Школа патронатного воспитателя "Мы интересны друг другу"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели и задачи:

  • Формирование прочных эмоциональных связей между патронатной семьей и воспитанником;
  • Помощь в адаптации членов патронатной семьи и воспитанников;
  • Развитие навыков общения и сотрудничества;
  • Проработка проблематики доверия и развитие умения доверять друг другу.

Ход занятия

I. Приветствие “Цветок!”

– Перед вами ваза с цветами. Мы по очереди будем брать один цветок называть свое имя и свое любимое занятие, затем отдавать соседу справа, затем он берет цветок, называет свое имя и любимое занятие, затем отдает цветок соседу справа и т.д. до тех пор, пока у каждого не будет по цветку.

Вот мы и познакомились!

А знаете ли вы, что означают ваши имена? (Обозначение имен).

II. Эмоциональный настрой группы

Разминка “Прогноз погоды”

– Возьмите лист бумаги, кисточку и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас “плохая погода” или “штормовое предупреждение”, а может быть, для вас уже вовсю светит солнце. (Обсуждение рисунков).

III. Организационный момент

На наших встречах мы будем учиться общению, получая от этого не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение. Кто может попытаться объяснить понятие “общение”?

Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличии от простого взаимодействия, в процессе общения происходит открытие друг другу самих себя. (Я – тебе свое Я, а ты – мне свое Я).

  • Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
  • Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего и для кого это нужно?

Общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

IV. Основное содержание занятия

Сказка “Мама для мамонтенка”, или просмотр мультфильма “Мама для мамонтенка”.

– Сейчас я хочу рассказать вам сказку о мамонтенке, который искал свою маму.

“Однажды далеко на севере на свет появился маленький мамонтенок. Никто не знал, откуда он взялся, да и сам мамонтенок не знал, кто он и кто его родители. Все, что он помнил, это то, как однажды во время снежной бури мама куда-то исчезла. Мамонтенок долго ее ждал, но потом устал, спрятался за большим сугробом и уснул. А когда проснулся, то оказалось, что никто никогда не видел таких зверей и не знает, где можно их найти. И только старый тюлень сказал, что видел похожих на мамонтенка животных далеко-далеко на юге. Он помог мамонтенку сесть на льдину и отправиться в дальнее путешествие. Много дней и ночей скитался мамонтенок по бескрайнему океану, и вот однажды его льдину прибило к очень странному берегу. Вокруг росли огромные зеленые деревья, летали разноцветные птицы, и было очень жарко. Вдруг с ближайшего дерева спрыгнул маленький шустрый зверек.

– Ты кто? – спросил он у мамонтенка.

– Я не знаю. А ты кто?

– Я – обезьянка.

– А ты случайно не встречала мою маму?

– Нет, но хочешь, я помогу тебе ее найти?

– Конечно, хочу, – обрадовался мамонтенок.

И они вдвоем пошли искать маму мамонтенка. Но никто не соглашался стать его мамой, и никто не мог сказать, где ее искать. И вот однажды далеко в джунглях мамонтенку и обезьянке повстречалась слониха. Она была так похожа на мамонтенка, что он радостно бросился к ней и закричал: “Мама, наконец-то я тебя нашел!” Слониха была очень доброй и сразу согласилась стать мамой мамонтенка. Так мамонтенок нашел свою маму и уже больше никогда ее не терял”.

– Понравилась ли вам сказка? Как мы называем, одним словом, родных людей? А что такое семья? У всех ли людей есть родители, семья? А зачем человеку семья?

Семья – это самые близкие люди, которые живут вместе. Семья людям нужна, чтобы каждый чувствовал, что его любят, и чтобы всем было хорошо. К сожалению, так бывает не всегда, но есть такие люди, которые готовы поделиться своим теплом и обеспечить заботой детей, которые этого по каким-то причинам лишены. Это – патронатные воспитатели.

Работа с текстом

Лес – место тайн, опасностей, испытаний, открытий неизведанного. Вот и наше общение начинается с тайны того, что ожидается на занятиях, а также тайны того, что скрыто во внутреннем мире каждого из вас.

– Как вы понимаете этот текст? (Обсуждение).

Упражнение “Цветок достижений” (выполняют патронатные воспитатели)

Патронатным воспитателям выдаются заготовленные бланки-цветы. В центре цветка вклеена фотография ребенка. А на лепестках должна будет появиться информация о положительных качествах и умениях ребенка, которыми он обладает по их мнению. Заполняют лепестки патронатные воспитатели.

Упражнение “Подарок” (выполняют воспитанники)

А дети тем временем готовят подарок своим патронатным воспитателям. На листе А4 ребенок рисует свечой то, что он хотел бы подарить своему патронатному воспитателю. По окончанию работы рисунки дарятся патронатным воспитателям, они же в свою очередь красками наносят цветной фон и узнают, что им подарил их воспитанник.

Упражнение “Строим дом”

Цель: проживание позитивного опыта совместных действий.

– У вас в большом конверте собрано много бумажных квадратиков, треугольников и кружков разных размеров и цветов. Добавьте к ним прямоугольники разной формы – у вас получится целый склад “стройматериалов”. Теперь можно приступать к строительству домов. Фантазируйте. Из имеющихся у вас “деталей” можно построить и простой домик с трубой, и целый дворец.

Обсуждение упражнения:

– Каким получился дом?

– Удобный? Уютный?

– Всем ли есть место?

Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужна в семье любовь. А вам? (доброта, понимание, уют, забота, уважение и т.д.)

На мольберте размещаются “бревна”, на которых записывается, то что, по мнению патронатных воспитателей и воспитанников необходимо для совместного комфортного проживания. В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово “тепло”.

– Вот мы построили дом, в котором тепло.

Соберите в ладони свое тепло.

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

Поделитесь своим теплом друг с другом.

V. Завершение

Упражнение “Доброе животное”

Давайте встанем в круг, каждая семья образует свой круг (сколько семей, столько и кругов). Возьмитесь за руки. Представьте, что вы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь - подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе”.

VI. Рефлексия

Упражнение “Легкие пути всегда ведут в тупик”

Мы познакомились друг с другом, узнали новые имена и, самое главное, индивидуальные особенности всех членов нашей группы. Сейчас вам предстоит вспомнить все, что происходило на занятии. Вспомните то, что сами участники говорили о себе, что говорили о нем другие, когда мы сидели вместе. Это, безусловно, не очень легко, но “легкие пути всегда ведут в тупик”. Вы можете добавить и свои выводы об индивидуальности каждого члена группы, которые вы смогли сделать во время нашего общения. Например, вы можете сказать: “Ирина отличается от всех своим спокойствием”.

На обдумывание вам отводится 1 минута. Постарайтесь вспомнить как можно больше о каждом из членов группы. Не ленитесь. Затем предлагаю вам поделиться своими мыслями с присутствующими.

Литература.

1. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью: методическое пособие/Г.Т.Базарова и др. - М.: изд-во “Проспект”, 2009 год;

2. Школа принимающих родителей: методическое пособие/ Гарифулина Э.Ш., и др. – М.: ООО “Издательство “Проспект”, 2010 год.

3. Осипова И.И. “Профилактика отказов от приемных детей” - М.: изд. “Мир семей” 2008 год.

4. Интернет-источники.