Тема материнства в изобразительном искусстве. Посвящается Дню матери

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Методы обучения: Урок-конференция.

Межпредметные связи: МХК, история, литература.

Цели и задачи урока:

  • познакомить с темой женской красоты, материнства в изобразительном искусстве, иконописи;
  • познакомить с произведениями великих мастеров эпохи Возрождения, углубить ранее усвоенные знания об изображении человека;
  • показать взаимопроникновение светской темы материнства и библейских сюжетов, общее и различное;
  • воспитывать эстетическое чувство, художественный вкус, творческое воображение;
  • укреплять межпредметные связи (литература, история);
  • воспитывать уважение к женщине, к матери;
  • способствовать закреплению знаний пройденных материалов уроков; пополнение знаний детей новым материалом.

Место проведения: классный кабинет.

Оборудование: компьютер, проектор, буклет, презентация PowerPoint. (Презентация)

План урока

Содержание этапов урока Виды и формы работы Время
1. Организационный момент Приветствие 1 мин.
2. Мотивационное начало урока Постановка цели урока. Раздать буклеты. (Приложение) 3 мин.
3. Ход урока 1й-этап: история праздника;

Стихи А. Фета, Р. Лоретти - Ave Maria

(Приложение 1)

12 мин.
2й-этап: произведения художников, воспевающих красоту матери: Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Ян ван Эйк,

Реммбрандт Хамрменс ван Рейн, Райхлих Маркс, Венецианов А.Г., икона “Владимирская богоматерь”.

20 мин.
4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного Подведение итогов: Чему был посвящен наш урок?

Какую тему называют в искусстве вечной – образ матери.

Что нового вы узнали? Что понравилось? – познакомились с картинами, композиторами, художниками, поэтами, что такое икона. Понравилась – музыка, картины

6 мин.
5. Подведение итогов, домашнее задание. Вспомнить пословицы и поговорки о матери.

Составить свой ряд зрительный и музыкальный ряд о женщинах, матери.

3 мин.

Написать на доске: “Есть прекрасное существо на свете, перед которым весь мир в долгу – это мать”. Н.Островский"

Учитель: Здравствуйте дети!

(Презентация. Слайд №1, 2,)

Цель нашей встречи – узнать как можно больше о художниках воспевающих материнство.Тема нашего урока “ТЕМА МАТЕРИНСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ” посвящается празднику Дню матери”, который прошел 25 ноября (НАКАНУНЕ). Мы сегодня с вами будем говорить о маме, материнской ласке и любви.

(Презентация. Слайд №3)

- В День матери чествуются только матери и беременные женщины, а не все представительницы слабого пола.

- Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время.

- По некоторым источникам традиция празднования Дня матери берет начало еще в древнем Риме, Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) матери богов – восточной Кибеле

- Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее.

- На Руси почиталась Мокоша - Богиня материнства.

- В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 “О Дне матери” от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. А материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости.

(Презентация. Слайд №4)

- У русского поэта А.А. Фета есть стихотворение “Ave Maria” (“Радуйся. Мария” - так начинается молитва.) Ученик читает стихотворение, которое проецируется на экране.

Ave Maria

Ave Maria – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царила, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
AveMaria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха....

Афанасий Фет

- Австрийский композитор Ф. Шуберт написал арию “Аvе, Maria”, ставшую известной во всем мире. Давайте и мы познакомимся с этой прекрасной музыкой в исполнении итальянского мальчика Лобертино Лоретти.

Прослушивание произведения Ф. Шуберта “Ave, Maria”.

Тема материнства издавна волновала, вдохновляла на творчество. Образ матери - вечная тема искусства.

(Презентация. Слайд №5)

На протяжении тысячелетий, веков и столетий воспевается народом материнство. Это отражено в творчестве поэтов и писателей, музыкантов и художников. Мы с вами рассмотрим произведения художников, воспевающих красоту матери.

Воспетое материнство более 2000 лет назад с рождением Христа – это “Матерь Божья с сыном” на руках. Младенец протягивает ручонки к нам людям, Мать – Мария – ее образ чистый и возвышенный, в глазах застыла некая печаль, покорность и смирение, но с какой нежностью и любовью она прижимает своего сына к себе.

Когда художник пишет Деву Марию, то чаще у него получается не картина, а икона (образ, а не конкретное лицо). Икону пишут по особым церковным канонам. Слово “икона” греческого происхождения и означает “образ”. Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской. “Богоматерь Владимирская” создана во второй половине XII века. Эта икона - величайшая святыня Руси. Сейчас она находится в Московском Кремле, в Успенском соборе. Всмотритесь в глаза матери: что вы видите?

- Младенец Иисус склонил голову, нежно прижимаясь к её щеке.

- Но лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Лики матери и младенца прекрасны, полны добрых чувств.

Ученик читает стихотворение, которое проецируется на экране.

(Презентация. Слайд №6)

Владимирская Богоматерь

Не на троне - на Ее руке, Левой
Ручкой, обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует... Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке...
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит...
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!
Максимилиан Волошин

- Эту икону называют “древнейшей песнью материнства”. Богородица, прежде всего, мать, страдающая мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прошения

(Презентация. Слайд №7)

Самым светлым и радостным художником эпохи Возрождения был Рафаэль Санти из города Урбино.

Всем своим творчеством Рафаэль говорил: человек должен быть прекрасен — у него должно быть красивое и сильное тело, всесторонне развитый ум, добрая и отзывчивая душа. Таких людей изображал Рафаэль в своих картинах. Таким человеком был он сам.

Ранние произведения проникнуты изяществом, мягким лиризмом.

Так называют ее по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ. Но это та же Мария, она идет к нам по облакам. Слава ее ничем не подчеркнута, ноги босые, но как повелительницу встречают ее, приклонив колени, папа Синкст, святая Варвара и ангелы. Она идет к людям юная величавая, бережно и осторожно, с большой любовью неся своего ребенка, что-то тревожное затаив в душе. Она знает, что несет не просто своего ребенка, а великого сына Земли – спасителя Мира. В ней самой замерло желание спасти и сохранить своего сына, оградить от всех бед и несчастий.

(Презентация. Слайд №8)

“Портрет Беременной женщины”, 1506 г. В портрете привлекает благородство идеала человека, воплощенного в конкретном, узнаваемом облике людей эпохи Возрождения. Рафаэль тщательно выписывает платье, украшения, особенно головной убор женщины. Квадратный вырез платья, резко отчерченный черной лентой, контрастирует с округлой формой лица и живота молодой женщины. Левая рука, внимание к которой привлекается украшениями, возложена на живот, указывая на факт беременности женщины. Красные рукава платья также акцентируют внимание на нижней части картины. Лицу придано выражение строгое, спокойное, приподнятые брови придают немного удивленное выражение. Взгляд погружен в себя. Рафаэль мастерски отобразил само углубленное состояние молодой матери, и, хотя многие великие живописцы изображали беременных женщин, рафаэлевская картина является шедевром среди них.

(Презентация. Слайд №9)

В произведении Леонардо да Винчи “Мадонна Лита” мы видим образ другой матери, но все та же любовь и ласка, а младенец, защищенный в руках матери спокойно наблюдает за миром. - На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза, едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чистой земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

(Презентация. Слайд №10)

Реммбрандт Хамрменс ван Рейн  1606—1669) — голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.Его Творчество одна из вершин мировой реалистической живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

(Презентация. Слайд №11)

Исключительно жизнерадостно выглядит “Автопортрет с Саскией на коленях” написанный в первые дни медового месяца. Художник изобразил себя с большим бокалом в руке - он поднимает бокал за удачу и бросает вызов своим недругам.

Красавицу-жену Рембрандт любил наряжать в бархат, шелк и парчу, по обычаю того времени, осыпал бриллиантами и жемчугом, с любовью наблюдая, как выигрывает ее прелестное, молодое лицо от блестящего наряда, как свежий цвет его эффектно выделяется на темном фоне вишневого бархата, какой матовой белизной отливает жемчужная нить, вьющаяся среди золотистых волос.

Саския была гением-вдохновителем мужа, его утешением среди неудач и забот, опорой в работе. Жизнь, полная любви, труда и творчества, сложилась легко и радостно. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. Столь же милой, так же просто, по-домашнему одетой она предстает перед нами на одном из последних портретов “Саския с цветком. (Флора)”.

(Презентация. Слайд №12)

В средневековой западной живописи также нашла довольно широкое отражение тема Посещения .Дева Мария после получения Благой Вести отправляется к Елисавете, носящей во чреве Иоанна Предтечу. Обе праведницы, как правило, изображались в широких просторных одеждах, скрывавших их беременность. Однако, на картине немецкого художника Райхлиха (1511 г.) округлые животы женщин прорисованы четко, а в них видны младенцы, радующиеся первой своей встрече.

(Презентация. Слайд №13)

Признанный портретист, академик живописи Венецианов А.Г., писал простых русских женщин - крестьянок, занятых нелегкой работой.

На доске “На пашне. Весна”

На этой картине изображена крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике. Она ведет запряженных в борону лошадей. А в стороне сидит играющий ребенок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Позади женщины - неоглядная русская даль.

(Презентация. Слайд №14)

Ученики читаютпословицы, которые проецируются на экране.

Завершить нашу встречу мне хотелось бы словами русского поэта Сергея Островского.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
Так она и будет жить в веках -
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках!

- Берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем!

Работа на дом:

(Презентация. Слайд №15)

Составить свой зрительный и музыкальный ряд: о женщинах, матери.

(Презентация. Слайд №16)

Наш урок окончен.

Приложение 1

Приложение 2