Практическая работа "Отпиливание металла". 6-й класс

Разделы: Технология

Класс: 6


Тип урока: Комплексные работы.

Форма проведения: беседа, самостоятельная работа под контролем учителя

Цель урока:

  • Образовательная – научить ученика принимать правильную рабочую позу, правильно держать в руках напильник и стоять у тисков при опиливании металлов ручным инструментом.
  • Развивающая – формирование умения закрепления заготовки в тисках. Познакомить с приёмами опиливания заготовок.
  • Воспитательная – прививать интерес к предмету, развивать технический кругозор, наблюдательность и точность;. формировать самостоятельность и ответственность.

Межпредметные связи: математика – измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля, физика - теплота, процессы, происходящие при опиливании металла.

Оборудование и наглядность: класс по слесарной обработке металла укомплектованный слесарными верстаками (по числу учащихся), таблицы, плакаты.

Материалы и инструменты: металлические заготовки, штангенциркуль, напильники с насечкой № 1,2,3,4,5 длиной 250-300 мм с насаженными ручками, щетка, молоток, чертилки.

.

Физкультминутка.

Ход урока

I. Организационная работа.

а) проверка явки учащихся и готовности к уроку;

б) сообщение темы урока и плана предстоящей работы;

в) беседа по вопросам, предваряющая объяснение нового материала;

г) вводный инструктаж.

II. Теоретическая часть:

1. Повторение пройденного материала.

Вставьте пропущенные слова и прочитайте определение:

  • сплав железа с углеродом, содержащий до 2% углерода и примеси других элементов, называется...; (сталь).
  • сплав железа с углеродом, содержащий более 2% (обычно 3-4,5%) углерода, а также примеси других элементов, называется ...; (чугун).
  • сплав меди с ..., называется латунью; (цинком).
  • сплав ... с ..., а также другими элементами называется бронзой; (меди с оловом)
  • сплав алюминия с медью и некоторыми другими элементами - это ... (дюралюминий)

Вопросы беседы:

а) назвать составные части штангенциркуля, какие измерения можно выполнять с его помощью?

б) из каких основных частей состоит слесарная ножовка?

в) люди, каких профессий занимаются производством металла?

Тест “Свойства металлов”

Карточки с заданием. Найти соответствие термина с определением. Например: 1-3, 2-1, 3-2 и т.д.

Физкультминутка.

III. Объяснение учителем нового материала

Технология обработки металла преобразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей в изделиях из металлов с использованием станков, инструментов и приспособлений. Производственный процесс, включает в себя разработку конструкторской и технологической документации чертежи, пояснительные записки, расчёты, схемы. Технологический процесс составная часть производственного процесса, связанного с изменением формы, размеров, а также состояния материала при преобразовании его в готовую продукцию. Технологический процесс состоит из технологических операций, которые представляют собой законченные части технологического процесса обработки деталей, выполняемые на одном рабочем месте.

Методические рекомендации:

Даю учащимся общую характеристику нажимных операций, объясняю им, на какие важнейшие элементы необходимо обращать внимание. Первое, на что обращаю внимание, – это:

  • Правильная стойка при опиливании;
  • Правильная хватка напильника;
  • Расположение корпуса при опиливании;
  • Выбор высоты тисков;
  • Постановка ног при опиливании;
  • Рабочие движения при опиливании;
  • Балансирование напильника;
  • Уборка тисков при опиливании;
  • Техника безопасности при опиливании плоскости;

Показ и разбор этих элементов даю в процессе рассказа об опиливании металлов. Особое внимание уделяю соблюдению правильной стойки при выполнении нажимных операций, хватки инструмента и координации нажимного движения. Показав учащимся, как правильно стоять при опиловке, и объяснив, почему именно применяется такая стойка, прошу учащихся принять стойку и проверяю её правильное выполнение. Затем объясняю, почему нужно стоять в пол-оборота к тискам.

Показываю и объясняю правильную хватку напильника. Для этой цели ученик несколько раз берет правой рукой напильник и кладёт его на слесарный верстак с правой стороны тисков.

Проверив правильность выполнения хватки, перехожу к показу и объяснению конструкции движения при опиливании.

Ученик подбирает высоту тисков по своему росту. Упражнение заканчивается определением правильного расстояния работающего от тисков, при этом нужно добиваться, чтобы у ученика предплечье правой руки находилось в вертикальном положении в тот момент, когда напильник отодвинут в дальнее положение. При неправильном выборе высоты тисков появляется, быстрая утомляемость и возникают трудности в достижении точности при опиливании плоскости. После упражнений в правильной хватке, стойке и при опиливании, объясняю важность соблюдения определенного темпа в работе. При опиливании учащихся в течение 10 минут производят опиловку двух пластин, расставленных на расстоянии 60мм, зажатых в тиски с деревянным бруском. По счету “раз” - движение рабочее, “два”- движение холостое. Цель данного упражнения – достижение правильной координации движений и балансировки напильника.

Физкультминутка.

IV. Самостоятельная работа учащихся с использованием инструкционной карты

Ученики самостоятельно выполняют практическую работу.

Целевые обходы:

  • проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда;
  • проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности при использовании инструкционной карты.
  • показ трудовых приёмов на рабочем месте;

Инструкционная карта

Изготовление детали: “Клин к топору”

Оборудование: слесарный верстак с тисками, накладные губки, разметочные плиты.

Инструменты: плоские напильники с насечкой № 1,2,3,4,5 длиной 250- 300мм с насаженными ручками, штангенциркуль, поверочные линейки, чертилки, молотки, угольники.

Презентация.

V. Заключительная часть. Подведение итогов.

Анализ характерных ошибок и их причин.

В процессе работы обращалось внимание на качество обработки.

Сообщение оценки работы каждого учащегося

При подведении итогов был проведён общий анализ работы. Первый этап обучения приемам работы по опиливанию детали прошёл успешно.

Литература:

  1. Покровский Б.С. Слесарное дело: Учебник для нач. проф. образования/ Б.С. Покровский, В.А. Скакун. – М.: ИРПО: Издательский центр “Академия”, 2003.
  2. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу. М., 1978.
  3. Скакун В.А. Руководство по обучению слесарному делу. М., 1977.