миску с водой. Держать стакан как можно ровнее, пока он не скроется под водой полностью.

Вытащить стакан из воды и стряхнуть с него воду. Перевернуть стакан дном книзу и достать бумагу. Дать зрителям пощупать её и убедиться, что она осталась сухой. Результат: зрители обнаруживают, что бумажное полотенце осталось сухим.

Объяснение: Воздух занимает определённый объём. В стакане есть воздух, в каком бы положении он не находился. Когда ты переворачиваешь стакан кверху дном и медленно опускаешь в воду, воздух остаётся в стакане. Вода из-за воздуха не может попасть в стакан. Давление воздуха оказывается больше, чем давление воды, стремящейся проникнуть внутрь стакана. Полотенце на дне стакана остаётся сухим. Если стакан под водой перевернуть набок, воздух в виде пузырьков будет выходить из него. Тогда сможет попасть в стакан.

Волшебник 2.

Опыт 2. “Вертящаяся змейка”

Оборудование: плотная бумага, свеча, ножницы.

Проведение: Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки.

Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.

Объяснение: Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.

Волшебник 3.

Опыт 3. “Загадочная картофелина”

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим картофелину сначала в один сосуд, а затем в другой. В одном из них она она тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение: В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

Волшебник 4.

Опыт 4. “Волшебная вода”

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется “Волшебная вода”. Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом. При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.

Физика: Загадок в физике, в других науках и в жизни - множество. И у меня для вас есть презентация с заданиями: “Задачи по загадкам”. Кто быстрее даст ответ, тот получает жетон. Мне помогут провести мои Знатоки физических загадок – 2 ученика.

(Приложение 5, презентация “Задачи по загадкам”)

Задачи по загадкам.

  1. Мир обогревает, усталости не знает. (Солнце).
  2. Вопрос. Как энергия Солнца достигает Земли? (Путём излучения).

  3. Хоть я не снег, но таю, не птица, а летаю. (Дым).
  4. Вопрос. Почему дым постепенно тает? (Это можно объяснить явлением диффузии: молекулы, входящие в состав дыма, быстро проникают в промежутки между молекулами воздуха).

  5. Летом навзничь лежат, зимой в гости ездят. (Сани).
  6. Вопрос. Почему сани используют зимой, а телегу – летом? (Летом трение скольжения полозьев намного больше, чем трение качения колёс телеги).

  7. Не зная броду, лезу смело в воду. На большой глубине лишь по пояс мне. (Корабль).
  8. Вопрос. Как изменится посадка корабля при переходе из пресной реки в море? (Уменьшиться, т. к. увеличивается плотность воды, следовательно, увеличивается сила Архимеда, выталкивающая корабль.)

  9. Крыльями машет, а улететь не может. (Ветряная мельница).
  10. Вопрос. Какое преобразование энергии происходит при работе ветряной мельницы? (Кинетическая энергия ветра превращается в кинетическую энергию вращательного движения).

  11. Вода по воде плавает? (Лёд).
  12. Вопрос. Почему лёд плавает по воде? (Плотность льда меньше плотности воды).

  13. Дерево даёшь – съедает, а от воды – умирает. (Огонь)
    Вопрос. Какие виды теплопередачи отвечают за нагревание тел вблизи огня? (Излучение, теплопроводность).

Физика: Придворный Скоморох давно ждёт своей очереди для выступления. Он хочет повеселить вас.

Придворный Скоморох: анекдоты

1. Скажи, что ты сегодня узнал на уроке физики.

  1. Ну, сегодня нам объясняли, что при нагревании тела увеличиваются, а при охлаждении уменьшаются.
  2. Ты можешь привести пример?
  3. Да. Наши каникулы. Летом они длинные, а зимой короткие.

2. Отец Вовочки на родительском собрании:

  1. Ну что ж поделаешь, Вовочке в одно ухо влетело, в другое вылетело...
  2. Учитель физики со своего места:
  3. Ошибаетесь, звук в вакууме не распространяется...

3. Урок физики в школе. Учитель спрашивает:

  1. Что такое лошадиная сила?
  2. Это сила, которую развивает лошадь ростом в один метр и весом в один килограмм!
  3. Интересно! И где же ты видел такую лошадь?
  4. А ее так просто не увидишь. Она хранится в Париже, в Палате мер и весов.

4. Учительница:

  1. Вовочка, кто такой был Архимед?
  2. Ну,… это был ученый… как-то раз он мылся в ванне и закричал: “Эврика!”
  3. И что означает “эврика”?
  4. Ну,… это означает “нашел”.
  5. И что же он нашел?
  6. Не знаю… Мыло, наверное.

Физика: Даже в самых трудных ситуациях юмор остаётся добрым спутником и помощником.

Теперь Математика, Информатика и я зададим вам по одному вопросу. Вы готовы?

Информатика: Какой российский город назван “в честь” древнейшего компьютера? (Ответ: Абакан).

Математика: Древнегреческий математик, победитель Олимпийских игр по кулачному бою, V в. до н.э., автор слов: “Числа правят миром”. Кто это? (Ответ: Пифагор)

Физика: Учёный, открывший этот закон, родился в городе Сирокузы. Действует в жидкости и в газе. Братья Монгольфье воспользовались этим законом. Кто это? (Ответ: Архимед).

Физика: Настала пора послушать стихи придворных поэтов, которые написаны специально к нашему балу. Как вы можете догадаться, все они с физическим содержанием. Вам же предстоит не только их слушать, но и ответить на вопросы поэтов-физиков.

(Поэты по очереди зачитывают отрывки из стихотворений).

Физика нужна!
Физика важна!
Без нее не сделать нам ни шагу!
Как из березы получить бумагу?
Как мобильный телефон превратить в планшет?
Как получить незатухающий костер?
Как сделать умный полотер?

Как увидеть микромир?
Как нанотехнологии внедрить?
И параллельные миры заполучить?
Как заглянуть в другие времена?

Физика - какая емкость слова!
Физика - для нас не просто звук,
Физика - основа и опора
Всех без исключения наук!

Физика учит хозяйку,
Как пищу готовить быстрей,
Зимою выращивать розы,
Тепло сберегать в квартире своей.

Физика учит плавать
Тяжёлый морской пароход,
Летать воздушный лайнер,
Космический звездоход.

Физика в жизнь воплощает
Все замыслы и мечты.
Загадки природы она объясняет
Всем, кто с нею на "Ты"!

Учитель:

О, Физика, наука из наук!
Всё впереди! Как мало за плечами!
Пусть Информатика нам будет вместо рук,
Пусть будет Математика очами.

Не разлучайте этих трёх сестёр
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остёр
И знанья человеческие шире.

Математика: Все вы сегодня убедились, как тесно связаны все науки между собой, и как необходим предмет Информатика при изучении любой науки.

Информатика: Учитесь, вам это очень пригодится в будущем. Желаем успехов и счастья!

Физика: Ну, вот и подошел к концу бал наук. И сейчас я предлагаю вам подсчитать ваши жетоны. Награждение победителей недели естественно-математических наук.

(Королева Физика подводит итоги бала, победители получают призы, самые активные участники бала получают сертификаты и благодарности).

Звучат фанфары, бал окончен. Всего вам доброго, до новых встреч!

Использованные литература и интернет-ресурсы

  1. Л.А. Горев, Занимательные опыты по физике. М.,Просвещение,1985 г.
  2. Ченцов А.А. Вечера занимательной физики. Белгород, 1964.
  3. http://lmagic.info/nepromokaemaya_bumaga.html
  4. http://www.proshkolu.ru/club/physics/blog/1030