Язык мой — друг мой! Урок развития речи в 6-м классе

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • продолжить формирование осознанного подхода к слову,
  • углубить знания учащихся о фразеологизмах,
  • научить правильно использовать фразеологические обороты в речи

Оборудование урока: тетради, раздаточный материал, иллюстрации, проектор, презентация к уроку.

Заранее нужно выбрать талантливых ребят, способных не только выразительно рассказать стихотворение А. Барто “Сильное кино”, но и сыграть роли рассказчика и маленькой девочки. Кроме этого, необходимо создать два варианта творческой работы, например, о походе в театр или музей (без средств выразительности и с ними).

Ход урока

На уроках русского языка я часто использую занимательные материалы из книги Анатолия Тимофеевича Арсирия, а его герой – дед Всевед – любимый гость ребят. Рисунок, созданный руками учеников, размещаю на стенде “К уроку” и демонстрирую слайд №4. Восприятие образа этого героя готовится на протяжении всего курса 5 класса, поэтому небольшой комментарий к слайду сопровождается радостными возгласами и улыбками. Ребята ожидают, что урок будет занимательный.

1. Согласны ли вы с утверждением, что здесь встретились интеллигентные люди?

2. Какого человека можно назвать интеллигентным?

После того как учащиеся высказали своё мнение, на магнитную доску вывешивается статья из словаря: Интеллигентный – образованный, культурный. (Запись в тетрадь).

3. Вопрос №3 – это вопрос от деда Всеведа. Слайд №5. Узнаёте ли вы людей на этих фотографиях? Кого из них можно назвать интеллигентным? (Портреты Д. С. Лихачёва и А. П. Чехова представлены в кабинете, с их творчеством ученики знакомы, поэтому сразу называют их имена. Сергея Юрьевича Юрского ученики тоже узнают. Если возникают сложности, учитель немного расскажет о нём, о ролях в театре и кино, непременно упомянув роль Остапа Бендера в кинофильме Михаила Швейцера “Золотой теленок”, а также о происхождении псевдонима).

Среди признаков интеллигентного человека ученики называют образованность, отношение к людям и, возможно, отношение к языку или грамотную речь. В качестве доказательства правильности рассуждений можно привести одно из высказываний о языке. Например, слова Д. С. Лихачева из статьи “О языке устном и письменном, старом и новом”.

“Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит”. (Запись в тетрадь).

4. Всем известны слова И. С. Тургенева: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса”. А вы, ребята, как относитесь к своему языку? (Ученики говорят об уважительном отношении к языку. Не будем оспаривать справедливости сказанного). Но, к сожалению, бываю случаи иного обращения с речью. Комментируем слайд №6. Костя Шишкин из повести Н. Носова “Витя Малеев в школе и дома” жалуется: “Мама говорит, что я беззаботный. А почему я беззаботный? Потому что мне не о ком заботиться...” Как понимает Костя слово “беззаботный”?

5. А что вы можете сказать о рассказчике из стихотворения А. Барто “Сильное кино” (Стихотворение выразительно читают два заранее подготовленных ученика). Чтобы осмыслить его, используем слайд №7.

1 рассказчик.

Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат.
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая,
Я пойму.

2 рассказчик.

– Они ползут,
А он им – раз
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они – ей раз!
Она им – раз!
Но тут как раз
Ее он спас,
Он был с ней заодно...
Ух, сильное кино!

И вот он начал свой рассказ:

1 рассказчик.

Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.

Вопросы на слайде №8. Выслушиваем мнения ребят и делаем вывод, что у рассказчика небольшой словарный запас, он не умеет выражать свои мысли.

6. Какой должна быть наша речь? (Правильной, точной, ясной, такой, чтобы слушать нас было приятно). Но этого недостаточно. (Звучит домашнее сочинение-миниатюра одного из учеников. Тема может быть любой, в данном случае – посещение зоопарка. В работе намеренно опущены все средства выразительности). Выскажите свое мнение о нем. (В тексте не хватает образности, выразительности). На слайде №9 – совет от деда Всеведа. Повторное чтение полного варианта сочинения.

7. Вспомним, что такое фразеологизмы? Основными чертами фразеологизмов являются краткость, точность, устойчивость. Запись определения в тетрадь.

8. Задание “исправь ошибку” – слайд №10.

9 .Одной из характерных черт фразеологических оборотов является переносный смысл. Объясните происхождение следующих фразеологических оборотов: трещать по всем швам, игра с огнем, не жалеть красок, учитывать все плюсы и минусы. Слайд №11.

10. Выберите из предложенных сочетаний фразеологизмы, обоснуйте свой выбор, сделайте записи в тетрадях. Работа с раздаточным материалом. (Медвежья шкура – медвежья услуга, волчий аппетит – волчий хвост, важная деталь – важная птица, горькая микстура – горькая правда, принимать продукцию – принимать участие, приходить в голову – приходить в школу).

11. Подберите по одному общему для каждой группы прилагательному так, чтобы некоторые образовали фразеологизмы. Не забывай на праведном пути то, что сказал старик Марк Твен когда-то: ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата. (Век, середина, правило; удар, система, затмение; суп, шут, чучело). Какие из них не являются фразеологизмами? Почему? Для кого восприятие фразеологических оборотов является наиболее сложным? Дед Всевед попросил одного иностранного художника проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Посмотрите, что у него получилось. Назовите их, объясните смысл, составьте с ними предложения. Слайды №12, 13, 14.

12. Заключительным этапом урока развития речи является создание текста с использованием фразеологических оборотов. Тема для сочинения должна быть актуальной, связанной с теми событиями, которые совсем недавно произошли и вызвали массу положительных эмоций: поход в театр, классная вечеринка, случай в школьном лагере и т.д.